Консультация" История возникновения хохломской росписи. Обучение декоративному рисованию"
консультация (подготовительная группа)
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это?…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_istoriya_hohlomy.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
История возникновения хохламской росписи.
Обучение декоративному рисованию.
Подготовительная группа.
Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII под Нижним Новгородом. Это одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не, найдется человека, который не держал в руках расписанную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку хохломские изделия. Но откуда появилась эта сказочно красивая роспись?
Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги.
Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари.
На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда и расписные ложки. Они развозилась по всей России и за рубеж. И заслужила всемирную славу. Село Хохлома, и посуду назвали «Хохломой». Много лет уже умельцы делают деревянные ковши, поставки (поставцы), братины, ложки…
Много лет уже умельцы делают деревянные ковши, поставки (поставцы), братины, ложки…
А в наше время мастера научились делать современные наборы посуды – для соков, мороженного, варенья, салатов и прочего. А еще декоративные блюда, кувшины, подсвечники, детскую мебель. Все предметы очень яркие, нарядные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться.
Сначала посуду вырезают из дерева или вытачивают на станке.
Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывают льняным маслом и опять подсушивают.
После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами.
Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в шкафах – печах.
Рисунок Хохлома привлекает своей красочностью и яркостью. Мастера подбирают для узора такие цвета красок, которые хорошо сочетаются с золотым фоном - красный, черный, зелёный, коричневый, жёлтый. Это особенности хохломской росписи, но есть и свои правила.
Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников.
Но самым любимым мотивом хохломской росписи у художников являются веточки и кустики. Ласково их называют «травкой». А иногда в узоре травинки и листочки превращаются в завитки и называются «кудриной».
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками.
Нередко в узоре встречаются птицы и рыбы.
Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. Хохломской узор стал настолько популярным, что используют его не только на деревянных изделиях.
ОБУЧЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ. ХОХЛОМА. (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Со старшего дошкольного возраста (5-6 лет) начинаем активное знакомство воспитанников с историей хохломской росписи, знакомим с элементами росписи (осочки, завитки и т.п.), используя такую форму организации как игровые, сюжетные занятия, интегрируя с различными видами детской деятельности. Начинаем учить рисовать сложные элементы – усики, завитки, используя образовательные обучающие ситуации.
Во время знакомства с хохломской росписью, постоянно, для самостоятельной детской деятельности в уголках книги, изобразительной деятельности располагаем альбомы с репродукциями, фотографии, репродукции предметов хохломской росписи.
Постепенное усвоение старшими дошкольниками основ орнаментального искусства рекомендовано строить в строгой методической последовательности, обусловленной исторически выработанными и отточенными творческими принципами народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
Повтор – это первый этап, где дети знакомятся с образцами хохломского орнамента на изделиях народных мастеров и занимаются рисованием достаточно простых элементов узора, типичных и характерных для изделий хохломских ремесел. В процессе копирования этих деталей общего орнамента дошкольники спонтанно изучают, усваивают основные элементы, составляющий общий декоративный рисунок.
Вариации – это второй этап, когда старшие дошкольники выполняют сравнительно несложные орнаментальные композиции из нескольких различных элементов, варьируя их ритмической декоративной трактовкой. По сравнению с предыдущим это задание более сложно, требует композиционного чутья, чувства меры и определенного художественного вкуса.
Импровизация – это третий завершающий этап, когда дошкольники в процессе творческих упражнений графически импровизируют, создают самостоятельные вариации разного рода композиций по изобразительным сюжетам и мотивам хохломских орнаментов, применимые в различных видах изделий хохломского прикладного искусства. Таким образом на этом этапе перед дошкольниками ставится уже по-настоящему творческое задание, требующее определенных эвристических художественных решений.
Цель занятий – расширить, обогатить и систематизировать накопленные старшими дошкольниками сведения об орнаментальном искусстве хохломских мастеров, развить их творческое воображение с использованием стилизованных форм и творческих принципов народного декоративно-прикладного искусства.
Изучение хохломского орнаментального искусства дает возможность дошкольникам не только приобрести графические навыки построения орнаментов разного типа, стиля и назначения, но и действенно помогает детям усваивать и осваивать приемы рисования достаточно сложных орнаментальных мотивов, применяемых хохломскими мастерами.
Желательно не ограничивать декоративные работы по хохломской росписи только рисованием на бумаге, а по возможности учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона (иногда это могут быть готовые изделия, предметы из папье-маше, которые дети только раскрашивают).
Выделяют основные элементы орнамента хохломской росписи:
- «древко»- все элементы располагаются вокруг вертикального стебля («дерево жизни»);
- «кудрина»- декоративное изображение листьев, выгнутых дугой;
- «кустик»- наиболее сложный элемент «травки»; состоит из симметрично расположенных более простых элементов («осочек», «травинок», «завитков» и др.);
- «кустик» («подлисок»)- яркие листья и ягоды на стебельках;
- «лапочка» - напоминает круглую лапку;
- «осочка»- самый простой элемент узора; выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
- «пряник»- декоративная композиция из розетки, вписанной в ромб или квадрат;
- «рыжик»- орнамент, изображающий подобие гриба;
- «сестрички»- парные или тройные лепестки;
-«травка»- или «травинка»- традиционный травяной орнамент, наиболее характерный элемент; мазки с небольшим плавным утолщением и др.
Постепенно продолжая ознакомление детей с искусством, воспитатель главный акцент делает на том, какими средствами художник, народный мастер передает окружающую действительность. Все внимание уделяется характеру изобразительно-выразительных средств. Показывая предметы хохломы, педагог дает более точное их обозначение, то есть дети к подготовительной к школе группе узнают термины «завиток», «раживка», «кривуль», «мазок» и т.д.
(Показ)
- «Травка», создаваемая ритмичным движением кисти, является неизменным элементом узора в хохломской росписи. Это, как правило, легкие, небольшие штрихи красного или черного цвета. Порой весь узор состоит только из травки, расположенной на извилистой линии. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки или декоративные цветы
С детьми 6-7 лет – «капельки», соединяя два приема рисования: концом кисти и «примакивание» (нажим на всю кисточку, «кустики». Начинаем учить рисовать узоры «травка», «ягодка», «золотые узоры», «кудрявые ветки и кустики». Используем как фоны заготовки, так и рисование по трафарету и на целом листе бумаги. 8. Во время знакомства с хохломской росписью, постоянно, для самостоятельной детской деятельности в уголках книги, изобразительной деятельности располагаем альбомы с репродукциями, фотографии, репродукции предметов хохломской росписи.
Материал для рисования:
Палитра – небольшая доска фабричного изготовления из белого пластика, которая имеет углубления для красок. В качестве палитры можно использовать белое блюдце, кафельную плитку или лист бумаги. Палитра должна быть белой или прозрачной, чтобы своим цветом не влиять на получение нужного цвета. Любую палитру (кроме бумажной) нужно часто мыть теплой водой.
Кисти двух видов: жесткие (их называют щетинными, потому что их делают из щетины животных) и мягкие (их делают из мягкого волоса животных). Кисти различаются также по размерам, которые обозначены цифрами на черенках. Чем меньше цифра, тем меньше кисть: 1-6 – тонкие, 6-10 – средние, 10 и выше – толстые. Кисти маленького размера используют для рисования мелких пятен и мазков, тонких линий и деталей изображения. Кисти большего размера – для рисования больших пятен и фонов. По форме кисти бывают круглыми и плоскими. Плоские кисти используют для широкого мазка, круглые – для работы над линиями разной толщины и пятном. Мазок нарисованный круглой кистью, имеет овальную форму. Во время рисования кисть нельзя оставлять в воде, так как от этого портится ворс. По окончании работы кисти нужно вымыть теплой водой.
«Непроливайка с водой» - пластиковый стаканчик со специальной насадкой с прорезью для кисточки – очень полезная вещь: малыш не разольет воду и научится мыть кисточку. Воду в процессе рисования нужно часто менять, иначе все краски в баночках утратят свой основной цвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой ко...
ОО *ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО* Основные методические приемы обучения декоративному рисованию
Цели и основные задачи обучения декоративному рисованию...
«ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО ОРНАМЕНТА МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ»
«Знакомство с элементами русского орнамента младших дошкольников в процессе обучения декоративному рисованию»Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятел...
картотека дидактического материала по обучению декоративному рисованию
подбор игр и дидактического материала по ознакомлению с дпи...
Методика обучения декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с народными промыслами России
Материал содержит методику обучения декоративному рисованию детей старшей и подготовительной групп, расчитан на два года обучения. В нем мы знакомим детей с такими промыслами, как Дымковская игрушка, ...
Сказки о возникновении хохломской росписи
Сказки о возникновении хохломской росписи...
Сказки о возникновении Хохломской росписи
В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. . На хохл...