Методическая разработка. "Диагностика познавательных интересов старших дошкольников к творческой деятельности человека - изобретателя ".
методическая разработка (старшая группа)

Диагностика познавательных интересов старших дошкольников к творческой деятельности человека - изобретателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

  Задачи и методика диагностирующего этапа работы.

  1. Выявить уровень проявления познавательного интереса к миру техники;
  2. Выявить представление детей старшего дошкольного возраста о творческой деятельности человека-изобретателя;
  3. Изучить отношение воспитателей и родителей к данной проблеме.

  Для решения первой задачи нами были разработаны критерии и показатели уровней проявления познавательного интереса к творческой деятельности человека-изобретателя.

   Нами были разработаны и проведены три серии методик каждая, из которых соответствовала каждому из критериев познавательного интереса к технике. Мы использовали беседы с детьми, анализ спонтанно задаваемых вопросов, внесение художественной литературы, внесение технического предмета, наблюдение за игровой деятельностью детей и ситуация-наблюдение на прогулке.

  Цель первой серии заключалась в выявлении эмоционально познавательной направленности детей старшего дошкольного возраста на мир техники.

  Первая серия методик:

  Методика1. Спонтанно задаваемые вопросы.

  Цель: выявить наличие и направленность интересов детей, место вопросов о мире техники.

  Экспериментатор в течение дня на протяжении недели фиксировал все задаваемые детьми вопросы. Эти вопросы систематизировались по содержанию

  Методика2. Наблюдение за игровой деятельностью детей (в течении дня )

  Цель направленна на выяснение того, отдают ли дети предпочтение технической игрушке из всего многообразия игрового материала.

   Анализ игровой деятельности проводится по следующим основаниям:

  1. С чем ребенок предпочитает играть: с куклами простыми или механическими, с играми простыми (такие как "Лото", "Собери картинку") или механическими ("Рыболов", "Водитель"), конструктором простым или электромеханическим.
  2. Каков характер проявляющего интереса к игрушкам:
  • Предпочитает играть с одной или со всеми имеющимися;
  • Задает ли вопросы по устройству игрушек;
  • Проявляет ли желание починить сломавшуюся игрушку;
  • Проявляет ли интерес к преобразованию игрушек.

  Записей спонтанно задаваемых вопросов и наблюдений за детьми оказалось недостаточно для выявления интересов ребенком, поэтому мы ввели методики, стимулирующие процесс постановки вопросов. Это такие методики, как: беседа с детьми, внесение художественной литературы, внесение технического предмета и вопросы детям. Мы использовали в качестве опорных моментов для возникновения детских вопросов, которые являются своего рода ориентиром, чтобы удостовериться, что у детей есть интерес к данной области социальной действительности.

  Методика 3. Работа с картинками.

  Цель: выявить уровень понимания детьми обобщенного слова “техника” с опорой на наглядность.

  Каждому ребенку индивидуально предлагался набор из 24 картинок с изображением предметов: бинокль, брюки, весы, градусник, диван, лифт, мельница, машина, пылесос, пила, плита, зеркало, расческа, ракета, самокат, самолет, тарелка, телевизор, утюг, чайник, часы, шкаф, шляпа, эскалатор. Давалась установка:  ” Посмотри внимательно на картинки. Здесь есть предметы, которые можно отнести к “Одежде”, “Посуде”, “Мебели” и к “Технике и назови, для чего они нужны”.

  Методика 4. Внесение художественной литературы.

  Цель: выяснить направленность детского интереса на мир техники, обращать внимание на высказывания детей, доказывающие их желание узнать о человеке – изобретателе, его изобретениях и открытиях.

  Анализировать следующие моменты:

  - как дети переключали внимание на книгу: самостоятельно или с помощью воспитателя;

  - внимательно ли рассматривали книгу, на что при этом обращали внимание – на устройство изображенного предмета, на его механизм работы или же просто рассматривали рисунок;

  - как долго рассматривали изображение.

  Для ознакомления в группу вносилась книга “ Изобретения: Изобретатели и остроумные идеи”.

  Методика 5. Внесение технического предмета (кофемолки).

  Цель: выяснить направленность интереса детей на технический предмет с опорой на имеющийся запас знаний о технике.

  Для рассматривания детям предлагалась обычная электрическая кофемолка. Она вносилась в группу и оставлялась на столе. Анализ данной ситуации осуществлялся по следующим основаниям:

  - обращают ли дети свой интерес на этот предмет самостоятельно или с помощью воспитателя;

  - обращают внимание на внешний вид или устройство кофемолки.

  Вторая серия методик была направлена на выявление стремления ребенка к преобразованию технического мира. Анализ и обработка данных осуществлялись с помощью таких методик, как: вопросы к детям, педагогические ситуации, решение логических задач и ситуация – выбор.

  Методика 1. Вопросы к детям.

  Цель: выявить у детей умение видеть возможности преобразования существующего мира техники, проявление желания и способности что – то изобрести самому.

  Каждому ребенку индивидуально задавались следующие вопросы:

  1. Кто такой изобретатель?
  2. Если бы вдруг стал изобретателем, что бы ты тогда хотел изобрести? Почему?

  Методика 2. Педагогическая ситуация “Помоги малышам”.

 Цель: выявить стремление детей включаться в деятельность по ремонту игрушек: определить, возрастает ли стремление ребенка включаться в деятельность по ремонту игрушек в зависимости от стоящей задачи.

  Материал: машинка с отcкочившим колесом, кукла с оторванной рукой, телефон без батарейки.

  Каждому ребенку индивидуально предлагалась следующая ситуация: “Я была сейчас у малышей. У них много сломанных игрушек, и им не с чем играть. Т ы смог бы помочь малышам – починить игрушки?” Анализируется быстрота реакции ребенка, проявление им заинтересованности, устойчивость интереса.

  Методика 3. Решение логических задач

  Эта методика поможет выявить способность ребенка замещать технические предметы другими предметами, способными выполнять их значение и функции.

  С этой целью каждому ребенку индивидуально предлагалось решить следующие задачи:

  1. Если дома сломался пылесос, то чем можно убрать пыль?
  2. Мама решила сделать омлет, взбивая ложкой яйца с молоком. Но потом вдруг вспомнила о миксере и заулыбалась. Как ты думаешь, чему обрадовалась мама?
  3. За ночь выпало много снега, а дворник заболел и не смог вовремя расчистить дорожки. Как тебе попасть в детский сад? А ты сам бы смог расчистить дорожки? С помощью чего ты это сделал бы?

    Методика 4. Ситуация – выбор.

  Цель: выявить умение детей объяснять свой выбор на основе имеющихся у них знаний; выяснить, отдают ли дети предпочтение технике для более быстрого разрешения возникающих проблем.

Каждому ребенку индивидуально для решения задач следующая проблема: ”Ты решил поздравить бабушку с днем рождения. Как бы ты это сделал быстрее?”. И для выбора на столе раскладывались следующие предметы: открытка, конверт с письмом, бланк телеграммы, детский рисунок с букетом цветов и телефон. При этом выбор детей мог останавливаться как на одном. Так и на нескольких предметах одновременно.

Цель третий серии методик – выявить положительное отношение детей старшего дошкольного возраста к человеку – изобретателю техники. Анализ и обработка данных проводились с помощью таких методик как:  воображаемая ситуация.

  Методика 1. Воображаемая ситуация.

  Цель: выявить желание детей подражать взрослому человеку – творцу техники.

  Каждому ребенку надо было найти выход из воображаемой ситуации. Для этого каждый из них должен был ответить на следующие вопросы:

  1. Представь себе такую ситуацию: ты вдруг вырос, стал взрослым. Кем бы ты хотел быть? Почему?
  2. Представь себе, что вместе с тобой выросли твой любимый друг и твоя любимая подружка. Вот кем бы ты хотел их видеть? Почему?

  Для решения третьей задачи констатирующего эксперимента мы использовали метод анкетирования. Нами были опрошены 20 воспитателей ДОУ. Также нами было опрошено 20 родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

Статья. "Особенности познавательных интересов старших дошкольников к творческой деятельности человека-изобретателя ".

Особенности познавательных интересов старших дошкольников к твоческой деятельности человека - изобретателя....

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы».

Способствовать формированию практических навыков посева семян в рамках проекта: создание мини-музея «Хлеб – всему голова»....

Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»

Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...