мастер-класс для педагогов "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры»
материал (младшая группа)
Народные игры для детей по большей части – игры коллективные. Благодаря им, ребёнок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам. Игры помогали и помогают физическому развитию: вырабатывается выносливость, сила, ловкость, становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля). Целью многих народных игр является реализация развлекательной функции: шутки, с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров со смешными движениями и жестами, которым присуща простота и безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное Учреждение «Детский сад №9»
Мастер-класс для педагогов
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры»
Выполнила: воспитатель первой категории
Гурикова Надежда Владимировна
2022 г.
Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх через приобщение к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с русскими народными играми.
2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
Все участники мастер-класса приглашаются занять свои места.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер- класса «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры». Народные игры для детей – это произведения фольклорного искусства, самобытные обычаи и традиции. Чем хороши народные игры для детей? Это не только отвлечение от забот дня, отдых и развлечение. Народная игра для детей несёт ещё и дополнительное значение. Она приобщает к культуре народа.
Народные игры для детей по большей части – игры коллективные. Благодаря им, ребёнок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам. Игры помогали и помогают физическому развитию: вырабатывается выносливость, сила, ловкость, становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля). Целью многих народных игр является реализация развлекательной функции: шутки, с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров со смешными движениями и жестами, которым присуща простота и безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр для детей.
Подвижные народные игры просто необходимы детям дошкольного возраста, ведь они развивают координацию, благотворно влияют на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, способствуют формированию правильной осанки. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаём будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное развитие детей.
Русские подвижные игры делятся на группы:
1. Русские народные игры отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
2. Игры отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Например:
«Таря-Маря в лес ходила,
Шишки ела, нам велела
А мы шишек не едим
Таре - Маре отдадим!»
Или «Шишел вышел, он.
Родион, пошел вон!».
Так же можно с помощью жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.
Уважаемые коллеги, хочу предложить вам поиграть в русские народные подвижные игры. Выходите смелее! Итак, представляем вашему вниманию игру «Козлик»
Игра
«Козлик» 2 лет
Считалка:
Шел козленок по дорожке.
У него устали ножки.
Раз, два, три .
Теперь козленком будешь ты.
Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.
Вышел козлик погулять,
Свои ножки поразмять.
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит:
«Бе-е-е, бе-е!»
Ты нас козлик не пугай.
А скорее догоняй.
Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.
«Хоровод»3 года
Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.
Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу:
Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!
До того мы закружились, что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы выполняют приседания, или падают потихоньку.
Русская народная игра «Скакалка» 5-7 лет
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.
Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство.
Перед началом игры говорят следующие слова:
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок,
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Правила игры:
Кто задел за скакалку, выбывает из игры.
Игра«Попади в шляпу» (4-7 лет)
«Брось предмет в цель»
Существует много вариантов этой игры
Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели.
Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом.
Раздайте детям пять игральных карт, орешков в скорлупе, соломинок для питья воды и т. д. и попросите их попасть этими предметами в шляпу, стоя на определенном расстоянии от мишени.
Дети по очереди становятся но колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину.
Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил.
Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.
Игра «Ха-ха-ха»
Это очень простая игра, и, что самое главное, в нее никто не проигрывает. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться.
Дети садятся или становятся в круг, и один из игроков произносит как можно более серьезно: «Ха!».
Следующий говорит: «Ха-ха!», третий – «Ха-ха-ха!», и так далее.
Тот, кто произнесет неправильное количество «Ха» или засмеется – выбывает из игры.
Игра продолжается, а те, кто выбыл, стараются делать все, чтобы рассмешить оставшихся в кругу игроков (только не дотрагиваясь до них).
Кто засмеется последним – победил.
- Игра «Ведьмина метелка»
Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.
Летом спят, а зимой бегут.
В гору деревяшка, под гору – коняшка. (Сани)
Упрятались голышки во мохнатые мешки,
Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)
Идет Егорка – бела шубенка (Снег)
Глянули в оконце,
Лежит белое суконце (Снег)
Трескучий ядрен
Намостил мостен;
По дворам пробежал,
Все окна расписал (Мороз)
2 вариант
У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому
фант с заданием.
1.Подойти к каждому участнику, поздороваться за руку и проговорить: «Я царь, очень приятно!»
2.Сядьте на стул, веник или скамейку и скачите. Приговаривайте: «Навстречу приключениям нельзя опаздывать! Пора торопиться!».
3.Скажите всем — «Я печален и не надо меня трогать!». Сидите с такой миной, как будто весь мир ваш враг, а другие должны развеселить вас. ,
4.Изобразите курицу, которая вдруг снесла яичко.
5.Станьте журналистом и возьмите у кого-нибудь интервью, задавая самые каверзные вопросы...)
3 вариант игры У кого после окончания музыки веник остался в руках,встает между 2 рядом стоящих детей ,веник на вытянутой руке, и проговаривает Ведьмину метлу беру,
Вас сейчас я разверну,-(2 ребенка поворачиваются спиной к друг другу, после слов: раз, два, три беги .Двое игроков начинают бежать вокруг круга детей в противоположных направлениях, кто первый схватил тот становиться ведьмой - и может сам придумать задание, проигравшему.)
Игра «Веселые музыканты».
Ведущий стоит в кругу и проговаривает слова
1 вариант:
Раскладываются по кругу, кубики деревянные большие - это пеньки и орто-пазлы-полянка, попеременно.
Детям даются сумки ( с музыкальными инструментами в них, колокольчик,маракас,погремушка,бубенцы,трещетка.)
В середине стоит ведущий, и какой предмет назовет, тот дети должны и достать и поиграть, ведущий может их путать доставая из своей сумки другой предмет не заданный, кто первый не правильно встал или проиграл на другом инструменте выходит из игры-).Дети идут по кругу.
На пенечек я встаю,
В колокольчик позвоню.
На полянку я встаю-
В маракасик пошуршу.
На пенечек я встаю
В бубенцы я позвоню.
На полянку я встаю.
Я трещеткой потрещу.
На пенечек я встаю
Погремушкой погремлю.
На полянку я встаю -
и в свистульку посвищу.
После этих слов-А свистульки не видать придется вам к столу бежать, кто первый свистульку найдет , тот ведущим пойдет . На расстоянии стоят стульчики под ними лежат инструменты надо схватить именно свистульку.
2 вариант «Игра с колокольчиком».
Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. С началом пения идут противоходом.
Ребенок с колокольчиком поет:
С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу. Колокольчик золотой, Кто плясать пойдет со мной?
В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим.
Игра«Подарки»
Текст Движения
Принесли мы вам подарки, кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Ведущий выбирает один из названных предметов, и дети изображают его движения.
Затем ведущий выбирает ребенка лучше всех показавшего движение, и он становится ведущим.
Скачет конь наш – Цок-цок-цок,
Слышен топот быстрых ног (Дети двигаются по кругу прямым галопом.)
Кукла, кукла, попляши, Красной лентой помаши. (Дети свободно танцуют.)
Вот как кружится волчок, Прожужжал и на бок лег (Дети кружатся и приседают.)
Самолет летит, Летчик смелый в нем сидит. (Дети бегут по кругу с поднятыми в стороны руками.)
Уважаемые коллеги
Прошу оценить мой мастер класс.
Подойдите к лимону, который вам больше всего нравиться, чтобы узнать ваше мнение.(один улыбается, другой рыдает)
Кто любит лимоны
Лимон как воздух нужен Тем, кто слегка простужен.
Кому не нравится лимон, Тот на простуду обречён.
А кто его полюбит — Болеть уже не будет.
Спасибо за внимание!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-150334-1361498209.jpg)
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-218472-1391279821.jpg)
Пасха. Пробщение детей среднего возраста к истокам русской народной культуры через народные праздники.
Приобщение детей среднего возраста к истокам русской народной культуры через народные праздники. 3Одним из великих праздников является Пасха. 3Почему на Пасху принято дарить друг другу яйц...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-179727-1358941058.jpg)
"Не забывайте народные игры" Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры.
В консультации представлено описание народных игр на Вятке....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/17/picture-939667-1502959216.jpg)
Консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры"
Весёлые подвижные игры - наше детство. Кто не помнит весёлых пряток, жмурок, салок, догонялок? Эти игры, как песни и сказки созданы народом. Во многих языках понятие «игра» передается...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-459945-1416323633.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»
Систематизировать представления педагогов о русских народных играх через приобщение к истокам русской народной культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-1214872-1581874958.jpg)
МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуры через башкирские народные игры»
Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании башкирских народных игр, как средство приобщения к истокам народной культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/18/picture-1032073-1524055122.jpg)
Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы»
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народнымискусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине. Народн...