История возникновения росписи Гжель. (семинар- практикум для педагогов ДОУ)
методическая разработка

Солуня Ирина Алексеенва

История возникновения росписи Гжель.

(семинар- практикум для педагогов ДОУ)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel_1.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

                              История возникновения росписи Гжель.

(семинар- практикум для педагогов ДОУ)

СЛАЙД 1

Гжель — старинный керамический промысел, объединяющий несколько деревень в 50 километрах от Москвы по Рязанскому шоссе.

      СЛАЙД 2

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

СЛАЙД 3

     Первое упоминание о гжельских гончарах относится к XIV веку, и хотя к этому моменту промысел был уже достаточно известен, 1320 год считается официальной датой его основания — в этом году Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну.

     Гжельское месторождение насчитывает более 17 видов глин, из которых выделяют два основных — один для производства фарфора и фаянса, так называемые «беложгущие» глины, другой — для изготовления майолики и красной керамики.

СЛАЙД4
     Гжельская глина была лучшей в России по своим физическим свойствам, поэтому еще в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов велел привезти ее в Москву для «аптекарских сосудов», а в 1770 году гжельская керамическая артель была полностью прикреплена к аптекарскому приказу.

      Благодаря этому в Гжели не было крепостного права, все ремесленники имели «вольную» от царя, были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

СЛАЙД 5

Изначально в Гжели изготавливали преимущественно гончарную посуду, такая посуда имела свойство не пропускать воду. 

     

СЛАЙД 6 (Тайны великого Ломоносова)

В 1748 году М. В. Ломоносов и его сокурсник по Магдебурскому университету и сподвижник Д. И. Виноградов открывают на основе гжельских глин рецепт фарфора. С этой даты начинается история русского фарфора и Императорского фарфорового завода.

СЛАЙД 7 (Гончарная мастерская)

Около 1800 года в селе Володино Бронницкого уезда был открыта гончарня Петра Куликова, где впервые стали создавать фарфор.

СЛАЙД 8 (Кузнецовский завод фарфора)

Дабы не рассекретить производство чуда чудного фарфора, Куликов работал на гончарне сам и в помощь ему были два работника. Этот заводик славен тем, что от него пошла Гжель фарфоровая, а не глиняная.

    Мало кому известно, что синий цвет был более поздним приобретением Гжели, а сначала промысел отличался многообразием используемых красок — от зелено-охристых до краплачно-малиновых. Также, мало кому известен факт, что Гжель является прародителем большинства фарфоровых производств России, ибо именно оттуда черпали свои ресурсы Императорский фарфоровый завод и заводы Кузнецова, известные во всем мире.

СЛАЙД 9 (Гжельская майолика)

     Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.
    СЛАЙД 10 (Сувенирная черепаха)

Цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт.

СЛАЙД 11, 12 (Майолика в интерьере)

Только в первой трети XIX века Гжель меняет свои цвета — с изумрудно-зеленого, охристого и коричневого она переходит на кобальтовые монохромные оттенки.

Сине-белый колорит был позаимствован у голландских гончаров. То, что мы видим на прилавках сейчас – это тандем различных культур. Интересен тот факт, что необожженная гжель вовсе не синяя, а имеет чёрный оттенок. Синева проступает только после обжига кобальта.
Таким образом, легко можно распознать подделку. «Липовая» гжель создаётся при помощи обычной краски голубого оттенка.

В период расцвета в гжельском производстве было задействовано более 30 фабрик. Однако к концу XIX столетия ситуация меняется и гжельское искусство начинает приходить в упадок. Спрос на продукцию постоянно падает и в итоге остается работать только несколько крупных фабрик. После гражданской войны гжельский промысел вновь набирает обороты, в связи с чем начинают открываться новые артели. Но подлинное возрождение гжели начинается лишь после окончания Великой Отечественной войны.

СЛАЙД 13 (Ученый Салтыков и художница Бессарабова)

Традиции древнего искусства продолжил современный гжельский фарфор, который возродили известный советский ученый Салтыков и художница Бессарабова. Конечно, техника гжели в современных условиях претерпела кардинальные изменения, ведь теперь мастера стали использовать новые керамические краски (подглазурный высокотемпературный кобальт), но в итоге получилась та самая гжель, которую сегодня без труда узнают во всем мире.

СЛАЙД 14,15 (Изначально расписывается обожженное изделие)

Гжельская роспись относится к подглазурному виду росписи, то есть изначально расписывается обожженное глиняное изделие, после чего оно окунается в глазурь СЛАЙД 16  и опять отправляется в печь на обжиг, в процессе которого краска (кобальт) меняет свой цвет, а глазурь становится прозрачной.

СЛАЙД 17 (до обжига изделие невзрачно) 18 (Обжиг)

 Весь остальной фарфор расписывают — по глазури. Дело в том, что далеко не все краски выдерживают обжиг 1300 градусов. А вот, типичный для гжели кобальт, выдерживает. Так же, используется настоящее золото и даже платина для обводки.

Тематика рисунка

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:

СЛАЙД 19 (растительная тема)

- Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.

СЛАЙД 20 (орнаментальная тема)

- Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов.

СЛАЙД 21 (Сюжетная роспись)

- Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

СЛАЙД 22 (Роза)

      Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.  На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

      Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций.  СЛАЙД 23 (Валентино) Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов. СЛАЙД 24 (Сумочки)

СЛАЙД 25 (музей), 26 (магазин), 27 (агитфарфор)

      Гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

СЛАЙД 28 (линии), СЛАЙД 29 (мазки), СЛАЙД 30 (травка)

СЛАЙД 31 (цветы)

Плоский мазок (кисть №6) – проводим всем ворсом прямо и резко поднимаем кисть с середины ворса. Поупражняемся в разные стороны слева направо, справа налево и сверху вниз, снизу вверх. Соединим несколько плоских мазков в форме овала и у нас получиться первый элемент в росписи «коронка», используется, как верхняя часть цветка. Мазок «капелька». Ставим кисть вертикально, нажимаем до середины, ведем кисть вниз и переходим на кончик. Рисуем второй мазок вместе с первым с правой стороны - получается первый не сложный элемент «сердечко». Мазок «запятая» выполняется точно так же, как и плоский мазок, но с поворотом влево или вправо. Если нарисовать два или три мазка вместе получиться элемент узора цветка – «лепесток».

Цветок. Располагаем мазки «запятые» по горизонтали, чтобы получился овал. Под ним еще широкие такие же мазки, похожие на элемент «чаша». Теперь рисуем лепестки, как у бутона, только по три с каждой стороны. Прорисовываем глубокую тень. Рисуем тоненький, длинненький стебелек, заканчиваем мазком «капелькой». Украшаем цветок «усиками» и «ягодками». Листочки. Рисуем кистью № 6, 3 – мазки «капельки». Дорисовываем травку. Травка «папоротник». Сначала рисуем длинный закругленный на конце стебелек. Отступив, от края снизу, рисуем мазки «капельки» параллельно друг другу по убыванию в размере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)

Конспект ООД по теме:  (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...

Консультация для педагогов "Симферополь. История возникновения"

Интересные факты о возникновении Крымской столицы....

История возникновения Полхов Майданской росписи.

История возникновения ремеслаЕще с конца XVIII-го или с середины XIX века (эти данные разнятся) в небольшом селе Полховский Майдан, расположенном на берегу речушки в Нижегородской области, зародилось ...

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...

Консультация" История возникновения хохломской росписи. Обучение декоративному рисованию"

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.Засияла, поднялась, сладким соком налилась.А трава, как бахрома. Что же это?&helli...

История возникновения Мезенской росписи для детей

Мезенская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней...

Семинар-практикум «История возникновения города Энгельса. Покровск. Покровская Слобода»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - к месту, где родился человек. Поколения людей меняются, вместе с ними уходит история города, его улиц, парков, скверов, поэтому необходимо из...