Неделя психологии как одна из форм психологического просвещения в детском саду
статья

Эклер Елена Владимировна

Данная статья отражает одну из форм психопросвещения и психопрофилактической работы с участниками образовательного процесса в ДОУ. Материал будет интересен как педагогическим работникам, так и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неделя психологии как одна из форм психологического просвещения в детском саду

  На современном этапе в сложившихся новых условиях в системе образования в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО (Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), эксклюзивная роль принадлежит семье. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие детского сада с родителями, с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства.

         Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад, на современном этапе, в открытую образовательную систему. В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Как объединить всех в детском саду: детей, родителей, педагогический коллектив? Как обратить внимание родителей, педагогов на необходимость, пользу психологии, а главное заинтересовать всех в повышении своей психологической компетентности? В этом, безусловно, может помочь Неделя психологии в детском саду. 

Я в этом убедилась и ежегодно практикую эту форму психологического просвещения.
         Неделя психологии поможет реализовать следующие
цели:

  • повышение психологической компетентности родителей и педагогов ДОУ;
  • формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания;
  • содействие развитию личности детей: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
  • повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.

Проект «Неделя психологии в детском саду» направлен на формирование коммуникативной компетентности всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей, детей. Именно психологическая компетентность помогает сохранению и укреплению психического здоровья. Ведь в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

В социальной адаптации ребенка принимают участие родители, педагоги, сверстники. При их непосредственном участии формируется определенный тип социального поведения, отражающий требования микросоциальной среды (семья, ДОУ), в которой он растет и развивается. Помогая детям в социальной адаптации, мы создаем благоприятные условия для самореализации ребенка, создаем модель ценностно-ориентированной педагогики, создаем ситуации, в которых ребенок становится примером для других. Успешная социальная адаптация в дошкольный период обусловливает, в том числе, и успешность ребенка в дальнейшем школьном обучении овладение нормами культуры, принятие социальных требований, освоение способов совместного поиска и принятия решений, формирование рефлексивных представлений о себе на основе внутренних ценностей, интересов и потребностей.    

Именно с этой целью я ежегодно разрабатываю и провожу проект «Неделя психологии в детском саду». Летом готовятся все материалы: стендовая информация, объявления, продумываются конспекты, наглядность. В начале учебного года педагогам предлагаются варианты участия в данном проекте: провести занятие или любое мероприятие на тему проекта в своей группе, изготовить совместно с родителями и детьми стенды, плакаты. Весь детский сад знает: у нас Неделя психологии!

Первый год я постаралась показать педагогам и родителям различные формы работы с детьми. В рамках Недели психологии в детском саду я провела открытые занятия с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, досуг с элементами психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста «Веселые мартышки», интеллектуальную викторину для детей подготовительной к школе группы и их родителей «Играем и развиваемся».

         Каждый день был насыщен разнообразными и интересными мероприятиями: психологическая акция «Сундучок радости», дающая возможность  помечтать и искренне по-детски улыбнуться, достав пожелание из волшебного сундучка. Педагоги совместно с детьми и родителями изготавливали плакаты: «Устами младенца...», «Что такое радость?», «Самый веселый день» с высказываниями, рассуждениями, рисунками и мыслями детей. Все желающие могли оставить свои «следы» на заборе пожеланий и предложений. На протяжении недели функционировала  выставка, посвященная Неделе психологии, содержание которой постоянно менялось: «Рисунок как отражение эмоционального мира ребенка и не только», «Способы укрепления психологического здоровья», «Что такое психология?», а также обновлялась информация в папках-передвижках: «Шпаргалка для родителей».

           Не остались без внимания и наши педагоги: проводились открытые занятия, консультация с элементами тренинга «Педагог как практический психотерапевт», в ходе которой они узнали много полезной информации.  Педагоги приняли активное участие в проводимом мной мастер-классе на тему: «Внимание. Память. Мышление. Воображение. Игры и развивающие упражнения». Хорошим завершением Недели психологии стал круглый стол с чаепитием и награждением грамотами за активное участие в мероприятиях.

        «Неделя психологии в детском саду» привлекла внимание педагогов и родителей к профессиональной деятельности психолога, расширила рамки психопросвещения родителей, педагогов в интересной и нетрадиционной форме, создала положительную атмосферу в ДОУ.  

         Успех Недели психологии просто окрылил! В нашем детском саду проведение Недели психологии стало традиционным и эта традиция всех объединяет. Хороший эмоциональный настрой, совместная творческая деятельность педагогического коллектива, родителей и детей – итог Недели психологии в детском саду. Каждый раз мы открываем для себя что-то новое, чему-то учимся, и понимаем, что уже не сможем отказаться от проведения таких проектов.

Педагог-психолог высшей квалификационной категории

Муниципального казенного дошкольного образовательного

учреждения детский сад общеразвивающего вида №72

городского поселения Петров Вал

Камышинского муниципального района

Волгоградской области

Эклер Елена Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Игровой самомассаж - как одна из форм оздоровления детей в детском саду

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими...

Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду.

Основы здоровья и гармоничного развития закладываются в детстве...

« Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду».

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни  последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья ...

Семинар - практикум «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Игровой самомассаж, предложенный в публикации, в сочетании с гимнастикой окажут общеукрепляющее воздействие на весь детский организм, будут способствовать развитию всех органов и систем....

Игровой самомассаж, как одна из форм оздоровления детей в детском саду

Одной из основных задач, стоящих перед нами - педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. Одним из таких направлений является самомассаж. Игровой метод придает учебно-воспитател...