Одаренные дети
материал

Дюдяева Наталья Сергеевна

Одаренные дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Одаренные дети1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одаренные дети в ДОО

Слайд 2

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

Слайд 3

Главная цель - воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении . Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Слайд 4

Одаренност ь - высокий уровень интеллектуальных способностей или каких-либо специальных способностей, позволяющий индивиду достигать высоких успехов в тех или иных видах деятельности. Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности - музыкальной, сценической, литературной и пр. Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению. Талантливость – наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Общие положения теории одаренности

Слайд 5

Подходы к пониманию одарённости концепция Джозефера Рензулли: одарённость есть сочетание трёх основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации ориентированной на задачу). По мнению Н.С. Лейтеса индивидуальные различия в одарённости связаны со спецификой возрастного развития. Основное внимание уделяется условиям, определяющим особенности сензитивных периодов развития, и факторам, влияющим на специализацию умственных возможностей.

Слайд 6

Подходы к пониманию одарённости А.М. Матюшкин к основным компонентам одарённости относит: доминирующую роль мотивации; исследовательскую творческую активность, выражающуюся «в обнаружении нового, в постановке и решении проблем»; возможность достижения оригинальных решений; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Б.М. Теплов выделяет два вида одарённости: специальная одарённость, создающая возможность успеха в определённой деятельности, общая одарённость, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности.

Слайд 7

«Рабочая концепция одаренности» (В.Д. Шадриков, Д.Б. Богоявленская) одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, от которого зависит возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок рассматривается как ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Слайд 8

Большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия:

Слайд 9

Теории одаренности Генетическая теория одаренности гласит, что ребенок рождается с определенным набором способностей (природные задатки) Одаренность ребенка, как и его отдельные способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий; в огромной степени развитие одаренных детей зависит от окружающей среды.

Слайд 10

Социальная теория одаренности гласит, что на ребенка влияет социальная среда и воспитание. Теории одаренности

Слайд 11

2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости Все дети являются одарёнными. До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий. Одарённые дети встречаются крайне редко. Это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.

Слайд 12

Каково ваше мнение по этому вопросу?

Слайд 13

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в ДОО на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения (организации).

Слайд 14

Все дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается.

Слайд 15

ВОСПИТАТЕЛЬ – ЭТО: В – веселый, О – образованный, С – сердечный, П – приветливый, И – интеллектуальный, Т – творческий, А – артистичный, Т – тактичный, Е – естественный, Л – ласковый, Ь – мягкий человек! .

Слайд 16

ЗАДАТКИ – анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека

Слайд 18

Типы способностей Способности делятся на общие (к которым причисляют общий интеллект, креативность и обучаемость) и более специальные: Творческие: (музыкальные,литературные , художественные); Инженерные Коммуникативные Научные (математические, лингвистические, и т.д.) Мнемические (способности к запоминанию) Имажитивные (яркое, хорошо развитое воображение).

Слайд 19

Степени одаренности Первая — сверходаренные дети (гении). Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %. Третья — собственно одаренные (15‑25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.

Слайд 20

Для развития детской одаренности необходимы следующие условия: Развивающая среда (материальная база). Компетентность педагога. Программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий). Диагностика. Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДОО. Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта. Система работы с семьёй. Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми. Система индивидуальной работы с дошкольником. Кружковая работа. Эмоционально-психологический комфорт, адаптивная образовательная среда Право выбора вида деятельности для ребёнка. Передовой педагогический опыт по проблеме. Раннее выявление детских способностей и их развитие. Система стимулирования педагогической деятельности

Слайд 21

Признаки одаренности

Слайд 22

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Слайд 23

Признаки одарённости Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований. Способны долгое время ( до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, « погружается» в него, если оно ему интересно. В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение. Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития

Слайд 24

Признаки одарённости Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова. Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реагируют на увиденные по телевизору и испытанные лично несправедливости. Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций. Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна. Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым. Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.

Слайд 25

Признаки одаренности Мотивационный (характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности) Инструментальный (характеризует способы его деятельности)

Слайд 26

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: – наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом); – сформированность индивидуального стиля деятельности , связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции; – особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности); – своеобразный тип обучаемости . Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Слайд 27

Личностный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Индивидуальные генетические, типологические, личностные и характерологические свойства. Личностная зрелость. Личностное самоопределение. Адекватная самооценка. Настойчивость в достижении цели. Социальная креативность и адаптивность. Жизнестойкость.

Слайд 28

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: - повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия; - повышенная познавательная потребность , которая проявляется в любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности; - ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело; - предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации , неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов; - высокая требовательность к результатам собственного труда , склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Слайд 29

Особенности одаренных детей яркое воображение; способность к нестандартному восприятию; интуиция; любознательность; оригинальность; конкретность мышления.

Слайд 30

Задание. Портрет одаренного ребенка.

Слайд 31

Портрет одаренного ребенка Одаренный ребенок: Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. Склонен к рискованным действиям. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Слайд 32

Портрет одаренного ребенка Положительные качества Отрицательные качества неуемное любопытство, высокая продуктивность мышления хорошо развитая речь высокая концентрация внимания на интересующем деле упорство в достижении результатов богатая фантазия легкость ассоциирования способность к прогнозированию открытость принципиальность неспособность стать на точку зрения другого формальный подход к учебе, если ему неинтересно отставание в физическом развитии отсутствие конформизма стремление всегда быть правым в споре

Слайд 33

Виды одаренности

Слайд 34

1. По широте проявлений: • Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности). • Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей: поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, и т. д.). Виды одаренности:

Слайд 35

2. По форме проявлений: • Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны); • Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми. Виды одаренности:

Слайд 36

Виды одаренности: 3. По виду деятельности: • В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная). • В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.) . • В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная) .

Слайд 37

• В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить). • В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям). Виды одаренности:

Слайд 38

4. По особенностям возрастного развития • Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; • Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке. Виды одаренности:

Слайд 39

Духовно- ценностная Коммуникативная Теоретическая (интеллектуальная) Художественно- эстетическая Практическая О дарённость

Слайд 40

Категории одаренных детей I категория – дети с высоким показателем по уровню общей одаренности. I I категория – «академическая одаренность». I II категория- дети, достигших успехов в каких либо областях деятельности (музыканты, художники, спортсмены, математики).

Слайд 41

КРИТЕРИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ Высокая познавательная активность, любознательность, высокий интерес к новому, необычному, мобильность. Быстрота и точность выполнения умственных операций Высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов). Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. Раннее развитие сенсорных способностей Богатство активного словаря, развитая речь. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. Развитость творческого мышления и воображения. Оригинальность суждений, высокая обучаемость. Способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя. Стремление к самостоятельности. Повышенный темп умственного развития.

Слайд 42

КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ умение понимать и любить других, сопереживать им, ладить с ними; интеллект выше среднего; стимулируют продуктивное поведение других; сверстники обращаются за советом; энергичны, способны справляться практически с любыми социальными ситуациями, причем делают это с тактом, юмором, а главное - с проникновением в суть дела; умение принимать решения; способность понимать абстрактные понятия; способность планировать будущее, определять временные ограничения; ощущение цели, направления движения; гибкость, легко приспосабливается к новой ситуации; чувство ответственности, всегда выполняют свои обещания; уверенность в себе, настойчивость; терпимость и терпение в работе с людьми; энтузиазм; умение ясно выражать мысли; хорошая коммуникация; стремление к доминированию среди сверстников.

Слайд 43

Вашему вниманию предлагается описание различных детей, ваша задача: найти среди детей одаренных и дать название данной одаренности.

Слайд 44

Степень сформированности одаренности Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.п.)

Слайд 45

Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности применяемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка

Слайд 46

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне возможностей в определенной области деятельности, по сравнению с возрастной и социальной нормами для данного возраста Речь идет о широком спектре различных видов деятельности Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети Талантливым считается ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости

Слайд 47

Как Вы думаете, в каком возрасте может проявиться одаренность?

Слайд 48

Ступеньки способностей – это путь восхождения воспитанника ДОО к вершинам своего развития

Слайд 49

Первый этап (2 – 3 года ) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития. Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком. Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Слайд 50

Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр. Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.

Слайд 51

Специфические особенности одарённости в детском возрасте Каждый этап взросления имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники и младшие школьники предрасположены к усвоению языков, имеют высокий уровень любознательности, яркую фантазию; подростки же – к различным формам поэтического и литературного творчества. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения. Типа семейного воспитания может происходить « угасание» признаков детской одарённости.

Слайд 52

Специфические особенности одарённости в детском возрасте Формирование одарённости нередко происходит в виде рассогласованности психического развития. Например, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта. Т.е. по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии.

Слайд 53

Модель работы с одарён- ными детьми Координационное Диагностическое Кадровое Развивающее Информационное Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей. Проведение диагностики одарённых детей Создание системы психологического сопровождения Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-классы, создание творческих групп). Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам.) Создание условий для участия в интеллектуально-творческих мероприятиях, исследовательских проектах. Организация работы коллектива. Обеспечение нормативно – правовой базы. Ресурсное обеспечение. Контроль и анализ деятельности. Формирование банка данных об одарённых детях. Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (оформление интернет –сайта, выпуск стенгазет).

Слайд 54

Модель диагностики развития одаренной личности: основные направления Модель диагностики : основные направления Анализ социальной ситуация развития Выявление одаренности (определение потенциального уровня развития) Определение актуального уровня развития одаренности Определение гармоничности развития личности Прогнозирование развития

Слайд 55

Анализ социальной ситуации развития: анализ социальных связей с точки зрения их положительного или отрицательного влияния на личностное развитие и развитие одаренности ; качество взаимодействия с социокультурной и образовательной средой ; влияние семейных условий на развитие одаренности ребенка

Слайд 56

Первоочередное значение имеют: Ценностное отношение к образованию в семье Понимание родителями значения своевременного развития способностей ребенка и готовность прилагать к этому действенные усилия Согласованные ценностные ориентации, в число которых входят: образование, гармоничное развитие, творчество, ценность индивидуальности, здоровье, любовь и уважение к близким, своей стране, честность, порядочность др. Позитивный социальный опыт Позитивная социальная направленность, желание быть полезным людям, включенность ребенка в деятельность развивающего характера Позитивный фон взаимоотношений Наличие друзей, добрые отношения с близкими людьми

Слайд 57

Методы выявления одаренных детей различные варианты метода наблюдения за детьми; специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей родителями, воспитателями и др. педагогами; включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами; организация различных интеллектуальных и спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Слайд 58

Гармоничность развития одаренной личности Отсутствие признаков нарушения в развитии какой-либо сферы. Социальная активность. Степень самореализации потенциала одаренности.

Слайд 59

Прогнозирование развития одаренности и разработка необходимых мер поддержки Прогноз строится на основе понимания актуального уровня, потенциальных возможностей ; определении приоритетного направления развития, опираясь на имеющиеся результаты исследования личности (мониторинга) Разрабатываются меры необходимой поддержки : - преодоления проблем, выявленных в процессе сопровождения, которые воспитанник не может преодолеть самостоятельно ; - развития мотивации и интересов, стимулирования деятельности, поощрения и т.п. Прогнозирование предполагает определение содержания и мер решения текущих задач и перспективного направления развития, является основой для разработки программы работы

Слайд 60

Сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми Повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания. Делать все, чтобы развивать познавательную активности этих детей. Признание таким детям необходимо для успеха. Потому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности. Необходимая стимуляция: ведение портфолио воспитанников, интеллектуальные конкурсы, на ряду с обучением саморегуляции Организация занятости ребенка вне ДОО. Развитие социальных и коммуникативных навыков. Убедиться в том, что у ребенка нет нервозов, перед тем, как начинать развивающую работу.

Слайд 61

Создавать условия для проявления , развития самостоятельности и самодостаточности у ребенка Стараться расширить круг интересов ребенка Поощрять проявление инициативы, высказывание «своего мнения» Специально давать задания, требующие творческого подхода. Не критиковать! Помните, что этих детей очень задевают ваши замечания. Стараться давать больше практических заданий Развивать коммуникативные возможности ребенка Стимулировать успехи в образовательной деятельности: конкурсы Особое внимание стоит обратить на развитие навыков саморегуляции, умение справляться с трудностями

Слайд 62

Вместе с родителями организовать деятельность ребенка вне ДОО (спортивные секции, клубы). Вместе с учителями физкультуры развивать одаренность, путем тренировок, соревнований, игр. Вводить соревновательные элементы в ход образовательной деятельности. Учить ребенка самодисциплине. В этом деле поможет: занятия в секциях, личный пример, психологические техники (переключение внимания, саморегуляция). Чаще создавать ситуации коллективной деятельности, развивать коммуникативные навыки, учить конструктивно решать конфликтные ситуации.

Слайд 63

Уважайте их тягу к независимости. Оставляйте возможность выбора: темы для проекта. Помните, что для таких детей нет авторитетов, есть люди, которых они уважают. Не пытайтесь строить отношения с такими детьми на требованиях и правилах. Они признают их меньше всего. Исключите из лексикона фразы типа «ты должен, обязан» и т.д. Постарайтесь направить их способности в нужное и полезное русло. Развивайте интеллект. Обязательно включайте творческие или просто интересные задания в ход занятия, требующие логических рассуждений. Чаще приводите факты. Поддерживайте творческое начало в каждом воспитаннике.

Слайд 64

Помните что перед вами ярко выраженные «визуалы», для них действует правило «лучше один раз увидеть…» Повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания. Все, чтобы развивать познавательную активности этих детей. Избегайте критики и резких замечаний Чаще организовывать работу так, чтобы одаренный ребенок почувствовал себя востребованным. Организовывать детям встречи с одаренными людьми города, расширять круг общения Проводить выставки, посвященные искусству, тренинги креативности.

Слайд 65

Определение детей на участие в тренингах «Равный-равному», «Школа лидерства» Обучение техникам самоконтроля Проведение коллективных форм и методов работы. Стремится к тому, чтобы у ребенка выработалась адекватная самооценка

Слайд 66

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ И ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА Педагог должен ЗНАТЬ: Психологию одарённости Нормативную базу по проблеме Инновационные технологии Методы выявления детской одарённости Диагностические критерии выявления детской одарённости, виды детской одарённости Условия, стимулирующие развитие способностей и ранней одарённости Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы Программы (комплексные и специализированные) Современную научно-методическую литературу по проблеме Специфику методов и приёмов работы по развитию способностей Возрастные особенности проявления признаков одарённости Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребёнка Интересы ребёнка. Социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат. Возможности для развития ребёнка в условиях семьи Эффективные формы и методы работы с родителями. Педагог должен УМЕТЬ: Создавать развивающую среду. Эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный психологический микроклимат в группе. Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики. Осуществлять диагностико-аналитический подход к планированию и организации работы с детьми Применять инновационные технологии и методики. Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми Проявлять свои личностные творческие способности. Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности. Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию) Взаимодействовать со всеми специалистами ДОО, занимающимися с одарённым ребёнком. Строить позитивные межличностные отношения с ребёнком. Разработать образовательную программу кружковой работы. Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов. Организовывать оптимальные формы работы с детьми. Организовывать работу с родителями. . Отбирать актуальную и доступную информацию для родителей

Слайд 67

Тест: «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» ( Юркевич В.С.) Дайте на каждый вопрос один из трех ответов: да, нет, не знаю. 1. Нельзя слишком рано учить ребенка читать, даже если он сам к этому стремится. 2. Память - это самое главное для развития способностей. 3. Пока ребенок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять. 4. Нельзя одаренного ребенка учить точно так же, как обычного. 5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не соответствующие их способностям. 6. Ребенку с ранних лет необходимо предоставить выбор везде, где это только можно: в еде, одежде, прогулках и даже выборе друзей. 7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребенку слишком строгие требования - от этого страдает личность. 8. Любой урок в школе должен быть интересен ребенку - без этого не будут развиваться способности.

Слайд 68

9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении. 10. Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все дети, вне различий в способностях. 11. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребенок был ориентирован только на отличные отметки. 12. Нельзя к ребенку, пусть даже маленькому, постоянно проявлять свою любовь - можно избаловать. 13. Детей до 11 лет нельзя обучать в профилированных классах - математических, гуманитарных... 14. Нельзя наказывать ребенка за сломанную игрушку. 15. Ребенка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу. 16. Ребенка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому. 17. У каждого ребенка должна быть уверенность в своих силах. 18. Нужно постоянно проявлять свою любовь, когда ребенок мал, любовью избаловать невозможно. 19. Нельзя наказывать ребенка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности - плохо прочитал, неправильно сосчитал и т. п.

Слайд 69

20. Если ребенок обыкновенный, нельзя чтобы он считал себя способным, это будет мешать ему в жизни. 21. Одаренность только от Бога. 22. Одаренного ребенка можно сразу определить - он поражает всех своими знаниями и суждениями. 23. Маленького ребенка нельзя постоянно брать на руки - этим его можно избаловать. 24. Хороший учитель - тот, на уроке которого детям всегда интересно и они не замечают, как идет время. 25. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребенку поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью. 26. Маленького ребенка нельзя наказывать, это ведет к подавлению личности. 27. От оценок в школе желательно совершенно избавляться.

Слайд 70

28. Когда взрослые читают ребенку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался к каждому слову. 29. Одаренным детям ни в коем случае нельзя говорить, что они - одаренные, они могут зазнаться. 30. Для того чтобы ребенок вы рос способным, с ним обязательно надо заниматься еще до школы чтением, счетом, иностранным языком. 31. Для развития способностей от ребенка необходимо требовать, чтобы он ежедневно читал хотя бы две-три страницы.

Слайд 71

Ответы на анкету. верно - (+) не верно - (-) 1. (v) 6. (+) 11. (v) 16. (+) 21. (v) 26. (v) 31. (v) 2. (v) 7. (v) 12. (v) 17. (+) 22. (v) 27. (v) 3. (v) 8. (v) 13. (v) 18. (+) 23. (v) 28. (v) 4. (v) 9. (+) 14. (+) 19. (+) 24. (v) 29. (v) 5. (+) 10. (+) 15. (+) 20. (v) 25. (v) 30. (v)

Слайд 72

Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато. Если неправильных ответов всего 5-7 - очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать ее на практике. Если неправильных ответов всего 2-3 - это просто замечательно, вы настоящий гений педагогической интуиции - вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным педагогическим способностям.

Слайд 73

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".

Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку  реализовать свои способности?...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...