Приложение к опыту ИГРЫ на разв эмоций у дошкольников
картотека (подготовительная группа)
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.
Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.
Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ильницкая Татьяна Борисовна Приложение 12
Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.
Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.
В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.
Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.
Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
1.Игра «Пиктограммы».
Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.
2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
3. Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
4. Упражнение «Музыка и эмоции».
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
5. Упражнение «Способы повышения настроения».
Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).
6. Игра «Волшебный мешочек».
Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
7. Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.
Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.
8. Игра «Назови похожее».
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.
Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.
9. Упражнение «Мое настроение».
Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.
10. Игра «Испорченный телефон».
Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.
11. Игра «Что было бы, если бы..»
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?
12. Кубик с эмоциями
Куб предназначен для закрепления знаний различных эмоциональных состояний человека. Его можно использовать для развития эмпатии, умение распознавать эмоции другого человека, сопереживать. Куб можно использовать на игровых занятиях, посвященных эмоциональному развитию детей.
Цели: учить распознавать эмоции по схематическому изображению.
Первый вариант: Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные участники угадывают ее,
затем картинка на кубике показывается остальным.
Второй вариант: Дети делятся на две группы: одни получают кубик, другие – карточки с изображением эмоций. Ребенок первой группы кидает кубик и изображает эмоцию, а ребенок второй группы – выбирает карточку с эмоцией, ей соответствующую.
«Поздороваемся весело, грустно, со злостью… »
Цель: научить с помощью мимики и жестов выражать определённые эмоции.
Дети, сидящие в кругу, передают игрушку друг другу, их задача поздороваться с детьми с радостью, с грустью, со злостью. В конце упражнения побеседовать с детьми. С какой эмоцией больше понравилось здороваться. Почему? (аналогичное упражнение «Попрощаемся весело, грустно, со злостью… »).
13.«Угадай»
Цель: научить определять и распознавать различные эмоции
Педагог зачитывает рассказ, сказку детям (необходимо учитывать возрастную группу).
Например: по рассказу «Цветик – семицветик».
Детям необходимо определить настроение героев рассказа в различных ситуациях и показать эмоции с помощью схем – пиктограмм (карточки с различными эмоциями).
14. «Передай эмоцию»
Цель: развивать способности узнавать эмоциональные состояния по мимике, пантомимике
Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза. Педагог-ведущий молча показывает участнику с открытыми глазами какую-либо эмоцию (радость, гнев, печаль, страх и т. д.) при помощи мимики и пантомимики.
Первый игрок передает второму игроку увиденную эмоцию, как он ее понял и т. д. В конце игры всех участников опрашивают: какую - же эмоцию они показывали.
15. «Хорошо – похлопай, плохо – потопай»
Цель: развивать социальные эмоции
Педагог озвучивает детям ситуации, которые создают хорошее или плохое настроение. Если я скажу хорошую ситуацию, от которой поднимется настроение, вы должны похлопать в ладоши. Если плохую ситуацию, создающие плохое настроение — вы должны потопать ногами.
Ситуации: «у меня день рожденья», «я болею», «меня поругали», «я подрался», «я не уступил место бабушке в транспорте», «я помог маме помыть посуду», «меня обидели», «я испугался собаки», «я самостоятельно заправил кровать», «мне купили большую игрушку», «я упала и поранила руку», «меня похвалила мама» и др.
16. «Рисуем эмоцию»
Цель: развивать эмоциональную сферу, расширять представления об эмоциях и эмоциональных состояниях
Детям необходимо с помощью различных цветов (можно применить пальчиковые краски) нарисовать весёлое солнышко, грустное солнышко, злое солнышко. Получившиеся рисунки можно подарить друг другу.
17. «Рисуем настроение»Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:
1. Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
- Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
- Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился") ,так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.) , композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения) , развитию воображения, самовыражения.
18. "Рассматривание картинки"
Материал: сюжетные или предметные картинки с изображением различныхнастроений.
Вопрос: "Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?".
19. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию
(например: "слон" и "радость") . Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.
20. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.
Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой -названия эмоций.
1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.
21. Игра «Молчание»
Цель.Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.
Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов.
Кто нарушит правила — водит.
22. Игра «ДА и НЕТ»
Цель.Развитие умения контролировать импульсивные действия.
При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Соль сладкая?
Сейчас зима? Кошка – это птица?
Мячик квадратный? Зимой шуба греет? и т.д.
Подобные игры помогут научить ребёнка управлять эмоциями, переключать внимание, развивать волевые усилия , то есть делать "правильно" "ЧЕРЕЗ НЕХОЧУ", также позволят направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
23. Зеркальный танец (для детей с 5 лет)
Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого.
Затем дети в паре меняются ролями.
24. Танец морских волн (для детей с 6 лет)
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые.
Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.
25. Игра «Что случилось? »
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.
Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно, » потому что… » Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг…. »
26. Игра «Выражение эмоций»
Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.
Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:
«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза». (Дети выражают жалость)
Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… » (Дети выражают грусть (печаль) .
Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:
«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».
(Дети выражают мимикой лица – радость).
Отрывок из сказки «Царевна-змея»:
«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».
(Дети выражают удивление)
Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:
«Тянут – потянут, вытащили репку». (Дети выражают восторг).
Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:
«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… » (Дети выражают испуг).
Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:
«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание! »
(Дети выражают радость).
Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут». (Дети выражают мимикой лица печаль).
В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.
27. Игра «Волшебные мешочки»
Цель: снятие психонапряжения детей.
Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.
28. Упражнение «Закончи предложение»
«Злость – это когда… »
«Я злюсь, когда… »
«Мама злится, когда… »
«Воспитатель злится, когда… »
«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».
Психогимнастические упражнения (этюды), основная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
1.Новая кукла (этюд на выражение радости).
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
3.Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...
7.Про Таню (горе — радость).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»
8.Золушка (этюд на выражение печали).
Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…
9.Один дома (этюд на выражение страха).
Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
1.«Ласковые ладошки».
Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.
2. «Секретики».
Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.
3. Игра «На полянке».
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.
4.Упражнение «Чудесный сон котенка».
Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.
Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?
12. Маленькое привидение.
Цель: направлено на обучение детей навыку в приемлемой форме выплескивать накопившийся у них гнев.
Ход: “Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга: По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать: “у-у-У!” Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но, помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить”. Дав детям пошуметь, взрослый прекращает игру: Пошутили — и достаточно. Давайте снова станем детьми!”
13. Это я. Узнай меня.
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
Ход: дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: “Это я. Узнай меня”. Ребенок, которого поглаживают, должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди имена участвующих в игре детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.
14. Волшебные шарики.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход: дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и дает инструкцию: “Возьмите шарик в ладошки, согрейте сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения”.
15. Улитка.
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности.
Ход: взрослый показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняя им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности. Затем взрослый встает во главе строя детей, а дети пристраиваются «паровозиком» - каждый обнимает за талию стоящего впереди. Взрослый говорит, что теперь они все вместе — большая улитка. По команде воспитателя “Лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде “Лягушка ускакала” дети, не разрывая цепочки прохаживаются по комнате и хором говорят: “Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет”. Упражнение повторяется до тех пор, пока не перестанет доставлять детям удовольствие.
16. Коробка переживаний.
Цель: направлено на снятие эмоционального напряжения.
Ход: Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по
кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.
17. Говори.
Цель: направлено на развитие умения контролировать импульсивные действия.
Ход: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них будет только один из вас и только тогда, когда я дам команду: ”Говори!”. давайте потренируемся: ”Какое сейчас время года?” (взрослый делает паузу). “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе потолок?”...”Говори!”; “Какой сегодня день недели?”...”Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т.д.
Упражнение можно проводить как с группой детей, так и индивидуально.
18.Игнтонация.
Цель: знакомство с различными эмоциональными состояниями.
Ход: Когда мы разговариваем, мы, конечно же, обращаем внимание на смысл и содержание сообщений. Но не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту ила иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Попробуйте сказать простую фразу: “Ну, вот и все!” Но сказать ее нужно...
19. Эмоциональные руки.
Цель: знакомство с различными эмоциональными состояниями, анализ средств выражения, позволяющие окружающим правильно понять их.
Ход: В отличие от животных и в отличие от роботов человек — очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции “написаны на лице”. Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, ах можно показать руками. Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить:
злость; грусть; испуг; радость; неприязнь.
20. Мой хороший попугай.
Цель: развитие эмпатии, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара.
Ход: дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечами друг к другу. Педагог передает одному из них плюшевого попугая или другую мягкую игрушку. Ребенок должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать другому ребенку. Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как детям трудно найти ласковое имя для попугая, трудно передать игрушку другому ребенку. По мере освоения этих операций темп игры, как правило, ускоряется.
Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольника по произведениям Владимира Григорьевича Сутеева.
Игра « Яблоко».
Цель: Учить детей подбирать к эмоциям соответствующие пиктограммы.
Оборудование: Карточки с пиктограммами к сказке.
Ход игры: Детям предлагаются пиктограммы, при чтении сказки дети показывают пиктограмму к каждому герою сказки.
Игра « Мешок яблок»
Цель: Закреплять умение детей подбирать к эмоциям соответствующие пиктограммы.
Оборудование: картинки из сказки и пиктограммы.
Ход игры: Детям предлагают обвести Зайца, который нашёл яблоню. Объяснить свой ответ. Назвать эмоцию, которую будет чувствовать Заяц. Подобрать к ней пиктограмму.
Игра « Грибок – Теремок».
Цель: Учить детей правильно выражать свои эмоции.
Оборудование: настольный театр по сказке « Грибок- Теремок».
Ход игры: Детям читается сказка и предлагается показать ее, используя настольный театр.
Игра « Веселый огород».
Цель: Развивать умение детей видеть эмоциональное состояния.
Оборудование: Картинки к сказке « Веселый огород».
Ход игры: Детям показывается картинка по сказке. Ребенок показывает мимикой, пантомимой эмоциональное состояние, показанное на картинке.
Игра « Кот – рыболов».
Цель: Развитие навыков самоконтроля, расширение эмоционального словаря.
Оборудование: маски животных кот, лиса, Волк, медведь.
Ход игры: Детям предлагается разыграть сказку, но переделать конец. Что было исправлено поведение главных героев.
Игры и упражнения направленные на развитие эмоционального словаря – действий предметов:
1. вариант игры «Что делает эмоция? »
(веселая – веселится, грустная – грустит, злая – злится и т. д.)
2. вариант игры «Что делают эти глаза? » (грустят, смеются, удивляются, злятся и т. д.)
3. вариант игры «Что делает это лицо? » (радуется, плачет, боится и т. д.)
4. вариант игры «Что делают губы? » и т. п.
После этого детям предлагается изобразить этюды:
Психологические игры, направленные на снятие агрессии у детей:
1. «Ноги топают» (для детей дошкольного, младшего школьного возраста).
Для упражнения нарисуйте на картоне контуры детских ступней, слегка развернутых носками наружу.
Как играть? – Топнуть изо всех сил по своему следу, сначала одной ногой, потом двумя. Если ребенок сомневается, сами начните это делать. Объясните ребенку, что если его стопы стали горячими – значит, от злости он избавился. Когда ребенок скажет, что ногам стало тепло, спросите, чувствует ли он, что его злость «вышла» через ступни наружу? Уточните, как он себя сейчас ощущает. Предложите сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Понаблюдайте, испытал ли ребенок облегчение, как изменилось его настроение.
Когда вы научите ребенка ощущать свое эмоциональное состояние до и после игры, вы можете сделать «уголок для топанья», положив туда ту самую картонку со следами ребенка. Когда вы почувствуете, что ребенок «перегрелся» — предложите ребенку пойти в этот уголок и немного потопать. Так ребенок научится понимать и контролировать свои негативные чувства.
2. Психологическая игра «Рассерженные шарики» (начиная с 4-5 лет).
Эту игру можно провести индивидуально или с группой детей.
Последовательность этой игры такова:
• Попросите ребенка надуть шарик и завязать его.
• Объясните, что шарик – это как бы тело, а воздух внутри него – это чувство раздражения и гнева.
• Спросите ребенка, что будет, если его надувать больше и больше? (лопнет)
• А что будет с человеком, если он будет накапливать в себе гнев, раздражение, обиду?
• Предложите ребенку прыгнуть на шарик, чтобы он взорвался. Это опасно, страшно, неприятно?
• Обсудите с ребенком, что шарик, это как человек, когда он совершает какой-то агрессивный поступок (например, нападает на кого-то). Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?
• Предложите снова надуть шарик, но не завязывать его. Шарик – это снова человек, а воздух – накопившийся гнев и раздражение.
• Предложите выпустить из шарика немного воздуха, а потом снова зажать его – шарик уменьшился. Взорвался ли шарик? Можно ли такой способ «выпускания гнева» считать более безопасным?
• Обратите внимание ребенка, что шарик остался целым и невредимым, не взорвался и никого не напугал. Так же и человек может выразить свой гнев и никому не причинять вреда.
• Пусть ребенок выпускает воздух из шарика мелкими порциями и рассказывает, на что или кого он бывает зол.
Упражнение следует провести несколько раз, пока ребенок не усвоит его основной смысл.
Такие психологические игры доставляют удовольствие и детям и взрослым. Пробуйте самые разные варианты, сами активно включайтесь в игру и получайте удовольствие от общения с ребенком.
Стихи и сказки, с помощью которых можно обсудить с ребенком различные эмоции и поиграть в вышеперечисленные игры:
"Гуси-лебеди", "Петушок и бобовое зернышко", "Краденое солнце" К.Чуковский - эмоция грусти и печали
"Сказка о царе Салтане" А.Пушкин, "Живая шляпа" Н.Носов, "Под грибком" В.Сутеев - эмоция удивления
"Что в углу?" А. Кушнир, "Счастливая ошибка" Г.Семенов - эмоция страха
"Вот какая мама!" Е.Благинина, "Четыре желания" К.Ушинский - эмоция радости
Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши»
«Дружно хлопнули в ладоши, вместе топнули ногой. Все, во что мы здесь играли, мы запомнили с тобой. До свиданья всем сказали и ладошкой помахали.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта «Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становя...
развивающие игры из приложения " методическое пособие по развитию логического мышления у дошкольников"
Развивающие игры содержит материал существенно ориентирующее воспитателя в области развития логического мышления. Предлагаемый материал может быть использован в любои дошкольном учреждении на за...
Статья по теме"Как развить эмоции у детей"
Повышение компетентности родителей в вопросах проявления эмоций и как можно развивать эмоции у детей....
Практическое приложение к опыту " Развитие творческих способностей дошкольников через приобщение к художественному и ручному труду".
Результат деятельности детей младшего дошкольного возраста и воспитателя....
Приложение к опыту работы " Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольника" Игра " Детский сад"
Игра " Детский сад" знакомит детей с детским садом, его сотрудниками и их трудом....
Приложение к опыту работы по теме: «Сказка – источник нравственного воспитания младших дошкольников»
Конспекты образовательной деятельности...
Игры на развитие эмоций у дошкольников
Игры на развитие эмоцийПодготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка», г.Покачи« Я радуюсь когда . . .»Цель: расширение представлени...