НОД "Зимушка -зима"
план-конспект занятия (старшая группа)

Светлана Владимировна Б.

Занятие носит обощающий характер по художественно - эстетическому развитию детей в старшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №197» комбинированного вида

НОД

 «Зимушка – зима»

Подготовили: воспитатель высшей кв. категории

Белоглазова С.В.

воспитатель высшей кв. категории

Викторова Е.О.

Барнаул

Педагоги (ФИО) – Белоглазова Светлана Владимировна, Викторова Елена Олеговна.

Образовательная область – Художественно – эстетическое развитие.

Возрастная группа – Старшая.

Тема занятия – «Зимушка - зима».

Организационный момент.

Цель:

- Создать условия для формирования интереса к эстетическому восприятию зимы.

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать эмоциональному восприятию картин как произведениям  искусства.

 - Помочь детям  "читать" картины, осмысливать их  содержание.

- Создать условия для развития способностей наблюдать, всматриваться в зимние явления в природе, видеть их красоту.

-Побуждать создавать предметные изображения в разной аппликационной технике.

- Развивающие:

- Развивать познавательные способности детей.

Коррекционные:

- Создать условия для активизации словаря по теме «Зима. Зимние забавы»;

- Создать  условия для развития связной речи.

Воспитательные:

- Создать условия для формирования у детей бережного отношения к природе;

- Укреплять дружелюбные отношения между детьми.

Оборудование и материалы: клей, кисти, салфетки, клеёнки, трафареты снеговиков на синем картоне. Иллюстрации: «Зимние забавы», «Снеговики». Репродукции картин : Ф. Сычков «Лепка снеговика», А. Пластов «Первый снег». Аудиозаписи: «Снег скрипит», П. Чайковский «Зима».Презентация «И. Суриков «Зима», проектор, экран.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Х. Андерсена «Снеговик», рассматривание репродукций картин Ф. Сычкова «Лепка снеговика», А. Пластова «Первый снег» презентация «И. Суриков «Зима»

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети, стоят  в кругу.

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

«Попрошу- кА вас, ребятки

Отгадать мою загадку, Ты подумай, не спеши

Слово нужное скажи

Сколько снега намело! Стало чисто и светло

И мороз почти до слёз

Ущипнул меня за нос

Ведь это сама настоящая …..зима

Организационный момент в начале занятия.

Основная часть занятия.

Дети  проходят, садятся за столы, слушают рассказ воспитателя.

( -Да.

-О зиме.

-Холодная, снежная, морозная, долгая, чудная, волшебная, злая, лютая, студёная, леденящая)

К доске выходит один ребёнок и рассказывает по картине А. Пластова «Первый снег»

Дети по очереди называют зимние забавы.

Один ребёнок кратко раскрывает содержание картины Ф. Сычкова «Лепка снеговика»

( На картинах изображена зима.

Главные герои - крестьянские дети.

Дети испытывают чувства радости, восторга, веселья.)

 

Снеговик- это человек из снега.

Первые снеговики были похожи на чудовищ и монстров.

У них были злобные и страшные лица. Снеговиков лепили с страшными лицами, чтобы задобрить зиму. Снеговики были похожи на суровую и свирепую зиму.

Снеговик -

это три снежных кома: большой (живот), средний (грудь) и маленький (голова). Руки снежного человечка чаще всего делаются из веток, но бывают   из снега.

Руки делают из веток или лепят из снега.

Глаза делают из угольков или камешков. Нос- из морковки. Ротик- рисуют. На голову надевают ведро, можно дырявое. В руки дают метлу.

(Нужно собрать снеговиков.)

(Нужно брать кусочек бумаги, пальчиками превращать его в мятый комочек. По контуру снеговика На кисть набираем клей и  смазываем короткий участок нарисованного снеговика, прикладываем мятый кусочек бумаги. Выкладываем снеговика по контуру.Приклеиваем нос, глаза, ведро, метлу.)  

(Нужно взять кусочек бумаги, на кисть набрать клей и  смазать клеем внутреннюю часть комка.   Нужно выложить кусочки бумаги внутри всех комков. Приклеиваем нос, глаза, ведро, метлу.)  

(Нужно  взять три диска, смазать их по очереди клеем, приклеить по порядку. Приклеиваем нос, глаза, ведро, метлу.)  

Дети выполняют работы  в разной технике аппликации.

 

 

Рассказ воспитателя: «Случилось волшебство. Ещё вечером все улицы были мрачными и серыми, а утром, когда люди проснулись, они увидели, что зима устлана белоснежным покрывалом, а ветки деревьев стали мохнатыми и кружевными. Всё вдруг стало нарядным.

 Воспитательпредлагает детям просмотреть видео- презентацию «И Суриков Зима»

Воспитатель:

 - Красивый фильм?

- О каком времени года этот фильм?

- Какая бывает зима?

Воспитатель – А помните, ка начиналась зима? Художник Аркадий Пластов написал картину «Первый снег». Расскажите о ней.

Воспитатель  продолжает рассказ: «Идёт зима и преображает мир своим морозным дыханием. Иногда всё становится похожим на чудесную сказку: летит белый пушистый снежок, сверкает  на солнце укрытая зимним одеялом  спящая земля. И в каждом дворе, словно по мановению волшебной палочки, появляются укутанные в шарфы забавные снеговики. Это весёлая зимняя забава известна  людям много лет. А какие зимние забавы знаете вы?

Ира называется « Посмотри и назови»

Воспитатель продолжает рассказ: « Русские дети не боялись зимы с её продолжительными морозами, и лепили снеговиков с радостью. Художник Фёдот Сычков написал картину «Лепка снеговика». Расскажите о ней.

Воспитатель: « Перед нами картины двух художников.

 -Чем они похожи?

Звучит аудиозапись «Снег скрипит».

Воспитатель спрашивает у детей, что за звуки они слышат?

Заходит Снеговик.

- Здравствуйте, ребята!

Давайте познакомимся. Я –

Снеговик Морозик.

Ух! И жарко тут у вас, Давайте охладимся.

(Снеговик – Морозик проводит с детьми физкультминутку.)

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую) 
Лепим мы снеговика  (имитируют лепку снежков) 
Мы скатаем снежный ком -(ладонями делают круговые движения по бедрам) 
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой) 
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь) 
Вот такой (показывают величину кома меньше) 
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки) 
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком) 
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Снег метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху) 
Шагает наш снеговичок  
Нос морковку задирает (активный вдох через нос)
И снежинки раздувает  (продолжительный выдох ртом)

Физкультминутка Зима

Солнце землю греет слабо,                (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,                    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы                    (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.                     (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,                         (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,                                    (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.                      (Плавные движения руками.)

Снеговик _Морозик продолжает рассказ:

-Хорошо у Вас в группе.

- А что Вы знаете о снеговиках?

-Кто такой снеговик?

-На кого были похожи первые снеговики?

-Какие у них были лица?

-Почему снеговиков лепили со злобными лицами?

-Как правильно лепить снеговика?

- -Из чего делаются руки?

-Из чего делаются глаза?

-Из чего делается нос?

-Как делается ротик?

-Что надевают на голову?

-Что дают в руки?

 

Снеговик:

- Я пришёл к вам за помощью. Мои друзья снеговики рассыпались.

- Что делать?

Снеговик достаёт из ведра фото друга.

- Это –Снегурок. Как собрать Снегурка? (Снегурок выполнен в технике выкладывания по контуру)

Снеговик достаёт вторую фотографию.

- Это Снегодар. Как собрать Снегодара? (Снегурок выполнен в технике обрывания)

 Снеговик – Морозик достаёт фото третьего снеговика.

-Это Снегоярк.

(Снегурок выполнен в технике аппликации из дисков.)

Снеговик -  Морозик:

-Приступайте к работе.

Снеговик вывешивает работы на доску.

  - Знаете, ребята, этих красивых снеговиков я дарю вам. У вас впереди ещё несколько недель зимы, лепите снеговиков из снега. Вам оставляю ведро,

морковку, камешки. До свидания,  ребята.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

.

Дети слушают и дополняют ответ ребёнка.

Воспитатель по очереди вывешивает картинки с изображением зимних детских забав.

Перед детьми на мольбертах репродукции картин художников.

Дети выполняют движения по тексту.

Дети садятся на свои места.

 

 

 

Звучит аудио запись П. Чайковского «Зима»

 

(Снеговик уходит.)

                           

                                  Заключительная часть занятия.

Дети слушают воспитателя и отвечают на вопросы.

  Итоги занятия:

- Сегодня на занятии мы с вами продолжили знакомство с признаками зимы, знакомство  с художниками и их картинами.

-Назовите картины и их авторов.

-Чем привлекательна картина «Первый снег» Аркадия Пластова?

-Почему нам нравится каритина Федота Сычкова «Лепка Снеговика?

-Что понравилось на занятии?

-Что нового узнали о зиме, снеговиках?

-Спасибо всем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....