Семья, как субъект многих наук
консультация
Это социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.pptx | 865.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья Это социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: союзом мужчины и женщины; добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей
Семья - объект исследования многих наук. В настоящее время говорят о возникновении фамилистики как комплекса междисциплинарных исследований семьи. Для проведения этих исследований в 1991 г. в нашей стране организован Институт семьи, издающий журнал "Семья в России".
До середины XIX в. семья рассматривалась как простейшая формачеловеческого общения. Древнегреческим философом Аристотелем общество трактовалось как разросшаяся вширь патриархальная семья. Родоначальником исследований семьи является французский инженер-горняк Фредерик Ле Пле (1806-1882), находившийся под влиянием идей О. Конта о семьях как мельчайших обществах, спонтанно устойчивых при смене поколений благодаря внутренней солидарности. Ф. Ле-Пле интересовался, какие траты, привычки или условия труда способствуют или мешают возвышению семьи в социальной иерархии. "Я поставил себе задачей, - писал он, - самолично изучить в разных европейских странах более трехсот семейств, принадлежащих к самым многочисленным слоям населения. Я посвящал, по крайней мере, неделю, а иногда и месяц составлению монографий каждой из них, т. е. изучал не только подробности их материальной жизни, но и чувства, страсти и вообще умственную и нравственную жизнь". В центре каждой монографии семьи стояло описание ее бюджета.
В результате он выделил особый тип семьи — la famille souche , т.е. «корневую» семью, которая основана на владении недвижимостью. Из ценностей корневой семьи он выделил устойчивую привычку к работе, приобщенность к фамильным традициям, внутреннюю самодостаточность при преодоления кризисов, установку на рождение и домашнее образование детей. Организованная таким образом семья была, на его взгляд, «клеткой общества», источником стабильности, прогресса и свободы.
Наибольший вклад в становление исторического подхода к семье принадлежит швейцарскому историку и юристу И.Я. Бахофену , выпустившему в 1861 г. книгу «Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы». В этой книге он показал изменчивость форм брака и семьи, а также выдвинул идею предшествования матриархата патриархату.
Этнография изучает семью сквозь призму этнических особенностей, ритуалов, с учетом своеобразия семейного быта в прошлом и настоящем. Идея изменчивости форм брака и семьи наиболее полное воплощение получила в трудах американского исследователя Льюиса Г. Моргана "Системы родства и свойства" (1870) и "Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации" (1877). На основе изучения быта союза племен ирокезов Морган разработал теорию дуально-родового брака, согласно которой материнский род состоял из двух половин, фратрий, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, но находили себе мужей и жен в другой фратрии.
Ф. Энгельс использовал труды Моргана для научного обоснования материалистического понимания истории, основы которого он изложил в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Л.Г. Моргана". В своей работе Ф. Энгельс фактически заложил основы экономики семьи. Установление моногамии и патриархальной семьи, по заключение Ф. Энгельса, явилось актом порабощения женщин и наиболее значимой социальной революцией во всемирной истории.
Психология, особенности психоанализ З. Фрейда, внесла значительный вклад в изучение человеческой сексуальности, тех травм и комплексов, которые формируются на эротической почве в семейных отношениях. Наиболее известным является "комплекс Эдипа" (в женском варианте - "комплекс Электры"), который заключается в рано появляющемся эротическом влечении ребенка к матери и амбивалентном отношении любви-ненависти к отцу-сопернику. Подавление сексуальности и сублимацию либидо психоанализ считает основным источником цивилизации.
Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности , детности , разводимости .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье отражена роль семьи в воспитании детей....
Консультация для педагогов "Семья, как субъект экологического образования формы работы с семьёй"
Социально – экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падае...
«Семья, как субъект экологического образования формы работы с семьёй»
laquo;Семья, как субъект экологического образования формы работы с семьёй»...
Семья как субъект педагогического взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Семья – важнейшая среда для развития личности ребенка. Она выполняет множество функций, и, кроме того, является начальной структурной единицей общества, где ребенок получает основы социаль...
Педагогический совет: "Семья как субъект образовательных отношений: на пути к доверительному общению"
Целью данного педагогического совета является рассмотрение проблемы сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьёй, возможности построения доверительных отношений педагога и родителей ...
Реферат на тему: "Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности"
quot;Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности"...
Вебинар «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания»
участника Международного вебинара «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания» ЮШКИНА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА Воспитатель МАДОУ &la...