Представление практики по теме "Кейс-технология как элемент проблемно-ситуативного обучения в дошкольном образовательном учреждении"
методическая разработка

Богатенкова Виктория Леонидовна

Представление практики по теме "КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОБЛЕМНО - СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ  В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatenkova_lesosibirsk_statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОБЛЕМНО - СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ  В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В.Л. Богатенкова

МБДОУ «Детский сад «54 «Золушка»

г. Лесосибирск Красноярского края

В статье представлен опыт работы воспитателя по использованию кейс – технологии в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: кейс – технология, проблемно – ситуативное обучение

The article presents the experience of the tutor on the use of case-technology in preschool educational institution.

 Keywords: case-technology, problem-situational training

Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно - cитуативное обучение с использованием кейсов. Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники изучают ситуацию, разбираются в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предлагают возможные пути решения и совместно с воспитателем выбирают самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Кейс – это метод, который выступает способом коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

Кейс – метод развивает у детей:

1. Умственные, сенсорные, речевые способности.

2. Аналитические умения: классифицировать, анализировать,

представлять свой взгляд на решение проблемы.

3. Формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести

дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).

4. Практические умения.

5. Социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать,

поддерживать чужое мнение).

Как же выбрать проблему для детей?

Выбранная ситуация должна соответствовать потребностям дошкольников и иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении. Эта ситуация должна зацепить ребёнка. В ней должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам детям, и не содержать подсказок относительно решения проблемы. Задание - правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не даёт дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса.

В  работе с детьми - дошкольниками  чаще всего применяю технологию «фото – кейс». Технология «фото – кейс» актуальна,  так как она даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие жизненные ситуации. Сущностью данной технологии является анализ проблемной ситуации.

В фото – кейс входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос, содержащий мотивацию

 для решения проблемы.

Применяя данную технологию, соблюдаю следующие этапы:

- 1этап -  подготовительный этап. Здесь  знакомлю детей с ситуацией (фотографией), создаю положительное отношение к ситуации.

- 2 этап: совместно выделяем проблему, определяем целевую установку. Дети самостоятельно осознают цель поиска.

- 3 этап: активизирую внимание детей при помощи наводящих вопросов, поддерживаю эмоциональный опыт детей, координирую работу во время поисковой деятельности дошкольников.

- 4 этап: составляем план действий, ребята демонстрируют умение логически рассуждать.

- 5 этап: дети выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Данная технология используется мною как часть совместной деятельности воспитателя с детьми. Применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников.

Предлагаю несколько примеров использования технологии «фото – кейс» на практике.

1. «В раздевалке»

Цель: формирование знаний по правилам поведения в раздевалке, подведение детей к соблюдению правил безопасного поведения

Ход:

- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть  внимательно фотографию и попробовать ответить на мои вопросы. Обсуждаете вы каждый вопрос все вместе, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кого вы сами выберете. Посмотрите, на фотографию. На ней изображены дети в раздевалке, которые собираются на прогулку.

- Ребята, что не так на фотографии? Что не правильно делает мальчик? (мальчик подставил руку в приоткрывшийся шкафчик)

- Почему вы решили, что это не правильно? (другие дети могут прищемить мальчику руку и он будет плакать, потому что это больно)

- Что необходимо сделать, чтобы ничего плохого не произошло? (открыть дверцу, или сказать мальчику, чтобы он убрал руку)

- Подумайте, обсудите все вместе и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Никогда не подставлять руки в открывшиеся двери!)

Разыгрывание подобной ситуации (проговаривание детьми тех слов, которые они могут сказать другу, который поступает также как девочка)

- Ребята, что вы сегодня делали? (обсуждали фотографию). Для чего мы ее рассматривали? (чтобы самим быть внимательнее)

2. «За столом»

Цель: формирование знаний безопасного поведения за столом.

Ход:

- Ребята, сегодня я предлагаю вам рассмотреть фотографию и попробовать ответить на мои вопросы. Обсуждаете вы каждый вопрос все вместе, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кого вы сами выберете. Посмотрите, на фото. На нем изображен мальчик качающийся на стуле.

- Ребята, что не правильно делает мальчик? (качается на стуле)

- Почему вы считаете, что это не правильно? (упадет, удариться, будет плакать)

- Что необходимо сделать, чтобы ничего плохого не произошло? (не качаться)

- Подумайте, обсудите все вместе и придумайте правило, которое поможет другим детям быть аккуратнее в такой ситуации. (Никогда не качаться на стуле!)

Разыгрывание подобной ситуации (проговаривание детьми тех слов, которые они могут сказать другу, который поступает также как мальчик)

- Ребята, что вы сегодня делали? (обсуждали фотографию). Для чего? (чтобы самим быть внимательнее)

3. «Аптечка с лекарствами»

Цель: формирование безопасного поведения в ситуациях «Один дома».

Ход:

- Ребята, сегодня утром я пришла в группу и увидела, что на столе лежит коробка. Я предлагаю посмотреть, что это за коробка? Что в ней находится? (это аптечка, лекарства, таблетки)

- Что не так с коробкой? (лежит не на своем месте)

- Почему нельзя оставлять аптечку на столе? (могут взять дети)

- Как правильно поступить в этой ситуации? (не трогать, убрать на свое место)

- Подумайте, обсудите друг с другом и придумайте правило, которое

поможет другим деткам быть аккуратнее с лекарствами. ( Никогда не прикасаться к лекарствам без взрослого!)

- Ребята, что вы сегодня делали? (рассматривали аптечку). А еще? (говорили о

том, чем она опасна) Для чего мы это делали? (знать, что находиться в аптечке и какие последствия могут быть, если брать таблетки без разрешения)

4. «На дороге»

Цель: формирование знаний о правилах дорожного движения, правилах передвижения пешеходов, подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Ход:

- Ребята, я хочу показать вам фотографии, вы внимательно посмотрите. Обсуждаете вы каждый вопрос все вместе, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кого вы сами

выберете.

- Ребята, посмотрите, на фото. На нем изображен мальчик, бегущий по дороге за мячом.

- Ребята, что не правильно делает мальчик? (выбегает на дорогу с мячом)

- Почему вы так думаете? (привести к аварии, к травме)

- Что необходимо сделать, чтобы не произошло беды?(не выбегать на дорогу перед мчащимися автомобилями)

- Подумайте, обсудите друг с другом и придумайте правило, которое поможет другим детям быть аккуратнее в такой ситуации. (Никогда не выбегать на дорогу перед мчащимися автомобилями)

-Ребята, что вы сегодня делали? (рассматривали фото). А еще? (говорили о правилах дорожного движения) Зачем? (быть осторожнее на дороге)

5. «Яблоко»

Цель: формирование культурно-гигиенических навыков.

Ход:

- Ребята, я хочу рассказать вам одну историю. Обсуждаете вы каждый вопрос все вместе, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кого вы сами выберете.

- Катина мама купила яблоки в магазине. Принесла домой, положила сумку с яблоками на стол и пошла разговаривать по телефону. Катя увидела яблоки и съела одно. Вечером у  Кати поднялась температура.

- Ребята, что случилось с Катей? (отравилась)

- Почему так произошло? (съела не мытое яблоко)

- Что необходимо делать, чтобы такого не случилось? (мыть фрукты и овощи перед едой)

- Подумайте, обсудите друг с другом и придумайте правило, которое поможет другим детям быть аккуратнее в такой ситуации. (Мойте фрукты и овощи перед едой!)

- Ребята, что вы сегодня делали? (слушали и обсуждали ситуацию). Зачем? (чтобы не случилось беды)

                                                     Список литературы:

1. Кейс- метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

2. Хмелевская Н. Кейс-технологии в дошкольном образовании. Маам, режим доступа http://www.maam.ru/detskijsad/-metod-keis-tehnologi-

v-doshkolnom-obrazovani.html

3. Кейс-технологии как способ формирования культуры безопасности

детей дошкольного возраста. Методическое пособие/ Коллектив авторов

под общей редакцией Л.Ф. Дьяконовой, И.Е. Граматкиной. – Тольятти, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

Доклад по теме: «Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования» в рамках семинара: «Теория и практика интегрированного обучения в дошкольном образовательном учреждении»

Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение детских представлений о разнообразии окружающего мира....

"Матчевая встреча, как форма современной педагогической практики" - представление опыта совместной работы дошкольных образовательных учреждений города Дивногорска.

В данном материале представлен опыт совместной работы МБДОУ д/с №9 комбинированного вида 2 (вторая категория) и МАДОУ детский сад №17 города Дивногорска. Целью, которого является обобщение и представл...

Методическое сопровождение внедрения модели социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде ДОУ в практику дошкольного образовательного учреждения

В данном методическом пособии собраны методические материалы по внедрению областного инновационного проекта «Модель социального развития детей дошкольного возраста в медиаобразовательной среде Д...

Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»

Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...