Программа кружка по экспериментальной деятельности «Мы исследователи»
рабочая программа

Ахтариева Людмила Ивановна

Дети дошкольного возраста отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у них умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремиться разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа  кружка по экспериментальной деятельности

«Мы исследователи»

 

     Дети дошкольного возраста отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у них умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремиться разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

     Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

        Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

     Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

      Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав все варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

     В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

     Таким образом экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Цель программы кружка:

      Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  • Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Условия реализации:

     Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы.

Оборудование детской лаборатории:

- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

 разные виды бумаги, ткани;

 - медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

        Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Ожидаемый результат:

- умение опытным путем выявлять свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы), воздуха, песка;

- умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер;

 - умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

- овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности;

Взаимодействие с родителями:

- изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования;

- консультации: «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях»,  «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»;

- фотоотчеты кружковой работы.

Календарное планирование познавательно-исследовательской деятельности.

Сентябрь

1.Тема: «Вода? Вода!».

Задачи: познакомить со свойствами воды: прозрачность, текучесть, бесцветность; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес.

2. Тема: «Неуловимый воздух».

Задачи: познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, легкий, невидимый, заполняет все пространство; учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, формировать интерес к объектам исследования.

3.Тема: «В тенечке или на солнышке?».

Задачи: познакомить детей с понятиями «солнечная сторона», «теневая сторона», с их отличиями; продолжать обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.

4. Тема: «Что на поверхности?».

Задачи: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка; учить самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Октябрь

1.Тема: «Что видно в воде?»

Задачи: познакомить детей с одним из свойств воды - прозрачностью; закреплять умение исследовать явления окружающей действительность с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.

2. Тема: «Что на поверхности?».

Задачи: познакомить детей со свойствами сухой и влажной глины, учить использовать полученные знания в практической деятельности, формировать умение самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта, развивать любознательность.

3.Тема: «Бумажная история».

Задачи: познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (сгибается, мнется, рвется); включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес, интерес к практическим действиям.

4. Тема: «Светло - темно».

Задачи: познакомить детей с понятием «источник света», с естественными и искусственными источниками света; учить использовать полученные знания в самостоятельной практической деятельности, развивать интерес к практическим действиям.

Ноябрь

1. Тема: «Куда исчезла лужа?».

Задачи: познакомить детей с одним из свойств почвы - впитываемость; расширять представления о том, что растениям необходима вода; развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.

2. Тема: «Такая разная вода».

Задачи: познакомить детей со свойством воды зрительно менять объем в соответствии с формой сосуда, в который она налита; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы, развивать интерес к объектам исследования.

3. Тема: «Свойства дерева».

Задачи: познакомить детей с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая), со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется); обучать основным приемам обследования предметов и материалов, совершенствовать восприятие (учить активно включать при исследовании все органы чувств).

4. Тема: «Разноцветный мир».

Задачи: познакомить детей с одним из свойств света - способностью изменять цвет окружающих предметов при использовании цветного стекла; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования. Закреплять знание цветов.

Декабрь

1. Тема: «Что спряталось в воде?».

Задачи: познакомить детей с одним из свойств воды - растворимостью в ней веществ; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

2. Тема: «Металлическая история».

Задачи: познакомить детей со свойствами металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде); продолжать учить самостоятельно выделять свойства предмета с помощью практических познавательных действий экспериментального характера; развивать любознательность.

3. Тема: «Ткацкое дело».

Задачи: познакомить детей со свойствами ткани; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

4. Тема: «Ледяная история».

Задачи: познакомить детей с одним из состояний воды (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед- замерзшая вола); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия и формулировать выводы; развивать познавательный интерес.

Январь

1. Тема: «Цветной лед».

Задачи: продолжать знакомить с одним из состояний воды (лед); учить устанавливать взаимосвязь воды и льда; формировать умение опытно- экспериментальным путем исследовать явления окружающей действительности.

2. Тема: «Луч света».

Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами света (проникновение луча света сквозь разные по плотности и структуре предметы); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.

3. Тема: «Талая вода».

Задачи: продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между состояниями воды (твердое - жидкое); учить выделять свойства изучаемого объекта - формировать понятие о том, что талая вода не пригодна для питья; развивать познавательный интерес.

Февраль

1. Тема: «Живая вода» 1часть.

Задачи: познакомить детей со значением воды для роста растений; формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего мира; учить формулировать выводы; развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию.

2. Тема: «Мыльные чудеса».

Задачи: учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности.

3. Тема: «Ты плыви, плыви!».

Задачи: познакомить детей со свойствами материалов (плавучестью); формировать умение опытно- экспериментальным путем выделять определенное свойство; формировать понятие о зависимости качества материала и его способности держаться на воде; развивать любознательность.

4. Тема: «Живая вода» 2 часть.

Задачи: продолжать знакомить детей со значением воды для роста растений; формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего мира; учить формулировать выводы; развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию.

Март

1. Тема: «Пенный замок».

Задачи: учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами исследования, закреплять знания о свойствах воздуха (на примере мыльной пены на поверхности воды).

2. Тема: «Песочные струйки».

Задачи: продолжать знакомить детей со свойством песка - сыпучесть, продолжать самостоятельно осуществлять практические действия опытного характера, развивать познавательный интерес.

3. Тема: «Птичья радость».

Задачи: познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы, включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес.

4. Тема: «Песок или глина?».

Задачи: продолжать учить сравнивать свойства двух веществ (песок, глина), используя практические действия. Учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта.

Апрель

1. Тема: «Ароматный воздух».

Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха - не имеет запаха, но может передавать, переносить ароматы, продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий. Развивать познавательный интерес.

2. Тема: «Зазеркалье».

Задачи: продолжать знакомить детей со свойством зеркала отражать предметы (на примере двух зеркал, расположенных друг против друга), продолжать обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.

3. Тема: «Парилка».

Задачи: познакомить детей с одним из состояний воды (пар), учить устанавливать взаимосвязь между состоянием веществ с помощью практических действий, развивать любознательность.

4. Тема: «Цветной песок».

Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами песка, закреплять умение экспериментировать с несколькими материалами (песок, краска), поддерживать познавательный интерес.

Май

1. Тема: «Пластмассовый мир».

Задачи: познакомить детей со свойствами пластмассы (теплая, гибкая - гнется, прочная - не бьется), закреплять исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.

2. Тема: «Что содержит почва?».

Задачи: познакомить детей со взаимосвязью почвы и воздуха (воздух содержится в почве), продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес.

3. Тема: «Металл или пластмасса?».

Задачи: продолжать учить сравнивать свойства различных материалов, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования.

4. Тема: «Что узнали «маленькие почемучки»?

Задачи: обобщить знания об изученных веществах и материалах, их свойствах, качествах и отличиях, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических действий.

Список литературы:

1.Образовательная программа ДО «Мозайка» /авт. – сост. В.Ю.Белькович, И.А.Кильдышева, - 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.

2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

3. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

5. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

6. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность "Маленькие исследователи"

Большое  удовольствие детям  приносят игры  и эксперементы с мылом и пеной– это нравится всем без исключения малышам.  Игры с мылом и пеной помогают детям поближе познакомиться с б...

Кружок по экологии с элементами экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» средняя группа

Актуальность и значимость Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском по...

Программа по опытно – экспериментальной деятельности «Мы – исследователи»

Программа по опытно – экспериментальной деятельности «Мы – исследователи»...

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Экспериментальная деятельность "Юные исследователи"

Совершенствовать знания о магните. Учить проводить опыты с магнитами....