"Путешествие по ЭКОлогической тропинке"
материал

Юричева Майя Михайловна

Развлечение для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariyekotropinke.docx277.04 КБ

Предварительный просмотр:

   

 

Ответственные:

ЮРИЧЕВА М.М.

ФЕДУРО А.В.

МДОУ  №66 «Пчёлка»

г.Подольск

2019г.

ВЕДУЩАЯ-ЭКСКУРСОВОД:  Ребята вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Посмотрите на этот стенд (обращает внимание детей на Листовку - призыв): «Дорогие друзья! Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живет и чувствует себя окружающая нас природа в начале нашего бурного 21 века. Мы не можем вам рассказать сразу обо всех проблемах. Ведь это учебная тропа. Мы хотим, чтобы у каждого из вас, кто пройдет по ней, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от бездушного и неразумного обращения с ней»). Вы знаете, что такое тропа? (слушает ответ детей.) Правильно - тропа, тропинка - это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка? (выслушиваем ответ детей.)

ВЕДУЩАЯ-ЭКСКУРСОВОД: Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из этих станций живут природные существа - растения: травы, деревья, кустарники, цветы,животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать осенью, зимой, весной и летом, и узнаем много интересного и удивительного вокруг нас. Сегодня наше путешествие мы посвятим изучению природных жителей только нескольких  станций нашей экологической тропы, (найти и показать их на схеме)

Наша планета Земля Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля - Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нет,

Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду ее никому не дадим,

Беречь будем птиц, насекомых, зверей, От этого станем мы только добрей,

Украсим всю Землю садами, цветами, Такая планета нужна нам с вами!

ВЕДУЩАЯ-ЭКСКУРСОВОД : Сегодня мы торжественно откроем нашу тропинку для всех, кто захочет поближе узнать природу, увидеть все ее многообразие и красоту. ( Воспитатель вместе с ребенком разрезают ленточку, звучит музыка). А в наше путешествие мы отправимся со своими друзьями (Песня Мир похож на цветной луг) 

Вагончики, вагончики, По рельсам тарахтят. Везут в страну волшебную, Компанию ребят…ту-ту-туууу

1 остановка – СОЛНЕЧНЫЕ  ЧАСЫ.

ВЕДУЩАЯ-ЭКСКУРСОВОД : Давным - давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу - надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море - пришло время людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.

Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему?

- Потому что не всегда дни бывали солнечными.

Я у солнышка спросила- Сколько времени сейчас?

Солнце палку осветило Показало!? Вот те раз?

Но потом я догадалась! Палочку воткнула в грунт,

Круг вокруг нарисовала, Числа, цифорки - все тут!

Тень от палочки мгновенно Показала мне тот час!

Только помнить нужно - север  На двенадцати у нас!

2 остановка – Деревья и кустарники.

ВЕДУЩАЯ-ЭКСКУРСОВОД :      И красива, и стройна Средь подруг стоит она.

                                                              Вся в кудряжках и серёжках. Это белая...(Березка)

Появляется березка  

Русская красавица Стою на поляне                                                                                                                                      В зеленой кофточке,В белом сарафане.

Издавна это дерево считается символом нашей Родины.

Деревьев равных не сочтешь - Одно другого краше.

Но где ты дерево найдешь Родней березки нашей.

1) Как называются цветы на березе?

2) Для чего берёзе на белой коре чёрные трещинки, ответ: кора берёзы плотная, а через трещины  ствол "дышит"

З) Как называется кора березы? (Береста.)

Физкультпауза: «Берёза» или хоровод

Мы березку посадили,         Выпрямиться.

Мы водой ее полили,           Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.

И березка подросла,             Встать.

К солнцу ветки подняла,     Руки вверх.

А потом их наклонила,        Руки вниз, спина прямая.

И ребят благодарила .           Поклоны головой.

Стоянка: «Ёлочка - красавица»

• Наблюдения за елью

Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус (треугольник). Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток : вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие. У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево.

«Какие у ели иголки? »

Цель: провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на веке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.

«Сколько лет нашей ели? »

 Цель: показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки.

Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Это дерево растет медленно: маленькая елочка, которой 3-5 лет, намного ниже ребенка такого же возраста, поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.

«Кто может обидеть ель, и как мы можем ей помочь? »

Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живую ель. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.

 

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ результатов наблюдения:

  • Каким деревом является ель? (хвойным)
  • Как называются иголочки на ели? (хвоинки)
  • Как называется лес, где растут только ели? (ельник)

• Взаимодействие с другими организмами:

- снабжает диких животных и птиц шишками с семенами;

- очищает воздух от вредных веществ и примесей;

- является источником полезных для человеческого здоровья фитонцидов;

- выделяет кислород круглый год;

- летом служит источником прохлады и тени;

- зелень действует на человека успокаивающее в период зимних депрессий;

- хвоя ели источник биологически активных веществ;

-  из ели производят биологические добавки для корма животных;

• Загадки о ели:

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель)

Мы купили вешалку Со звездою на макушке.

Повесили на вешалку Не шапки, а игрушки!

(Елка)

К нам домой под Новый год Кто-то из лесу придет,

Вся пушистая, в иголках,

А зовут ту гостью.

(елка)

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

(Елка)

Кусты :

у дерева - один ствол, а у кустарника - много.

Толщина стволов.

У дерева - толстый, а у куста - тонкий.

3 остановка – ОГОРОД.

Дети, скажите, что растет на грядке? (Ответы детей - морковь, огурец, помидор ДР)

Золотистый и полезный,                                                                                                                                       Витаминный, хотя резкий,                                                                                                                                                             Горький вкус имеет он... Обжигает... Не лимон.(Лук)

Как на грядке под листок Закатился чурбачок –

Зеленец удаленький, Вкусный овощ маленький. (Огурец)

Огородная краля Скрылась в подвале, Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет. (Морковь)

Зелёная толстуха Надела уйму юбок.

Стоит как балерина, Из листьев пелерина. (Капуста)

Красный, детки, но не мак. В огороде - не бурак. Сочный лакомый синьор. Угадали?(Помидор)

В огороде - жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна. Вкусные в нём семена.(Тыква)

В зелёной палатке Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!Что это?(Горошек)

Что это за рысачок Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный. Верно, это...(Кабачок)

Бурая - не мишка,

В норке - но не мышка.(Картошка)

Горлодёрку потри сквозь тёрку,

Добавь кваса да хлеба кусок. Эта еда продлит года (Редька)

Фиолетовым вдруг стал,

Любят овощ Ваня, Жан. Так ведь это.(Баклажан)

Молодцы,ребята,.

Как всё это назвать одним словом?(Ответы детей - это овощи)

А сейчас ,ребятки угадайте-ка мне ещё одну загадку:

В огороде стоит, Урожай сторожит, Его птицы боятся,

Близко не садятся. Разодетое в тряпьё, Из соломы всё оно,

Догадайся, что же это, В огороде стоит летом?

Дети все одним голосом отвечают – ПУГАЛО  ОГОРОДНОЕ!

(появляется пугало)….Я трудовое Пугало Огородное! Всё лето стою в саду, в огороде, урожай хозяйский стерегу. В любую погоду, и под солнцем, и под дождём стою, не ем, не сплю, работаю, не опуская рук. Да у меня и свидетели есть.

- Я птиц, гоняю из сада?

Дети: - Гоняешь, гоняешь!

-Я, плоды садово-огородные, защищаю от этих пернатых разбойников?

Дети: - Защищаешь, защищаешь!

Пугало: Вот какая у меня трудная работа. Настоялась я на огороде-то за лето, хочется ноги размять, да и вы ребята засиделись. Разрешите мне- несколько конкурсов провести, детишек порадовать?

(Ведущая разрешает)

Эстафета 1. «Для компота»-перенеси яблоко в ложке, (яблок по количеству детей) и положи в корзину.

Эстафета 2. «Фрукты- овощи»- на противоположной стороне обруч, где вперемежку, лежат муляжи овощей и фруктов, дети бегут с ведром и складывают по одному предмету, одна команда собирает овощи, другая- фрукты.                                                                                                                                                          Эстафета 3. «Мешок с капустой»-мешки наполнить большими мячами и крепко завязать, обежать  ориентир и передать мешок следующему игроку.

ВЕДУЩАЯ-ЭКСКУРСОВОД :-Отдохни, Пугало, может ещё, что выдумаешь забавное осеннее. А вы, ребята отгадайте мой загадки плодово-огородные, дождливые, грибные, самые, что ни наесть осенние загадки:

Как на нашей грядке выросли загадки,

Сочные да круглые, вот такие крупные.

Летом зеленеют, а потом краснеют, (помидоры)

Я - и свежий, и соленый.

Весь пупырчатый, зеленый.

Не забудь меня, дружок,

Запасай здоровье впрок.(огурец)

Лето целое старалась, одевалась, одевалась,

А как осень подошла, все наряды отдала,

Сотню одежонок сложили мы в бочонок, (капуста)

Выросло из зернышка золотое солнышко, (подсолнух)

ВЕДУЩАЯ-ЭКСКУРСОВОД : -Ну, Пугало, принимайся за дело, продолжи свои эстафеты.

Эстафета 4. «В норе у крота»- пролезть в туннель с морковкой в руках.

Эстафета 5. «Прыжки на тыкве»- на мяче хип-хоп.

Эстафета 6. «Прыжки в мешках».

(под музыку «Во саду ли... » Пугало танцует)

ВЕДУЩАЯ-ЭКСКУРСОВОД :Ай, да Пугало, настоялось в огороде, вот и веселится во всю.

Пугало: Во саду ли в огороде Пугало стояло,

Оно старою метлою птичек отгоняло.

Во саду ли в огороде фрукты наливались,

Но их птички не клевали, Пугала боялись!

-Эх, ещё хочу играть, а вы, ребята? Ну, тогда конкурсы!

Подвижная игра: «Пугало»

Перед началом игры выбирают ребенка, который будет исполнять роль пугала. Он встает на одной стороне зала, на голове у него шляпа. Остальные - «птицы» встают врассыпную по всему пространству, где проводится игра. По сигналу взрослого «пугало» начинает выполнять любые движения руками, стоя на месте, а дети ходить в произвольном направлении по залу, поднимая руки в стороны и опуская вниз, и произносить слова:

Как  на наш огород Птичий налетел народ.

Галки, воробьи, синицы - им на месте не сидится.

Урожай  клюют, клюют, и щебечут и поют.

Только вот боятся галки Человечка на палке.

Взрослый произносит:

Пугало, скорее оживай, гостей незваных разгоняй!

После этих слов «пугало» снимает шляпу и начинает ловить «птиц» - старается коснуться ею головы каждого играющего. Ребенок - «пойманная птица» выбывает из игры.

Конкурс: «Потяни морковку»- два стула, под ними протянуть верёвку, на концах, которой прикреплены морковки, надо быстро сесть и потянуть за верёвку.

Пугало: - Славно мы попраздновали сегодня, жалко расставаться с вами,

4  остановка – ЦВЕТНИК.

ЗАГАДКА -Нарядные сестрёнки Весь день гостей встречают,Мёдом угощают.

(цветы) Л Песня «Летние цветы», муз. Е Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой

Аромат цветов струится В ясный летний тёплый день.                                                                                                   Пчёлам в ульях не сидится, Не знакома пчёлам лень.                                                                                                 От цветка к цветку летают,  Соты мёдом заполняют.                                                                              Деловитое жужжанье Раздаётся там и тут.                                                                                                              От пчелиного старанья - Мёд, полезный от простуд.

ВЕДУЩАЯ-ЭКСКУРСОВОД : здесь совсем не далеко есть необычная полянка и она  всегда полным полна волшебства,  веселья и чудес , и там МАЙЯ  пчёлка живёт -  и в гости нас с тобою она позовёт и в королевстве цветов каждым новым другом стать твоим готова - пчёлка МААЙЙЯЯ !!!!!!!

(появляется ПЧЕЛКА песня  когда проснутся пчёлки.),и загадывает детям загадки.

        

Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок,

Белые реснички. Ромашка

- Что за странные цветки Под названьем Ноготки?

Так похожи на ромашки - Все в оранжевых рубашках.

Выросли у лавочки Солнечные бабочки.

Целый день в саду порхают, Ночью глазки закрывают.(анютины глазки)

Утром солнце заиграет,

И цветочки оживают.

Целый день они смеются.

Все Календулой зовутся.

С вами Я буду дружна;

Кротка и скромна я И очень стройна;

Люблю, наклонившись,

В ручье поглядеться...

Позвольте мне с вами В кружке повертеться- лилия;

На шесте - флаги,

Под шестом – шпаги. Гладиолус

Этот бархатный ковёр Будет ярок до тех пор,

Пока осень, холода Не нагрянут к нам сюда.

 Ярко-рыжие головки Лето всё без остановки

Так цветут, что во садах - Красотища - Просто "ах"!))  Бархатцы

ИГРА: 

Есть веселая игра

Запоминайте, детвора!

 «Давайте продолжим вместе….»

Лето — чудная пора.Детвора кричит... («Ура!»)

Нам и реки, и леса Дарит летом... (чудеса).

Кто же чудо совершил,Лето в сказку... (превратил)?

Сделал кто весь мир таким: Звонким, радостным... (цветным)?

Стала вся земля кругом Ярким, красочным... (ковром),

Где под куполом небес Зеленеет пышно... (лес).

А вокруг цветут цветы Небывалой... (красоты).

Средь колосьев у реки Засинели... (васильки),

И, приветствуя ребят, Колокольчики... (звенят).

Как приятно бегать вам По ромашковым... (лугам)!

Вот по зеркалу реки Заплясали... (поплавки),

А вокруг — нежны, чисты.Лилий белые... (цветы).

Пчелки весело летят На медовый... (аромат),

В мир добра и красоты Превращают мир... (цветы).

Лето к нам пришло опять,

Будем прыгать и скакать!

( Дети под музыку бегают, прыгают, танцуют)

Ведущая: Пчелка кисточку взяла,

Медом всех намазала.

(Под музыку вылетает ребенок в шапочке пчелки с ведерком, мажет кисточкой

Ведущая: Дети, тройками вставайте,

И боками прилипайте.

Ведущая: Дождь водичкою полил,

Друг от друга отлепил

(Под музыку выбегает ребенок в шапочке тучки и султанчиком машет над головой детей, они разбегаются в стороны и начинают опять резвится)

Ведущая: Пчелка кисточку взяла,

Медом всех намазала.

( Вылетает ребенок в шапочке пчелки повторяет свои движения)

Ведущая:В пятерки все вставайте,

Спинками прилипайте

(Дети строят пятерки и прижимаются спинами)

Ведущая: Дождь водичкою полил,

Друг от друга отлепил

( Выбегает ребенок в шапочке тучки повторяет свои движения, они разбегаются в стороны и начинают опять резвится под музыку)

Ведущая: Пчелка кисточку взяла,

Медом всех намазала.

(Вылетает ребенок в шапочке пчелки повторяет движения)

Ведущая: Дети парами вставайте,

Коленочками прилипайте.

(Дети встают тройками и соединяют колени)

Ведущая: Дождь водичкою полил,

Друг от друга отлепил

(Выбегает ребенок в шапочке тучки повторяет свои движения, они разбегаются в стороны и начинают опять резвится под музыку)

Ведущая: Встанем, мы четверками И прилипнем челками.

(Дети встают четверками и прижимаются лобиками)

Ведущая: Дождь водичкою полил,

Друг от друга отлепил

(Под музыку выбегает ребенок в шапочке тучки, повторяет свои движения, дети разбегаются в стороны и начинают опять резвится)

Ведущая: Пчелка кисточку взяла,

Медом всех намазала.

( Вылетает ребенок в шапочке пчелки повторяет свои движения )

Ведущая: Дети дружно в круг вставайте,

Ручками все прилипайте.

(Играя все вместе Пугало (случайно падает,царапается и ей становится плохо…..надо пугало спасать, и под сопровождением Пчёлки идём в «травпункт»)

5 остановка – ЗЕЛЁНАЯ  АПТЕКА.

Мухомор - красивый гриб,Только очень ядовит.

Лоси лишь его едят И при этом говорят:

- Нет надёжнее микстуры: Съел - и нет температуры.

Лечит коклюш и бронхит, Съел - и горло не болит!

Мухомор - целебный гриб, Он для нас не ядовит.

Загадки о лекарственных растениях:

1 .Вдоль дорожек его встретишь,Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.Кто нас излечит? (Подорожник)

2.Растет зеленою стеной, Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива. А как зовут траву? (Крапива)

З.Он сорняк, он цветок, От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик, Вспомню желтый... (Одуванчик)

4. Если что-то заболит, Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой? С чудо-травкой... (Зверобой)

5. Вкусен чай и ароматен, С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? - Запах... (Мяты)

8. Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки.                                                                                                                                                      От горла помогают, Кто же их не знает. (Календула)

Вопросы к викторине “Зелёная аптека”:

  1. -Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - тёплая и нежная, как родная мама.

Ответ: Мать - и - мачеха

  1. -Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны.

Ответ: Подорожник

  1. -Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы?

Ответ: Одуванчик

4  -Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:

Золотая середина И лучи идут кругом.

Это, может быть, картина? Солнце в небе голубом.

Ответ: Ромашка

  1. -С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы.

Ответ: Мята

  1. -Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

Ответ: ШИПОВНИК.

ПЧЁЛКА:- молодцы,  ребята! Какие вы умнички  и сколько вы много полезного знаете, благодаря вашим знаниям мы вылечили Пугало, а за это вас ждёт сюрприз…..конечно сладкий (пчёлка раздаёт деткам угощения). А здесь и наше путешествие заканчивается и пора с вами прощаться – Пугало и я вернёмся на огород а вам пора в ваш детский сад.(под весёлую музыку они прощаются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сада....

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Экологический проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»

Главная задача пректа приобщение детей к пониманию и восприятию окружающей их природы....