Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр в старшей группе.
статья (старшая группа)

Белякова Оксана Анатольевна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр в старшей группе.

Автор

Воспитатель МБДОУ

детский сад №69 «Мальвина»

Белякова Оксана Анатольевна

Тамбов 2019

Подвижная игра – относительно

               самостоятельная деятельность детей,

 которая удовлетворяет потребность

 в отдыхе, развлечении, познании,

 в развитии духовных и физических сил».

 М.Н.Жукова

      Дошкольный возраст – это период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку правильно воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления.

       В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и  компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

     Подвижная игра имеет большое значение как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, прыжки, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребенка; радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата.

 Сила и искренность переживаний детей во время игры делают ее эффективным средством  воспитания, поэтому воспитатель должен проводить игру живо, интересно, эмоционально.

    Игры способствуют умственному развитию ребенка. С помощью игр у детей расширяются и углубляются представления об окружающей действительности, развивается внимание, память, наблюдательность.

    Игра - одно из важных средств,  всестороннего развития дошкольника. Профессор П.Ф.Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия». Однако только при руководстве со стороны воспитателя игра может оказывать положительное влияние на ребенка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой возрастной группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.

Особенности подвижных игр в средней группе детского сада.

    С детьми средней группы проводятся игры более разнообразные по содержанию, чем с малышами. У детей этого возраста в результате воспитательной работы расширяются представления об окружающем. Поэтому в игры можно включать не только те образы и явления, которые дети непосредственно видят, но и такие, с которыми детей знакомят при помощи рассказов, картинок (например, игры «Охотники и зайцы», «Караси и щука»).

   В средней группе, как и в младшей, проводятся игры, в которых нет образа, но в средней группе в них вносится элемент соревнования, сначала индивидуального (например, игра «Кто скорей добежит до флажка»), а затем и коллективного (игра «Чья колонна скорее соберется»).

   

     Движения детей средней группы более координированы и подчинены контролю сознания, поэтому в игры включаются движения, которые требуют выдержки, ловкости. В играх с бегом увеличивается расстояние, дается бег на скорость (Кто скорей добежит до флажка»); в игры включается метание (Охотник и зайцы»), прыжки через препятствия («Через ручеек»).

    Правила в играх несколько усложняются: вводятся ограничения действий – убегать в  определенном направлении,  пойманным ,  отходить в сторону и т.д. Предъявляются требования более точного выполнения правил.

    В некоторых играх вводится распределение ролей между детьми (например, в игре «Гуси – лебеди» имеется пастух, волк, гуси).

    В средней группе также даются игры, сопровождающие текстом, причем исполнение текста может быть хоровым; например, в играх «У медведя во бору», «Перебежки», «Мы веселые ребята» и др. Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей; окончание текста служит сигналом к прекращению действий или началу новых движений. Произнесение текста является иногда отдыхом после интенсивных движений, например после бега сопровождает спокойную игру в играх «Мы веселые ребята», «Карусель». Текст часто раскрывает и дополняет содержание игры, повышает интерес к ней.

       Детей 5 лет уже интересует результат произведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т.д. В то же время они по-прежнему любят сюжетные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Самолеты» и др., с удовольствием выполняя те или иные роли (гуси стараются убежать от волка, пчелы – прогнать медведя, кошка – поймать мышку и т.д.). В процессе игры внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья, поэтому игры даются с постепенным усложнением движения.

      Так, в игре «Мыши в кладовой» дети бегают в одном направлении, а в таких, как «Карусель», – по кругу; в играх «Самолеты», «У медведя во бору» дети упражняются в быстром; беге и ловле, а в игре «Медведи я пчелы» – в быстром лазанье

Но следует помнить, что нельзя давать в игре лазанье, если дети еще не научились хорошо этого делать: обучать детей тому или иному движению надо на занятии, а затем уже использовать игру, включающую это движение. В средней группе воспитатель вначале рассказывает детям, как играть, кто что должен делать, а затем уже распределяются роли. В группе детей 4 лет в начале года воспитатель сам назначает кто кем будет. При этом он учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, лазать. Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребенок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию.

В процессе игры воспитатель отмечает успехи детей, обращает на них внимание товарищей, вселяет чувство уверенности: «Вот какой ловкий был медведь, многих ребят поймал!»

Педагог использует подвижную игру и для воспитания у детей доброжелательности, взаимопомощи и других моральных качеств. «Молодцы, ребята, – говорит он, – все дружно защищали мышку от кота, без вас ей бы не спастись!»

В процессе повседневной работы воспитатель добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Во второй половине года, при распределении ролей следует использовать считалку: вначале в тех играх, которые воспитатель проводит с детьми, в дальнейшей – при самостоятельной организации ими игры. Считалка дает возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.

      

Точно так же, прежде чем вводить в игру перепрыгивание через препятствия, нужно проследить, как прыгает каждый ребенок. К игре привлекаются только те дети, которые прыгают свободно; с остальными надо предварительно поупражняться в прыжках в высоту, через веревочку.

Указания к организации. Подвижные игры проводятся ежедневно в разные периоды дня. Продолжительность игры примерно 8-10 мин.

Подготовка к игре в средней группе не имеет каких-то специфических особенностей. К приготовлению пособий, материалов воспитатель широко привлекает детей. Воспитатель равномерно распределяет обязанности по подготовке к игре среди всех детей. Участие в подготовке к игре у малоактивных, застенчивых детей вызывает желание играть.

Если предстоит разучивание новой игры, в которой встретятся малознакомые детям персонажи, желательно подвести детей к игре путем беседы, загадки, показа

необходимой игрушки, организованного в природе наблюдения, которое поможет детям лучше представить себе игровой образ и отразить его действия.

Руководство игрой. Воспитатель сообщает название игры, излагает ее содержание, объясняет правила. Объясняя игру, он подчеркивает смысловое содержание действий каждого персонажа, раскрывая причинную обусловленность характера движений (куры быстро-быстро взбираются на насест, чтобы лиса не успела их схватить). Надо раскрыть только самое главное. Объяснение должно быть кратким, четким, проходить живо. Объясняя игру впервые, воспитатель или сам показывает детям движения, которые могут затруднить их, или выбирает для этого кого-либо из детей.

Очень важно убедиться, что дети правильно поняли условия игры и хорошо представляют себе двигательное содержание. Необходимо уточнить, правильно ли понял свою роль ведущий (не ловить за пределами дома и т. п.)

  В средней группе воспитатель только изредка выполняет роль ведущего. В течение года он приучает всех детей быть ведущими. Выделяя детей на роль ведущих, воспитатель учитывает особенности каждого ребенка. Например, тихому, застенчивому воспитатель не поручает сразу роль волка или медведя, которая требует решительности и быстроты действий. Неумение хорошо выполнить игровое задание, предусмотренное ролью, огорчает ребенка, снижает его интерес к игре. Такому ребенку воспитатель доверяет вначале более простую роль, в которой он отвечает главным образом за свои действия (зайка в игре «Зайка серый умывается», пастух в игре «Пастух и стадо») или является одним из ведущих в целой группе(конюхи в игре «Лошадки»). Но к концу года все должны справляться с любой ролью.

    Это особенно важно в связи с тем, что в выборе ведущего начинают участвовать сами дети. Например, выполнивший роль ведущего выбирает по окончании игры следующего ведущего. Можно выбирать детей на ответственные роли и посредством считалок. Дети быстро запоминают считалки и пользуются ими самостоятельно. В средней группе лучше пользоваться считалками, текст которых понятен детям и в которых нет необходимости делить слова на слоги.

   В процессе игры воспитатель следит за действиями играющих. При необходимости делает замечания нарушающим правила, иногда подсказывает растерявшемуся ребенку ход игры. Ни в коем случае нельзя в подвижной игре злоупотреблять указаниями и требованиями в отношении точности и правильности движений - это снижает эмоциональность игры, активность ее участников.

     Выполнение правил. Все большее место начинают занимать игры, в которых действия персонажей соответствуют реальной действительности и определяются правилами игры. Ребенок осознает правило и действует, подчиняясь ему. Правила в подвижных играх для детей средней группы несколько усложняются. Вводятся ограничения движения - ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону и др.

      Воспитатель добивается обязательного и более точного выполнения правил. Иногда даже останавливает игру, чтобы на примере показать, в чем состоит неправильность действий детей.

   

 В средней группе можно закончить игру анализом выполнения правил и общей оценкой игры. Но надо остерегаться формальности такой оценки. Нужно дать детям возможность самостоятельно поделиться впечатлениями об игре, о выполнении той или иной роли. Такой откровенный разговор побуждает детей высказаться о своих действиях и действиях товарищей. Воспитатель тактично направляет высказывания детей, поясняя правильность или неправильность их, пресекая жалобы, проявления зазнайства, поощряя неуверенных в своих силах.

      Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение уже знакомых. Надо, чтобы дети усвоили и полюбили проводимые с ними игры, чтобы к концу года хотя бы у некоторых появилось умение самостоятельно организовывать их с небольшой группой сверстников. Воспитатель повторяет с детьми одну и ту же игру на 2 - 3 раза, затем через некоторое время слова возвращается к ней. При повторении можно усложнять содержание и правила игры, видоизменять формы организации детей.

Грамотное распределение ролей. Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли. Игровая практика накопила немало  примеров разделения ролей: жеребьевка, считалки, очередность выполнения роли в игре. При выделении ребенка на ту или иную роль нужно учитывать его особенности и возможности, поэтому не всегда можно пользоваться считалкой или представлять такой выбор самим детям, Часто от удачного распределения ролей зависит успех игры. При распределении командных ролей педагогу следует исходить из того,  что роль должна помогать неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, новичкам или ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми.

       Место проведения игры. Место игры должно соответствовать ее содержанию,  подходить по размеру для количества играющих,  быть безопасным, удобным для детей.

Примеры подвижных игор для дошкольников на свежем воздухе

1. Волк во рву

Эта подвижная игра требует достаточного количества пространства и участников, поэтому в нее лучше играть на улице – во дворе, на полянке дачи или в парке. Перед началом игры необходимо очертить границы «полянки», по которой будут скакать «козы» - основные участники игры. На расстоянии примерно 1 метра друг от друга поперек всей «полянки» необходимо прочертить 2 линии – это будет «ров». В «ров» сажают одного ребенка, а остальные участники становятся за чертой, которой очерчена «поляна». Игрок во «рву» - это «волк», а участники за чертой – это «козы». По команде: «Козы, в поле, волк, во рву!» - «козы» выбегают на поляну, начинают резвиться и перепрыгивать через «ров». Задача «волка» - дотронуться до прыгающих коз. «Коза» считается пойманной, если «волк» коснулся ее или если «коза» попала ногой в «ров». Каждый участник, до которого дотронулся «волк», отходит в сторону, а остальные «козы» по команде: «Козы, домой!» возвращаются в исходную позицию, по пути прыгая через «ров». После 2-3 перебежек ведущий назначает другого волка – и игра начинается заново.

2. Ловишка и лента

 Эта подвижная игра для дошкольников также предусматривает немалое количество участников и большую территорию для игры. Из всех играющих выбирается «ловишка» - тот, который будет ловить остальных игроков. Остальным игрокам раздается по ленточке, которую они прикрепляют за пояс или за ворот. Исходное положение – все игроки встают в круг, закрепив на себе ленточки, а «ловишка» находится в центре круга. По команде ведущего, игроки начинают разбегаться в разные стороны, а «ловишка» должен догонять каждого игрока и отбирать у него ленточку. Те игроки, которые лишились ленточки, отходят в сторону. Когда ведущий кричит: «Раз, два, три – в круг скорей беги!», все участники становятся обратно в круг, а «ловишка» подсчитывает количество взятых лент. После этого ленточки раздаются обратно, а игра продолжается с новым «ловишкой».

Окончание игры. Закончить игру модно по-разному. Так, иногда, заканчивая игру воспитатель подводит итог: отмечает, кто из играющих отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выполнять правила, выручал товарищей; воспитатель называет и тех. Кто нарушал правила, баловался, мешал детям играть.

Игру можно закончить организованным уходом детей, или, если позволяет содержание игры, можно уход с площадки или из зала сделать продолжением игры. Например, если дети играли в автомобили или в лошадки, воспитатель предлагает ехать на автомобилях или на лошадках «домой», т.е. в групповую комнату.

Если дети пользовались какими-нибудь пособиями: флажками, мячиками и др., их следует убрать на место. Для этого воспитатель выделяет несколько играющих в уборке пособий.

Если дети просят повторить игру, а нагрузка была достаточная, воспитатель предлагает повторить игру через некоторое время или на следующий день.

Содержание подвижных игр и игровых упражнений

Задачи: обучение детей основным видам движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание, катание, ловля)и ориентированию в пространстве, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие внимательности и воображения, дисциплинированности, умения играть в детском коллективе.

Игры большой подвижности

Игры с бегом: Мороз, Пилоты, Космонавты, Цветные автомобили, Птички и кошка, Кот и мыши, У медведя во бору, Карусель, Найди себе пару, Лошадки, Бездомный заяц, Усатый сом, Водяной, Хороводная игра «Козленок», Зоопарк, Хвост дракона, Возьми платочек, Салют, Волшебные елочки, Быстрей по местам, Чья колонна скорее соберется, Самолеты, Мы веселые ребята, Гуси лебеди, Стадо и волк, Угадай кого поймали.

Игры с прыжками: Зайцы и волк, Лиса в курятнике, Зайка серый умывается, Воробьи и кошка (Попрыгунчики-воробушки), Хороводная игра «Воробей».

Игры с ползанием и лазаньем: Пастух и стадо, Перелет птиц, Змейка, Лиса и куры, Медведи и пчелы.

Игры с бросанием, катанием и ловлей: Щука, Охотники, Колобок, Подбрось-поймай, Сбей булаву, Мяч через сетку, Школа мяча, Кегли, Кольцеброс, Защита укрепления, И\у «День и ночь».

Игры на ориентировку в пространстве: Найти, где спрятано, Найди и промолчи, Кто ушел?, Хитрые мыши, Иголка и нитка.

Игры – эстафеты: Пингвины, Перемени предмет, Эстафета с обручами.

Спортивные упражнения: Быстрые упряжки, Быстрые санки («Гонки санок»)

Игры средней подвижности: Береги предмет, Кошка и мышка, Караси и щука, Кто скорей снимет ленту, Кто скорей добежит до флажка, Через ручеек, Затейники.

Игры малой подвижности: Зайка серый умывается, Найди где спрятано, Свободное место, Угадай по голосу.

Таким образом, использование всего комплекса эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключённых в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего воспитания гармонично развитой личности.

Литература

1. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

2. Осокина Т.И., Вавилова Е.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.- 394 с.

3. Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995, № 12, с. 23-25.

4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.

5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 200 с.

6. Чернышенко Ю.К., Дворкин Л.С. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. - Краснодар, 1997. - 162 с.

7. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. докт. дис. Краснодар, 1998. - 52 с.

8.Конторович М.М, Михайлова Л.И.Подвижные игры в детском саду.-Москва,1961.150с.

9.Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с

       Интернет ресурсы:

festival.1september.ru

www.i-gnom.ru

nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр

" Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем - это самое трудное дело, и очень редко приходиться встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения"       ...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе ДОУ.

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды помогут правильно организовать развивающую среду в группе....

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр в старшей группе.

     В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развит...

Методические рекомендации по организации и проведении подвижных игр в ДОУ

Особый интерес дети проявляют к подвижным играм. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Подвижная игра – сложная, двигательная,  эмоционально...

Рекомендации по организации и проведению подвижных игр в средней группе.

Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше...

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с младшими дошкольниками

В дошкольном возрасте происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движ...

Методические рекомендации к организации и проведению подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке зимой с детьми дошкольного возраста 3 – 7 лет

Методические рекомендации к организации и проведению подвижных игр и спортивных упражнений на прогулке зимой. Зима с ее вьюгами и морозами – только на первый взгляд суровое время года. У детей в это в...