Семинар-практикум для педагогов "Мат одиночному королю"
консультация
Консультация для педагогов, обучающих детей игре в шахматы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_mat.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение по шахматному образованию детей дошкольного возраста
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
Тема: «Матование одинокого короля»
Подготовила воспитатель
Шалаева Л.В.
2018 г.
Уважаемые коллеги, добрый день! Вы знакомы с основными правилами шахматной игры, и пришло время попрактиковаться. Эпиграфом сегодня возьмем изречение третьего чемпиона мира по шахматам Хосе Капабланки: «Научиться играть в шахматы легко, но трудно научиться играть хорошо». Прежде чем перейти к практике ещё раз повторим шахматную нотацию, поскольку мы теперь будем её постоянно использовать. Существует полная нотация, которая указывает, с какого на какое поле пошла фигура. В краткой нотации указывается только конечное поле, на которое встала фигура. Если в данной позиции две одинаковые фигуры могут пойти на одно и то же поле, то в нотации указывается вертикаль, на которой находилась именно та фигура, которая сделала ход. В случае, если эти две одинаковые фигуры находятся на одной вертикали, то в нотации указывается горизонталь, на которой находилась именно та фигура, которая сделала ход. Помимо обычных ходов фигур, существует ещё ряд обозначений в шахматах, с которыми мы тоже познакомились. Например, короткая рокировка записывается значком «ноль тире ноль», а длинная рокировка – «ноль тире ноль, тире ноль».
Мы начинаем практику с матования одинокого короля, поскольку, чем меньше на доске фигур, тем проще позиция. Под одиноким королём, как вы уже поняли, подразумевается король, оставшийся без поддержки своих фигур. Суть матования одинокого короля заключается в том, чтобы оттеснить его на край доски, а затем объявить мат. Начнём с рассмотрения позиции «король и ферзь против одинокого короля». Первым же ходом ферзь эф два, белые отрезали чёрного короля по вертикали эф. Теперь чёрный король может ходить только по вертикалям жэ и аш. Вертикаль аш – крайняя, поэтому, король стремится остаться на вертикали жэ: король жэ пять. Многие начинающие шахматисты стремятся делать как можно больше шахов, считая, что это приближает их к победе. На самом деле, шах далеко не всегда полезен: например, если сейчас сделать шах ферзём на жэ три, то чёрный король сможет выйти на вертикаль эф, то есть, дальше от края доски. Это, наоборот, отдалит победу белых. Поэтому, белым следует сделать ход ферзь эф три. Если чёрные не пожелают уйти на вертикаль аш, то им придётся пойти королём на жэ шесть. Такой же маневр повторяет и белый ферзь, продвигаясь с эф три на эф четыре. Таким образом, белые медленно, но верно оттесняют чёрного короля. Если же чёрные сейчас решат пойти на поле аш пять, то следует немедленно сыграть ферзь жэ три. Этим ходом белые лишают чёрного короля возможности покинуть вертикаль аш, поскольку вертикаль жэ полностью простреливается ферзём. Теперь у чёрных только один ход в распоряжении: король аш шесть. Здесь белым остаётся только пододвигать ферзя по одному полю вслед за чёрным королём, чтобы зажать его в угол: ферзь жэ четыре. Ход чёрных снова вынужден: король аш семь. Белые снова подводят ферзя: ферзь жэ пять. Чёрным ничего не остаётся, как отступить королём в угол. И тут, многие начинающие игроки спешат и делают ход ферзь жэ шесть. Не повторяйте эту ошибку – ведь так получается пат, и партия заканчивается вничью, хотя вы могли легко её выиграть. Поэтому, вместо хода ферзя на жэ шесть, нужно начинать подводить своего короля. Чёрный король в это время может только бегать туда-сюда по полям аш семь и аш восемь. Как только вы приведёте своего короля на поле эф шесть (или эф семь), дело сделано. Независимо от того, на каком поле окажется чёрный король: аш семь или аш восемь, белые объявляют мат ходом ферзь жэ семь. Из-за того, что белый ферзь и чёрный король стоят вплотную, такой мат неофициально называется «поцелуй смерти». В этой позиции все поля вокруг чёрного короля находятся под ударом белого ферзя, и сам чёрный король находится под боем. А взять ферзя король не может, поскольку в этом случае он окажется рядом с белым королём, а это запрещено правилами.
Итак, чтобы заматовать одинокого короля королём и ферзём, план действий должен быть следующим: оттеснить короля ферзём на край доски (то есть, на первую или восьмую горизонталь, или же на вертикаль аш или а). После этого, следует оттеснить короля в угол, не поставив при этом пат. Когда неприятельский король оказался зажат в углу, следует подвести своего короля как можно ближе (опять же не поставив пат). Ну а после этого можно объявлять мат ферзём.
При преимуществе в две ладьи можно поставить мат и без участия своего короля. В предложенной позиции ходом ладья бэ пять, белые перекрывают пятую горизонталь, оставляя в распоряжении чёрных шестую, седьмую и восьмую. Чёрные ходят королём на дэ шесть. Теперь можно объявить шах второй ладьёй: ладья а шесть шах. Чёрному королю нужно уйти с шестой горизонтали, и так как пятая горизонталь контролируется второй ладьёй, чёрным приходится отступить на седьмую горизонталь: король цэ семь. Теперь, как вы, наверное, заметили, если ладья объявит шах на поле бэ семь, то король её просто заберёт, так как она не будет защищена. Поэтому, следует увести её на другой край доски: ладья аш пять. Тогда, чёрный король, стремясь хоть как-то помешать ладьям сходит на поле бэ семь, нападая на ладью а шесть. Но и это не проблема, просто нужно быть внимательным и не упускать такие моменты: снова уводим ладью на другой край доски: ладья жэ шесть. Королю ничего не остаётся, кроме как вернуться на поле цэ семь. Тогда делаем шах ладьёй на аш семь, тем самым заставляя короля отступить на край доски. И независимо от того, на какое из трёх возможных полей пойдёт чёрный король, следующим ходом следует мат ладьёй на жэ восемь. Этот мат называется линейным. Как видите, принцип всё тот же: нужно оттеснять короля к краю доски, объявляя шах то одной, то второй ладьёй. Единственная тонкость состоит в том, чтобы вовремя увести ладьи на другую сторону доски, если король начинает им угрожать. После этого, продолжать зажимать короля до тех пор, пока он не окажется на краю доски, а потом объявить мат.
Сложнее дело обстоит, если у вас осталась только одна ладья. Здесь важно использовать так называемую оппозицию королей (пример оппозиции вы видите на экране). То есть, это такое положение, когда короли не дают друг другу сходить на какую-то горизонталь (или вертикаль). Если при такой позиции объявить королю шах ладьёй, то он вынужден будет отступить назад. Именно таким образом, в конце концов, его и можно будет оттеснить на край доски.
Итак, рассмотрим произвольную позицию. Ещё раз обратите внимание, что раз чёрный король уже стоит на второй горизонтали, первым же ходом (если есть такая возможность) ладью следует поставить на третью горизонталь. После этого, как бы ни сходил чёрный король, подводите своего короля на четвёртую горизонталь (если, конечно, чёрный король не напал на ладью). После этого, нужно сделать так, чтобы при оппозиции был ваш ход. Сейчас чёрный король сходил на е два. Если теперь поставить белого короля на е четыре, то возникнет оппозиция, но очередь хода будет за чёрными. Поэтому, в данной ситуации нужно «выждать», то есть сделать выжидательный ход ладьёй, переместив её по третьей горизонтали. Если теперь чёрный король пойдет на дэ два, то возникнет оппозиция. В этот момент белым следует объявить шах ладьёй на а два. Тогда, как мы уже сказали, королю придётся отступить назад, на первую линию: король дэ один. Теперь уже следует поставить короля белых на третью линию, например, на поле е три (только не на дэ три, иначе оппозиция возникнет при ходе чёрных). Но на этот раз, чёрный король не сходит так, чтобы была оппозиция: король цэ один. В этом положении, вам просто нужно двигаться королём, преследуя короля противника: король дэ три. Чёрные, вновь не желая оказаться напротив неприятельского короля, ходят на поле бэ один. И тут, вам нужно не спешить, а заметить, что белая ладья в опасности. Её следует убрать на другой край доски: ладья аш два. Теперь чёрные снова возвращаются на поле цэ один, и снова белым не выгодно делать ход королём. Нужно снова выждать, поэтому, белые играют ладья жэ два. Чёрные ходят королём на бэ один, и дальше всё просто: нужно преследовать неприятельского короля своим королём, ведь доска, рано или поздно закончится. В итоге, после хода чёрного короля на а один, белые отвечают король бэ три, и у чёрных один-единственный ход: король бэ один. Теперь, короли находятся в оппозиции, и при этом неприятельский король находится на краю доски, поэтому, можно объявить мат ладьёй на жэ один. Итак, для матования одинокого короля королём и ладьёй, в первую очередь, нужно отрезать короля неприятеля (неважно, по горизонтали или по вертикали – главное, чтобы у него осталось как можно меньше свободных линий). После этого, необходимо подвести своего короля, не забывая убирать ладью из-под боя в случае необходимости (при этом ладья должна оставаться на той же линии, по которой отрезан король). Следующим шагом, необходимо добиться, чтобы возникло положение оппозиции, и при этом был ваш ход (как это сделать мы уже объяснили). После возникновения такого положения, необходимо объявить шах, и таким образом, оттеснить короля ещё на одну линию ближе к краю доски. В дальнейшем, следует повторять все эти действия до тех пор, пока неприятельский король не окажется на краю доски, и вы не объявите мат.
Мат двумя слонами немного сложнее. Чтобы поставить мат, нужно загнать короля в угол доски. Мы приведём лишь концовку в качестве примера. На экране вы видите, что чёрному королю доступно поле цэ восемь, сходив на которое, он может ускользнуть. Поэтому, нужно взять это поле под контроль ходом слон е шесть. Теперь, чёрному королю остаётся только ходить по полям а восемь и бэ восемь. После хода король а восемь, следует сходить белым королём на цэ семь. Тогда чёрному королю останется только сходить на поле а семь. И вновь, чёрный король намеревается ускользнуть, сходив на поле а шесть, поэтому, его нужно немедленно взять под контроль: слон цэ восемь. Следует вынужденный ход чёрных: король а восемь. После этого, слон, ходом на бэ семь объявляет шах. Чёрный король уходит на а семь, где и получает мат вторым слоном.
Мат слоном и конём поставить можно, но это довольно трудно, и в начальном курсе шахмат мы не будем рассматривать, как это делается. Приведём лишь заключительные два хода. Ходом конь аш шесть, белые объявляют шах. Поля эф семь, жэ семь и аш семь контролируются белым королём, а на поле эф восемь, черным не даёт пойти белый слон. Поэтому, чёрный король вынужден отступить в угол. После этого следует мат слоном на е пять. Суть в том, чтобы загнать короля именно в тот угол, который простреливается слоном и только после этого начать матование.
Мат двумя конями вообще не ставится при правильной игре. То есть, мат можно поставить только, если соперник ошибётся. Пример мата с помощью двух коней вы видите на экране. Но, ещё раз подчеркнём, что он может возникнуть только в случае ошибки проигрывающей стороны, поэтому алгоритма матования двумя конями не существует.
«А можно ли поставить мат пешками?» - спросите вы. Да, это возможно, но такое происходит не часто. В нашем примере белые ходом пешки на поле цэ семь объявляют шах. Чёрный король, не желая, чтобы на доске появился белый ферзь, блокирует пешку ходом на цэ восемь. Тогда, белые могут сыграть король цэ шесть. Если бы на доске не было чёрной пешки, то это был бы пат, и ход король цэ шесть был бы ошибочным. Но чёрная пешка на доске есть, и она может сделать ход. Тогда, сходив второй пешкой на дэ семь, белые объявляют мат.
Заметим, что в исходной позиции, чёрные всё равно проигрывали. После хода пешки на цэ семь, лучший ход, который могли бы сделать чёрные – это король дэ семь. Тогда, чтобы поставить ферзя, белым нужно взять под контроль поле цэ восемь. Это легко осуществляется ходом король бэ семь. Чёрные забирают пешку дэ шесть, но белые ставят ферзя и остаются в выигрышной позиции. Им остаётся всего лишь сыграть ферзём против пешки.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»
Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...