ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БУМАГОПЛАСТИКЕ В СТИЛЕ ОРИГАМИ «ОРИГАМУШКА» (для детей 3- 5 лет)
материал (средняя, подготовительная группа)
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progamma_kruzhka_ryabova_i.yu_.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
ПРОГРАММВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БУМАГОПЛАСТИКЕ В СТИЛЕ ОРИГАМИ
«ОРИГАМУШКА»
(для детей 3- 5 лет)
Составила и реализовала:
воспитатель Рябова Ирина Юрьевна
первая квалификационная категория
Срок реализации: 2018 – 2019 учебный гол.
С. Чечеул
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Наблюдая за детьми старшего возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. Пускать лодочки, в весенний период, складывание корзиночек, поделки для игры в театр. Так появилась идея заняться с детьми оригами. Изучив литературу, убедилась, что данный вид деятельности не только доступен и интересен для детей дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей пригодных им в жизни, в процессе обучения другим предметам.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогащать навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Слово «оригами» в японском языке составляет два иероглифа. Одно из них, «ори», означает «складывание», а другой – «ками» - означает «бумага», из чего следует, что речь идет об искусстве складывания бумаги. Долгое время искусство оригами было, скорее, таинственным, доступным немногим. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития пальцев и кистей рук. Оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
Оригами – искусство складывания объемных фигур из бумаги. Это очень увлекательное занятие. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, проносит радость увлекательной игры.
При обучении технике оригами у детей развиваются пространственное воображение, наблюдательность, чувство пропорции и логическая память, кроме того, развивается мышление, ловкость рук, усидчивость и внимание. Искусство оригами – оно манит каждого ребенка превратить обыкновенный квадрат бумаги в предмет.
Занятия оригами – это творчество, здесь нет предела творчеству. В листочке бумаги скрыты многие образы: бабочки, жуки, птицы, животные, цветы. Бумага в руках ребенка оживает. Сколько приносит радости, чувства эмоционального комфорта, удовольствия от выполненной своими руками поделки. Игрушка мила ребенку, с ней играет, бережет ее.
Программа рассчитана на год обучения, с детьми 3 - 5 лет
Занятия детей в кружке включают в себя приобретение навыков ручной работы, новых умений и знаний в данной области, а также обогащение навыков общения в процессе совместной деятельности, обучение способам декоративной обработки бумаги и созданию сюжетно-тематических композиций из поделок в технике оригами, украшению поделок аппликацией.
Курс занятий длится с сентября по май включительно. Продолжительность занятий 20 минут. Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 2 раза в месяц
Ожидаемые результаты:
- дети овладевают различным приемам работы с бумагой; - дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; - дети знакомятся с искусством оригами;
- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности);
- дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;
- дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали);
- дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний.
Способы диагностики:
Основным методом диагностики усвоения программы является наблюдение. По результатам наблюдения проводится анализ готовых работ воспитанников.
Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы, лежащие на парте).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
• повторение названия базовой формы
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему занятия
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ
• повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
• показ воспитателем процесса изготовления поделки
• самостоятельное изготовление детьми изделия
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
• анализ работы детей
Перспективный план работы
Сроки | Тема | Программное содержание | Формы работы с детьми | К-во |
сентябрь | Что такое оригами? Базовая форма «книжечка» | Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Расширять словарный запас. Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом. | - беседа - показ - рассматривание иллюстраций | 1 |
«Бабочка» | Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры. Познакомить с изготовлением простейших фигурок, приемам декоративного украшения поделок. Воспитывать усидчивость и аккуратность. Расширять словарный запас. | - беседа - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - конструирование из бумаги | 1 | |
«Гриб» | Упражнять в складывании квадратного листа по диагонали, познакомить с приемами декоративного украшения поделки. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки работы с бумагой | - беседа, -показ - конструирование из бумаги | 1 | |
октябрь | «Рыба» | Познакомить с новой базовой формой «рыба». Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Расширять словарный запас. | беседа - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика | 1 |
«Зайчик» | Закрепить умение детей мастерить поделки, вызвать у детей радостное настроение, воспитывать самостоятельность, аккуратность, развивать объяснительную речь | - - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги - выставки детских работ | 1 | |
ноябрь | «Щенок» | Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния», перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. | - беседа, - показ, - инсценировка игровых ситуаций | 1 |
«Лягушонок» | Используя новую базовую форму, показать детям как изготавливать поделку лягушонок Совершенствовать навыки работы с, бумагой. | - беседа -показ - обыгрывание сделанных поделок | 1 | |
«Самолет» | Познакомить с новой базовой формой «стрелой». Научить трансформировать в другие поделки. | - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги - обыгрывание сделанных поделок | 1 | |
декабрь | «Курочка» | Развивать умение проводить сгибание углов с обоих концов сложенного треугольника, проводить доработку с помощью цветной бумаги. | рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - выставки детских работ | 1 |
«Снеговик» | Закреплять умение детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое | - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - выставки детских работ | 1 | |
«Елка» | Познакомить с новой базовой формой – двойной треугольник, научить изготавливать поделку, проводить доработку с помощью ножниц | - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги | 1 | |
январь | «Конфетка» | Познакомить детей с новым способом складывания квадратного листа бумаги, следуя словесным указаниям воспитателя | - конструирование из бумаги - выставки детских работ | 1 |
«Волшебное превращение квадрата» | Создавать у детей хорошее настроение. Повышать интерес к занятиям оригами. Закреплять умения следовать инструкциям педагога. Познакомить детей с новой базовой формой «катамаран». Развивать фантазию и конструктивное мышление. | - игры-занятия | 1 | |
«Кораблик» | Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в технике оригами, познакомить с новой базовой формой «блинчик». | - игры-занятия, - беседа | 1 | |
февраль | «Домик» | Продолжать учить детей мастерить поделки. Повышать интерес к оригами. Продолжать развивать конструктивные способности. Расширять словарный запас. Воспитывать усидчивость, доводить начатое до конца. | - конструирование из бумаги - обыгрывание сделанных поделок | 1 |
«Поросенок» | Продолжать учить детей мастерить поделки, повышать интерес к оригами. Расширять словарный запас. Продолжать развивать конструктивные способности. Воспитывать усидчивость, доводить начатое до конца. | - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги | 1 | |
«Тюльпан» | Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали. Закрепить условное обозначение, воспитывать внимание, усидчивость. Повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приемы. Помогать подбирать красивые сочетания цветов. Развивать фантазию и творчество. | - игры-занятия - выставки детских работ | 1 | |
март | «Букет цветов для мамы» | Продолжать учить детей делать цветы в технике оригами, развивать воображение, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, развивать глазомер. | - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - выставки детских работ | 2 |
«Летучая мышь» | Продолжать учить изготавливать поделки - оригами из бумаги, используя базовую форму – квадрат. Совершенствовать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы. | игры-занятия - беседа - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика | 1 | |
апрель | «Птицы» | Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали. Закрепить условное обозначение. Расширять словарный запас. Воспитывать внимание, усидчивость. | - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги | 1 |
«Парусник» | Закрепить у детей умение делать поделки из бумаги. Развивать фантазию. Развивать конструктивные способности. Развивать умение самостоятельно применять изобразительные навыки и умения, последовательно выполнять все этапы работы. Продолжать учить изготавливать фигурки в стиле оригами. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность | - беседа - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги | 1 | |
«Лебедь» | Закреплять умения детей сгибать лист квадратной формы по диагонали. Воспитывать внимание, усидчивость. | - игры-занятия | 1 | |
май | «Корзиночка» | Познакомить с базовой формой – двойной треугольник. Учить использовать схемы для создания поделок. Совершенствовать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы. | - игры-занятия - беседа - рассматривание иллюстраций - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги - обыгрывание сделанных поделок - выставки детских работ | 1 |
«Бабочки летают» | Развивать фантазию. Способствовать в применении различных узоров для украшения бабочки. Развивать мелкие мышцы руки, координацию движений, пространственную ориентацию. Развивать речь. Создать условия для возникновения положительных эмоций, снятия напряжения. Развивать воображение, творческие способности, вызывать интерес к рисованию и конструктивной деятельности. Расширять знания об окружающем мире, воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней. | - игры-занятия - показ образца выполнения последовательности работы - пальчиковая гимнастика - конструирование из бумаги - выставки детских работ | 2 |
Приложение № 1
Материалы для работы в технике Оригами:
1. Белая и цветная бумага. Цвет ее должен соответствовать поделке. Например, изготовляя жирафа, можно предварительно на жёлтую бумагу наносится характерные коричневые пятна. А для зебры или тигрёнка готовится бумага с нарисованными полосками на серой или жёлтой основе.
2. Ножницы. Перед каждым занятием нужно напоминать о правилах пользования ножницами.
3. Клей. Части некоторых поделок необходимо склеивать. Лучше использовать клей – «карандаш».
4. Салфетки. Салфетки нужны, чтобы убирать с поделки остатки клея.
5. Цветные карандаши, фломастеры или маркеры. В некоторых поделках приходится рисовать отдельные элементы, например: глаза, нос, уши и др.
Приложение № 2
Правила работы в технике Оригами:
1. Перед началом работы нужно застелить стол клеенкой, а по окончании - убрать рабочее место.
2. Нельзя разбрасывать инструменты.
3. Ножницы нужно передавать только за сомкнутые лезвия.
4. Листы бумаги нужно хранить в развернутом виде.
5. При склеивании нужно использовать салфетку.
6. Кисточку нужно класть на специальную подставку. После работы кисточку нужно обязательно вымыть и хорошо просушить, поставив ворсом вверх.
7. Для материалов, инструментов и обрезков бумаги у каждого ребенка должны быть специальные подносы.
Список используемой методической литературы
1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. , 2010
2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. - М. : РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2011.
3. С.В. Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт-Петербург «Детство-
Пресс», 2009
4. С.В. Соколова «Театр оригами: Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб.; Валери СПД, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...
Программа дополнительного образования в дошкольной образовательной организации «Игровая логоритмика для детей»
Программа «Игровая логоритмика для детей», представленная в данном издании, - предназначена для систематических занятий логоритмикой с детьми от 2.5 до 5-6 лет в условиях ДОУ. Данное издани...
Программа дополнительного образования по обучению плаванию (стилем брасс). Для детей старшего дошкольного возраста .Физкультурно-оздоровительной направленности (адаптированная) «Дельфиненок».
Пояснительная записка. Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МДОУ №156 является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...
ПРОГРАММА дополнительного образования по ручному труду ( модульное оригами) «Волшебная бумага»
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора....
Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования Начальное техническое моделирование. Раздел оригами. Тема : «Изготовление маски и бабочки-оригами в тематике мультфильма «Леди Баг и Супер-кот»
Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста по программе дополнительного образования "Начальное техническое моделирование" по разделу оригами. Так же данный материал можно...