Профессиональная речь педагога в контексте (понимании) педагогического дискурса.
проект
Выступление с использованием ЭОР в рамках проекта «Речь педагога – пример для подражания».
Цель: обогащение речевого опыта и речевой культуры педагогов методами и приёмами эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса (воспитанниками, родителями воспитанников, коллегами).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_vystuplenie_gotovoe.docx | 43.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Речь педагога – пример для подражания»
Цель: обогащение речевого опыта и речевой культуры педагогов методами и приёмами эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса (воспитанниками, родителями воспитанников, коллегами).
Обучающий семинар-практикум
Тема №1
«Роль речи педагога в организации речевого общения детей»
Тема №2
«Профессиональная речь педагога в контексте (понимании) педагогического дискурса»
Цель: способствовать развитию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов, вызывать интерес и желание к профессиональному саморазвитию.
Задачи: уточнять и закреплять знания о требованиях к профессиональной речи педагога, о социальном статусе педагогической профессии, проанализировать наиболее типичные для педагогов отступления от лексико-грамматических и произносительных норм русского литературного языка, актуализировать знания педагогов ДОУ в образовательной области «Речевое развитие», познакомить с вариантами игр, способствующих речевому развитию в недирективной форме.
План проведения семинара-практикума:
1. Теоретическая часть: презентация по теме.
2.Практическая часть: а) «Проверим себя», б) «Давайте поиграем!»
Ведущая: логопед группы №10 Резвых У.В. Приглашённый специалист: логопед Хомякова Екатерина Евгеньевна.
Слайд 1. Сегодня 2-е занятие в рамках проекта «Речь педагога – пример для подражания». Тема нашего семинара-практикума «Профессиональная речь педагога в контексте (понимании) педагогического дискурса». Цель, задачи:… . Ни в коем случае никого не хочу обидеть, так как сама допускаю ошибки в речи. Моя презентация – это не намерение «разжевать» то, что и так все знают, а попытка всколыхнуть имеющиеся у всех присутствующих знания и сделать это в не совсем скучной форме. Заранее извините, если что не так☺ (лекторский опыт отсутствует). Позитивная критика приветствуется.
Предлагаю посмотреть фрагмент из фильма «Формула любви». (Виды России, слова: Вы прибыли в Россию – извольте говорить по-русски, Голова всё может, особенно если это голова великого магистра, Русская речь не труднее других, учиться всегда сгодится) Итак, по требованию «великого магистра», имя которого ФГОС, вперёд - к выяснению вопроса что же такое Профессиональная речь педагога в контексте педагогического дискурса! Наши головы всё могут!
Слайд 2. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт является основой для объективной оценки образовательной деятельности Организации.
- направлен на достижение определённых целей, в числе которых повышение социального статуса дошкольного образования,
- регулирует отношения (связи, возникающие в процессе общения) в сфере дошкольного образования,
- выдвигает требования к кадровым условиям реализации Программы. Педагогические работники, реализующие Программу, должны осуществлять недирективную помощь детям в организации видов деятельности, способствующих развитию речи, общения.
Недирективная помощь – такая, которая способствует развитию самостоятельной (спонтанной) детской игры.
В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития: только тогда, когда он учится чему-то новому для себя! Впоследствии самостоятельно общаясь со сверстниками, постигая непростые законы детской субкультуры, ребёнок закрепляет приобретённые речевые и социальные умения и навыки.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации… Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Отметим для себя, что в поле зрения Стандарта попадает общение в сфере дошкольного образования, то есть профессиональное общение.
Слайд 3. Профессиональное – такое, которое полностью отвечает требованиям данной области деятельности.
Профе́ссия (лат. Professio; от profiteor «объявляю своим делом») — род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки (образования).
Слайд 4. Общение представляет сбой передачу смыслов, которые могут быть выражены с помощью мимики, жестов, цвета, музыки, изображений и т.д. и речи.
Слово общение восходит к слову общий. При общении есть общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации.
Общение рассматривается как инструме́нт (лат. instrumentum — орудие ) — механизм или алгоритм, используемый для целевого воздействия на объект (и на субъект то же ☺) в целях достижения полезного эффекта.
Важно! По ФГОС общение представляет собой сквозной механизм развития ребенка (то есть проходит сквозь все ОО, виды деятельности… общение сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается само). В детском саду общение взрослых между собой, взрослого с ребёнком как раннего, так и дошкольного возраста осуществляется в первую очередь с помощью речи.
Слайды 5 - 9. 5.Речь (значения слова согласно толковому словарю русского языка) – 1.способность говорить, говорение; 2.разновидность или стиль языка (устная и письменная речь, разговорная, стихотворная); 3.звучащий язык (звучит многоязычная речь); 4.разговор, беседа; 5.публичное выступление.
Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речевое общение осуществляется посредством языка - системы условных символических знаков. Говорящий выбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики и произносит посредством артикуляции речевых органов. Работа человеческого организма и прежде всего мозга, направленная на использование усвоенного языка в целях коммуникации – это речевая деятельность. Речь же является продуктом этой деятельности, т.е. речь — «это определенная последовательность языковых единиц (6. фонем, 7. морфем, 8. слов, 9. предложений), регулируемая законами языка и работой сознания, формирующего ту или иную мысль».
Слайд 10. Для более точного определения именно речевого общения используется термин «дискурс» - речь в ситуации реального общения. Институциональный дискурс – это речевое общение между людьми в какой-либо одной области деятельности. (Социальные институты общества: политика, армия, наука, религия, медицинское обслуживание, образование (в том числе и дошкольное ☺))
В сфере образования работают педагоги – специалисты, занимающиеся преподавательской и воспитательной работой.
Слайды 11 - 12. Время бережно перелистывает страницы истории…☺
11.Педаго́г в Древней Греции (др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка») — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. В обязанности педагога входила охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью.
В педагоги избирали обычно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому. Обязанности свои педагог нёс до вступления воспитанника в возраст зрелости.
12.Куда ведём детей? Взрослое поколение граждан всегда стремится передать младшему поколению накопленный духовный и практический опыт человечества – культуру*, чтобы общество могло сохраняться и развиваться. Поэтому человек, владеющий культурой, является одной из главных целей общества. Для достижения такой цели в обществе организуется специальная деятельность – педагогическая.
Предполагается, что (в отличии от древнегреческого педагога) современный педагог должен обладать определёнными характеристиками, выработанными в результате специальной подготовки: широкими знаниями своего предмета, знаниями о специфике обучения и воспитания, а также об особенностях психики и физиологии детей. В профессиограмме современного педагога выделяется три блока характеристик:
1.требования к педагогу как к личности (широта взглядов, адаптивность, интерес к нововведениям, готовность взять на себя ответственность, контактность, эмоциональная устойчивость и др.);
2.требования к педагогу как к специалисту (солидное академическое образование, глубокие знания в области обучения и др.);
3.требования к педагогу как к профессионалу (владение методами, средствами, технологиями обучения, исследования и др.).
Таким образом, педагог представляет собой триединство: личности, специалиста и профессионала. (чувствуете!!! ☺)
*Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. Культура производства, Физическая культура, Культура голоса (у певцов), Культура речи.
Педагогический дискурс – это особый вид общения, направленный на создание условий для развития личности. Кроме того, он позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.
Педагогический дискурс является основой для формирования мировоззрения, и поэтому в нём заложены все моральные ценности.
Слайд 13. Участниками педагогического дискурса являются: 1) профессиональные педагоги как представители общества, имеющие полномочия передавать знания и учить жизни, - ведущие участники педагогического дискурса, 2)воспитанники, выступающие в качестве основных клиентов и 3) родители (законные представители) воспитанников.
Слайд 14. Профессиональная речь педагога с учётом цели общения относится к педагогическому дискурсу.
Какова цель педагогического дискурса? (Выслушать ответы) Социализация нового члена общества.
Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами (правилами, ценностями, знаниями, навыками), позволяющими ей успешно функционировать в обществе.
Слайд 15. Норма – узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-н. (норма поведения, нормы литературного языка…)
Что понимать под языковой нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, нормы грамматические или орфографические. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо сказать или написать? Другие нормы представляют собой наиболее распространённые, предпочтительные языковые (речевые) варианты, закрепившиеся в практике использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию. Именно с вариантами норм мы сталкиваемся, когда решается вопрос: как лучше сказать? Чтобы не ошибиться в выборе «как надо» и «как лучше», воспользуемся следующим ориентиром ☺:
При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
(Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации)
Слайд 16. Вывод: В контексте (понимании) педагогического дискурса к педагогу предъявляются требования как к элитарной языковой личности. Профессиональная речь педагога - это образцовая литературная речь в её нормативном орфоэпическом, богатом лексико-фразеологическом и безупречном грамматическом воплощении, вежливое, уважительное отношение к собеседнику.
Слайд 17. На заметку! Русский язык является родным примерно для 130 млн граждан России (92 % населения).
Билингви́зм (двуязы́чие лат. bi- «два» + лат. lingua «язык»):
- практика попеременного пользования двумя языками;
- владение двумя языками и умение с их помощью осуществлять успешную коммуникацию (даже при минимальном знании языков);
- одинаково совершенное владение двумя языками, умение в равной степени использовать их в необходимых условиях общения.
Людей, владеющих двумя языками, называют били́нгвами, тремя — полили́нгвами, более трёх — полиглотами. Так как язык является функцией социальных группировок, то быть билингвом — значит принадлежать одновременно к двум различным социальным группам.
Инофон - носитель иностранного языка и соответствующей языковой картины мира.
Слайд 18. (! – знак «Начинающий водитель») Ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Слайд 19. Самые распространённые ошибки в устной речи педагога ДОУ.
I.Лексические. Использование в речи: 1) грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку (дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, пипец…); 2) слов-сокращений (телик, видик, комп…); 3) слов-паразитов (как бы, по ходу, блин, типа, это, это самое, вот, ну вот, ну, короче, то есть, практически, по-любому, жесть, вобщем, да не вопрос, без проблем...); 4) неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Варежки – перчатки, тапки – босоножки…
Слайд 20. Самые распространённые ошибки в устной речи педагога ДОУ.
II.Грамматические.
Класть – ложить
Нормой является употребление слова «класть», в то время как «ложить» является просторечием. Глагол «класть» употребляется без приставок. Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная - говорить и писать «положить» считается правильным, «покласть» — просторечием. Эти нормы закреплены во всевозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными.
Надеть – одеть. Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету:
надеть пальто, перчатки, очки, кольцо;
надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку.
ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.
Одеваю я нашу Надежду,
На неё надеваю одежду.
Я пошел с Надеждой в душ,
Вдруг явился ейный муж.
То ли одевать Надежду,
То ли надевать одежду.
Обуть – обувать. Формы побудительного наклонения: обуть - обуй, обувать - обувай.
Обуть (глагол совершенного вида)1) надеть обувь на себя или кого-то еще; 2) снабдить обувью кого-то (Всю семью надо одеть-обуть). Обувать - глагол несовершенного вида с тем же значением. Глаголы сов. вида обозначают законченное или ограниченное во времени действие, глаголы несов. вида - неограниченное во времени. Таким образом, когда Вы говорите: "Обуй ботинки," - то ожидаете немедленного исполнения действия, а когда говорите: "Обувай," - то ожидаете начала "длительного" процесса. В принципе, разница в значении очень невелика.
Есть – кушать. Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении.
В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.
!!!Хочут –хотят, пошлите – пойдёмте, ляжь – ляг, ложися – ложись, положь – положи, садитеся – садитесь, одевайтеся – одевайтесь…
Слайд 21. Самые распространённые ошибки в устной речи педагога ДОУ.
III. Орфоэпические.
Нормы литературного произношения (произношение звуков языка, постановка ударения в словах).
ЗвонИт – звОнит?
- Глаголы, образованные от глагола звон`ить с разными приставками (позвонить, перезвонить, созвониться),
- во всех формах произносятся с таким же ударением, как и в глаголе звонить
(позвон`ишь, перезвон`ит, созвон`имся и т. д.).
Вот звонѝт мой телефон. На весь зал такой трезвон!
Я звонок свой отключу, Болтать не буду, помолчу…
Телефон опять звонит!
От него в ушах звенит!
БАловать – баловАть?
Мы не сделаем ошибку в ударении, если, используя формы глаголов баловАть, баловАться, будем мысленно ориентироваться на глаголы целовАть, целовАться:
целУю – балУю, целовАлся – баловАлся. Попробуем связать их в памяти: Малышку постоянно целУют, балУют.
Не будем улыбаться, хватит баловАться.
*ВключИть
- Глаголы с тем же корнем, что и в глаголе включить, но с другими приставками (подключить, переключить, подключиться, заключить) во всех формах произносятся с тем же ударением, что и в глаголе включить (подключ`ит, заключ`им, подключ`ишься и т. д.).
Слайд 22.
Проверим себя! (раздать листочки и простые карандаши/ ручки)
Задания:
Устно.
1.Назовите, какие вы знаете: Гласные звуки (6!: а, у, о, и, ы, э). Свистящие звуки (с,сь, з, зь, ц). Шипящие звуки (ш, ж, щ, ч). Сонорные звуки (м, мь, н, нь, л, ль, р, рь, й).
2. Назовите и/или продемонстрируйте любое упражнение для развития артикуляционного аппарата (например: «лошадка», «чашечка», «маляр», «заборчик», «грибок», «блинчик» и т. п.)
3. Вспомните слово из пяти слогов (слова для справок: мороженое, электричество, математика, воспитание, обучение, аппликация, рисование, мнемотехника, профилактика и др.) и покажите способы деления слова на слоги (приемы: хлопки, прыжки, шаги и т. п.)
Письменно.
1.Исправьте ошибки в предложениях.
В моем гардеробе много польт, чулков, носок.
В кондитерском отделе продается много пирожин, тортОв, вафлей, конфет.
2.Расставьте ударения и прочтите слова: звонит, красивее, гербы, баловать, балуешь, избалованный, петля, эксперт, сливовый, св(е/ё)кла, творог, обеспечение.
3.Образуйте форму единственного чила существительных: тапки, туфли, кроссовки.
Слайд 23.
Представить: Хомякова Екатерина Евгеньевна. Педагог с более чем 30-ти летним стажем, логопед, автор лог. игр, заслуженный работник народного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога
В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....
Методическая разработка. Педагогический совет на тему: "Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога"
Материал для педагогов и старших воспитателей...
«Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности ипрофессионального развития педагога»
Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности ипрофессионального развития педагога...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»
Знание педагогом требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....
Профессиональный стандарт педагога в контексте ФГОС ДО. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».
Что такое профессиональный стандарт? Давайте разбираться.Остановимся на втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в Профессиональный стандарт».Основной педагогической деятельност...
Рекомендации для педагогов «Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога – это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ»
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...
«Методическая поддержка профессионального развития педагогов в контексте реализации профстандарта «Педагог»»
Цель методической работы – повысить профессиональную компетентность воспитателей и обеспечить переход ДОО на работу в условиях действия профстандарта.Задачи: - проанализ...