Кружок по экологии с элементами экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» средняя группа
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кружок по экологии с элементами экспериментальной деятельности
«Маленькие исследователи»
в средней группе
Актуальность и значимость
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Функция дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать
Новизна
Разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности, как источник самостоятельного познания мира.
Практическое значение программы кружка
Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:
- обогащение представлений об окружающем мире,
- развитие познавательной инициативы (любознательности),
- освоение культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.
Задачи:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников
- Дать знания, как и чем, питается растение.
- Дать знания о том, что солнце, воздух и вода - основные компоненты жизнедеятельности растений.
- Познакомить с грибами и условиями, необходимыми для их роста.
Продолжительность реализации программы
В данной программе участвуют дети средней группы –
4 – 5 лет. Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в неделю по 20 минут, 4 раза в месяц.
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, пищевые красители;
- Прочие материалы: воздушные шары, соль, сахар, сито.
Формы и режим занятий
Особенности организации занятий кружка
Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.
Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.
Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.
Перспективный план кружка
«Маленькие исследователи»
№ | Месяц | Тема. Цель |
1 | Сентябрь | Тема: «Наблюдение и сравнение березы с елью» Опыт: «Свойства дерева» Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах |
2 | Тема: "Путешествие волшебной капли по растению" Выяснить, как и чем питается растение. Провести опыт "Волшебная капля воды", "Путешествие волшебной капли по растению". Доказать, что корни поглощают воду, а с водой и питательные вещества, без которых растение погибло бы. | |
3 | Тема: "Солнце, воздух и вода..." Цель: Объяснить детям, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений. Проблемно-поисковый метод "При солнышке добро". | |
4 | Октябрь | Тема: «Исследования взаимодействия природных материалов с водой» Цель: Познакомить детей с взаимодействием природных материалов с водой. |
5 | Тема: «Песок и его свойства» Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путём ознакомления со свойствами песка: сыпучесть, изменения плотности и вес, а при взаимодействии с песком, способность пропускать воду. - учить анализировать, сравнивать, обобщать | |
6 | Тема: «Исследования свойств почвы. Чьи следы?» Цель: закрепить у детей представления о свойствах земли (рыхлая, мягкая – на ней могут оставаться отпечатки следов; твёрдая, тяжело копается. | |
7 | Тема: «Удивительная глина» Цель: познакомить детей со свойствами глины сравнив ее со свойствами песка | |
8 | Ноябрь | Тема: «В гостях у старичка-Лесовичка» Цель: Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития грибов. |
9 | Тема: «В гости к лесным обитателям» Цель: обогащать представления детей об окружающем мире. | |
10 | Тема: «Подводный мир» Цель: Познакомить с обитателями подводного мира Эксперимент со льдом: Спасение морских обитателей»» Цель: определить как влияет соль и вода на лед и свойства льда. | |
11 | Тема: «Зимующие и перелетные птицы» Цель: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам, развитие познавательного интереса к родной природе. Продуктивная деятельность: поделка из шерстяных ниток | |
12 | Декабрь | Тема: «Путешествие Капитошки» Цель: знакомство со свойствами воды, исследование воды на вкус, форму, прозрачность |
13 | Тема: "Друзья Капитошки» Цель: исследования различного состояния воды. Рассказать о свойствах воды на примере проведения опытов с водой. | |
14 | Тема: «В гостях у Снежной королевы» Цель: с помощью опыта подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла | |
15 | Тема: «Защитные свойства снега» Цель: уточнить представления о свойствах снега и познакомить с его защитными свойствами | |
16 | Январь | Тема: «Сладкие таблетки» Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах. |
17 | Тема: «Ловись, рыбка, и мала, и велика» Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы | |
18 | Тема: «Цветной песок» Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка(перемешав с цветным мелом); | |
19 | Февраль | Тема: «Угадай-ка» Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. |
20 | Тема: «Все увидим, все узнаем» Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением | |
21 | Тема: «Подушка из пены» Цель: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). | |
22 | Тема: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). | |
23 | Март | Тема: «Можно ли пить талую воду» Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. |
24 | Тема: «Огород на окне» Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе мини — огорода на подоконнике. | |
25 | Тема: "Секрет бумаги" Цель: знакомство детей с составом бумаги. Рассматривание газетной бумаги под лупой. | |
26 | Тема: «Может ли камень издавать звуки?». Цель: познакомить детей с многообразием камней, учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, фактуре поверхности (гладкие, шероховатые); показать возможность использования камней в игре | |
27 | Апрель | Тема: «Как веточка тополя весну встречала» Цель: подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность |
28 | Тема: «Первоцветы» Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок (стебель, корень, листья, соцветия), как размножаются цветы, почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе | |
29 | Тема: «Изготовление экологической игрушки- Травянчика» Цель: развивать любознательность, наблюдательность, усидчивость, мелкую моторику. Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло | |
30 | Тема: «Живые тени» Цель: понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение; продемонстрировать через перемещение тени движение предмета; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умение сравнивать и делать выводы. | |
31 | Май | Тема: "Любите землю - матушку" Цель: Объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать продукты питания. Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать ее плодородие, чтобы урожай был качественным. |
32 | Тема: «Свет повсюду» Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | |
33 | Развлечение: "Мы - друзья природы" Цель: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике |
Освещение возможных форм, приемов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:
- Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений).
- Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
Ожидаемые результаты освоения программы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
- быстрое включение в активный познавательный процесс;
- самостоятельное пользование материалом;
- остановка цели и нахождение путей ее достижения;
- самостоятельность при поиске открытий;
- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
- настойчивость в отстаивании своего мнения;
- расширение кругозора детей;
- развитие критического мышления и речи;
- развитость мускулатура пальцев;
- проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:
- самостоятельно ставит проблему;
- выдвигает гипотезы, предположения;
- самостоятельно планирует деятельность;
- выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- доводит дело до конца;
- ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
- В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно — экспериментальная деятельность»
- Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Маленькие исследователи» (средняя группа)
Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личнос...
Экспериментальная деятельность "Маленькие исследователи"
Большое удовольствие детям приносят игры и эксперементы с мылом и пеной– это нравится всем без исключения малышам. Игры с мылом и пеной помогают детям поближе познакомиться с б...
Программа кружка По экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» (познавательно-речевое развитие) старшая группа «Солнышко»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти зн...
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы « В поисках пяти элементов»
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы« В поисках пяти элементов»Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе детской игры с эксперимен...
Кружок по экспериментальной деятельности «Юный исследователь» старшая группа
Программа кружка предназначена для воспитанников старшей группы и рассчитана на 1 год...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на основе экспериментальной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) «Исследование свойств резины» (с применением метода ТРИЗ технологии - моделирование маленькими че
Цель занятия развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....
Картотека игр по опытно – экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» для детей младшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка «Маленькие исследователи» поможет педагогу организовать проведение с детьми опытно-экспериментальную деятельность для развития детей к позн...