Статья "Эмоциональная компетентность в работе воспитателя"
статья

Тиунова Татьяна Николаевна

В статье представлен вопрос эмоциональной компетентности, что должен знать и уметь компетентный педагог. Представлены рекомендации для воспитателей по использованию некоторых приемов в совместной деятельности с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnaya_kompetentnost.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональная компетентность в работе воспитателя

Эмоции – психологический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоциональная компетентность – это умение осознавать качество своих чувств в момент, когда вы их испытываете.

Проблема эмоциональной компетентности начала разрабатываться недавно и способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям.

Это одна из весьма полезных привычек, понимание своего поведения и рациональный выбор своих реакций.

Это очень важное свойство любого человека, помогающее во всех аспектах нашей жизни.  Для того чтобы стать эмоционально компетентным, необходимо знать:

- есть эмоции, чувства и ощущения;  

- есть эмоции свои, а есть чужие.

Для того чтобы стать эмоционально компетентным, необходимо уметь:

- разделять свои эмоции;  

- определять источник своих эмоций;  

- выбирать подходящий тип реакции и дальнейшие действия;  

- все это делать в настоящем моменте.  

Эмоционально компетентный педагог (воспитатель) обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своем профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору, черпает внутреннюю силу. Педагоги с высоким показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности и живут в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны.

Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство, гнев. Однако внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального процесса, не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как пессимизм, тревожность, апатия и др. Это в свою очередь, негативно сказывается на взаимоотношениях с детьми.

Начать развивать или совершенствовать эмоциональную компетентность можно с самых простых техник и упражнений.

Рекомендации для воспитателей

В процессе совместной деятельности с детьми можно использовать некоторые приемы:  

- создать положительный эмоциональный фон в группе;

- найти правильный подход к детям и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности;

- осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение;

- владеть навыками и умениями организаторских способностей;

- способствовать тому, чтобы детей с «низким» статусом становилось все меньше;

- обсуждайте с детьми ситуаций, которые происходят в группе;

 - поощрять совместную деятельность детей;

- не запрещайте детям проявлять свои эмоции, называйте и обсуждайте с ними настроения, эмоции, которые они испытывают;

- в ситуации эмоционального напряжения переключите внимание детей на нейтральную деятельность (рисование, подвижную игру).

Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, то есть способность расположить к себе детей внешним видом и манерой поведения, потому что дети получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия.

Научиться управлять эмоциями – это значит научиться выражать их приемлемыми способами. В первую очередь это относится к отрицательным эмоциям. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции.

Таким образом, соблюдение вышеназванных условий способствует повышению уровня психологической компетентности педагога. Если педагог возьмет за правило учитывать и применять все приведенные выше условия, то психологическая компетентность сформируется у педагога достаточно быстро и ему будет легче в профессиональной деятельности.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

 

Используемая литература:

  1. М.И.Еникеев Общая психология. – М.: ПРИОР, 2000.
  2. Р.С.Немов. Психология. Книга 1. – М.: Владос, 2001.
  3. https://econet.ru/articles/141447-emotsionalnaya-kompetentnost-chto-vazhno-znat.
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/-povyshenie-urovnja-psihologicheskoi-kompetentnosti-pedagogov-cherez-uchet-osobenostei-individualnogo-stilja-rebenka.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Профессиональная компетентность современного педагога-воспитателя.

Профессиональная компетентность современного педагога-воспитателя. Что такое профессиональная компетентность современного педагога?Это соответствующие знания и опыт педагога, способного антиципир...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...

обобщение опыта работы воспитателя Ошроевой Л.В. Тема: «Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»

Одним из ключевых направлений процесса информатизации ДОО является - внедрение информационных коммуникативных технологий в образовательное пространство. Использование ИКТ дает возможность обогатить, к...