«Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»
консультация (подготовительная группа) на тему
«Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА'' МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08 E-male: duu7-zhemchuzhinka@rambler.ru
УГЛУБЛЕННАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«Формирование познавательной активности дошкольников посредствам дидактических игр и упражнений»
Воспитатель:
Константинова А.А.
Начало изучения: 2017г.
Окончание: 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка
- Перспективное планирование дидактических игр и упражнений, НОД направленных на формирование познавательной активности дошкольников
- Теоретические материалы
- Консультации
- Доклады
- Сообщения
- Практические материалы
- Конспекты занятий
- Картотека дидактических игр и упражнений
- Работа с родителями
Пояснительная записка
Становление познавательной деятельности означает приобретение ею новых качеств. Качественная характеристика такого становления – появление и формирование познавательной активности, характеризующейся, прежде всего, познавательной потребностью. Через познавательную активность проявляются личностные стороны развития.
Познавательную активность определяют как «состояние готовности к познавательной деятельности, которое предшествует деятельности и порождает ее». Термины «познавательная активность» и «познавательная деятельность» иногда употребляются в литературе как тождественные. Однако они не идентичны и могут рассматриваться с разных позиций.
Познавательная деятельность – это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Анализ познавательной деятельности со стороны развития ее структуры приводит к следующему пониманию. На пути познавательного развития ребенок овладевает познавательной деятельностью, то есть целями, средствами и способами познания, выработанными обществом.
Познавательная активность выступает как познавательная деятельность, если она целенаправленна, произвольна, опосредована. Если же этими качествами познавательная деятельность не обладает (например, познавательная активность ребенка, вызванная потребностью во внешних впечатлениях, когда еще не сформированы общественные цели познания, средства их достижения и механизмы сознательной регуляции), деятельностью ее назвать нельзя. По этим же причинам правомерно говорить о познавательной активности (но не деятельности) животных. Иными словами, познавательная деятельность – специфически человеческое проявление познавательной активности. При этом познавательное развитие предстает как формирование структуры познавательной деятельности. Следует понимать, что без познавательной активности не может сложиться полноценная познавательная деятельность, так как именно такая активность выступает движущей силой деятельности познания.
Становление познавательной активности, так же как и средств познания, опосредовано общением ребенка с окружающими людьми – взрослыми, сверстниками. Особенно ярко это выражается в старшем дошкольном возрасте. Общение само по себе – мощный фактор, мотивирующий познание и вооружающий его средствами. Более богатого и значимого для развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста фактора указать невозможно. Привлекает внимание публикация на эту тему ученого Колумбийского университета Р. Краусса. В ней высказана мысль, что при общении информация передается так, чтобы наиболее выгодно раскрыть ее значение с учетом личностных характеристик тех, кому она предназначена.
Анализ литературы, посвященной актуальным вопросам воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, выявляет особую значимость формирования у детей общего творческого отношения к действительности. В аспекте умственного развития эта задача связана с пониманием познавательной деятельности и активности как творческого процесса. Творческая деятельность ребенка в старшем дошкольном возрасте уже довольно богата и разнообразна, она рождает познавательную активность, поскольку именно в процессе творчества (изобразительного, речевого, музыкального, танцевального, театрализованного и др.) к дошкольнику приходит желание узнавать что-либо новое, до этих пор неизвестное, пробовать себя в новых аспектах деятельности. Таким образом, следующим фактором развития познавательной активности в дошкольном возрасте является творчество самого ребенка.
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательный интерес отличается от любознательности своей глубиной и избирательностью (очень часто он выражается в интересе ребенка к какому-то определенному виду деятельности, например, к рисованию, конструированию, танцам и т.п.). Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Именно под влиянием познавательного интереса ребенок способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственного или практического задания.
Имея большую побудительную силу, познавательный интерес заставляет детей активно стремиться к познанию, искать способы приобретения знаний. Познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Истоки познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в период их подготовки к школе. Таким образом, познавательный интерес является третьим фактором развития познавательной активности дошкольника.
Становление познавательной активности в старшем дошкольном возрасте – процесс многосторонний и обусловлен несколькими факторами одновременно: полноценным общением ребенка со взрослыми и сверстниками, развитой творческой деятельностью, сформированными познавательными интересами. Именно на становление этих факторов должны направлять свое внимание родители и педагоги.
Вывод. Всем известно, что период дошкольного детства обладает яркими особенностями. Этим он своеобразен и неповторим. Одна из главных особенностей дошкольного периода – необычайная восприимчивость ребёнка к обучающим и воспитательным воздействиям; в том числе период до 7 лет может активно использоваться педагогами и родителями в формировании умственных способностей детей, их познавательной активности.
Становление познавательной активности в старшем дошкольном возрасте – процесс многосторонний и обусловлен несколькими факторами одновременно: полноценным общением ребенка со взрослыми и сверстниками, развитой творческой деятельностью, сформированными познавательными интересами. Именно на становление этих факторов должны направлять свое внимание родители и педагоги.
Путей и средств воспитания таких умственных способностей и интеллектуальной активности – несколько, одним из них являются дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры и упражнения являются еще одним мощным фактором в стимулировании детской познавательной активности, ее движущей силой.
Овладение познавательной деятельностью позволяет ребенку полноценно и качественно осваивать разные знания, самостоятельно их накапливать, расширять свой кругозор.
Перспективное планирование работа, направленной на формирование познавательной активности дошкольников | ||
Сентябрь | ||
№ недели | Форма работы | Цели |
1 неделя | Дидактическая игра «Зашумлённые картинки» | -узнать, на сколько сформирована познавательная активность у дошкольников на начальном этапе работы; |
- знакомить детей с данной игрой; | ||
- развивать детскую логику, произвольное внимание; | ||
2 неделя | -побуждать детей вспомнить содержание данной дидактической игры; | |
-продолжать развивать логику, произвольное внимание посредством данной игры с другим набором картинок; | ||
3неделя | -узнать на сколько детей заинтересовала данная игра с помощью внесения ее в самостоятельную игровую деятельность; | |
-побуждать детей в ходе игры рассказывать о том, что они увидели и для чего необходим людям тот или иной предмет; | ||
-развивать логику, внимание, связную речь; | ||
4 неделя | -закрепить умение детей играть в данную игру посредством включения игры в НОД; | |
Папка- передвижка на тему: « Развитие логики у дошкольников посредством дидактических игр» | - донести до родителей значение дидактических игр для развития логики дошкольников. | |
Консультация для родителей на тему: « Развитие логики у дошкольников посредством дидактических игр» | - дать рекомендации, в какие дидактические игры необходимо играть с детьми для полноценного развития их логики. | |
Доклад на родительском собрании на тему: «Дидактические игры и упражнения, как средства формирования познавательной активности» | - сформировать представление о дидактических играх упражнениях; - расшифровать понятия «дидактическая игра» и «дидактическое упражнение»; - донести их необходимость и их значение в формировании детской познавательной активности. | |
Октябрь | ||
№ недели | Форма работы | Цели |
1 неделя | Дидактическое упражнение «Лабиринты» | -узнать, на сколько дети знакомы с данным упражнением и понимают его; |
- знакомить детей с данным дидактическим упражнением; | ||
- развивать детскую логику, мышление, ориентировку в пространстве | ||
2 неделя | -проверить увлеченность детей с помощью данного упражнения с другим набором картинок; | |
-продолжать развивать логику, мышление; | ||
3неделя | -узнать на сколько детей заинтересовала данная игра с помощью внесения ее в самостоятельную игровую деятельность; | |
4 неделя | -закрепить умение детей играть в данную игру посредством включения игры в НОД; | |
- развивать детскую логику, мышление, ориентировку в пространстве. | ||
Папка- передвижка на тему: « Развитие детского мышления» | - донести до родителей значение дидактических игр для развития мышления дошкольников. | |
Консультация для родителей на тему: «Развитие детского мышления» | -дать рекомендации, в какие дидактические игры необходимо играть с детьми для полноценного развития их мышления. | |
Ноябрь | ||
№ недели | Форма работы | Цели |
1 неделя | Дидактическая игра «Исчезнувший предмет» | -знакомить детей с данной игрой; |
- развивать внимание и кратковременную память детей; | ||
2 неделя | -побуждать детей вспомнить содержание данной дидактической игры; | |
-продолжать развивать внимание и кратковременную память детей; | ||
3неделя | -узнать на сколько детей заинтересовала данная игра с помощью внесения ее в самостоятельную игровую деятельность; | |
- учить целенаправленно запоминать информацию; | ||
-воспитывать честность; | ||
4 неделя | -закрепить умение детей играть в данную игру посредством включения игры в НОД; | |
- продолжать развивать внимание и кратковременную память детей; | ||
- продолжать учить целенаправленно запоминать информацию; | ||
-воспитывать честность; | ||
Папка- передвижка на тему: « Развиваем детское внимание» | - донести до родителей значение дидактических игр для развития внимания дошкольников. | |
Консультация для родителей на тему: «Развиваем детское внимание» | -дать рекомендации, в какие дидактические игры необходимо играть с детьми для полноценного развития их внимания. | |
Декабрь | ||
№ недели | Форма работы | Цели |
1 неделя | Дидактическая игра «Разложи картинки» | -познакомить детей с данной дидактической игрой; |
- развивать детское мышление и логику; | ||
2 неделя | -побуждать детей вспомнить содержание данной дидактической игры; | |
-внести усложнение в игру (побуждать детей составлять рассказ по картинкам); | ||
3неделя | -узнать на сколько детей заинтересовала данная игра с помощью внесения ее в самостоятельную игровую деятельность; | |
- продолжать развивать детское мышление и логику; | ||
4 неделя | -закрепить умение детей играть в данную игру с усложнением посредством включения игры в НОД; | |
- продолжать развивать детское мышление и логику; | ||
Папка- передвижка на тему: «Логика ребенка 6-го года жизни» | - формировать представление у родителей о логике и ее развитии у ребенка 6-го года жизни. | |
Консультация для родителей на тему: «Логика ребенка 6-го года жизни» | - дать рекомендации, с помощью чего и как можно проверить, на сколько развита логика ребенка и способы ее повышения. |
Январь | ||||
№ недели | Форма работы | Цели | ||
1 неделя | Дидактическая игра «Чередование» | -знакомить детей с данной игрой; | ||
- развивать внимание, память; | ||||
-воспитывать усидчивость и умение сконцентрироваться при выполнении задания; | ||||
2 неделя | -побуждать детей вспомнить содержание данной дидактической игры; | |||
-проверить увлеченность детей с помощью данного упражнения с другим набором картинок; | ||||
-продолжать развивать внимание, память, воспитывать усидчивость и умение сконцентрироваться при выполнении задания; | ||||
3неделя | -узнать на сколько детей заинтересовала данная игра с помощью внесения ее в самостоятельную игровую деятельность; | |||
-продолжать развивать внимание, память; | ||||
4 неделя | -закрепить умение детей играть в данную игру посредством включения игры в НОД; | |||
- продолжать развивать внимание, память; | ||||
- продолжать воспитывать усидчивость и умение сконцентрироваться при выполнении задания. | ||||
Папка- передвижка на тему: « Развитие памяти у дошкольников посредством дидактических игр» | - донести до родителей значение дидактических игр для развития памяти дошкольников. | |||
Консультация для родителей на тему: « Развитие памяти у дошкольников посредством дидактических игр»» | -дать рекомендации, в какие дидактические игры необходимо играть с детьми для полноценного развития их памяти. | |||
Доклад на родительском собрании на тему: «Память дошкольника. Способы ее развития. Рекомендации по вопросу : «Как узнать на сколько развита память дошкольника» | - раскрыть понятие «Память»; - формировать представление о способах развития памяти; - дать рекомендации, с помощью чего и как можно узнать, на сколько развита память дошкольника. | |||
Февраль | ||||
№ недели | Форма работы | Цели | ||
1 неделя | Дидактическая игра “Знаешь ли ты себя? | -знакомить детей с данной игрой; | ||
- уточнять знания детей названий частей тела; | ||||
- развивать мышление, логику; | ||||
2 неделя | -побуждать детей вспомнить содержание данной дидактической игры; | |||
-продолжать уточнять знания детей названий частей тела; | ||||
- продолжать развивать мышление, логику; | ||||
3неделя | -узнать на сколько детей заинтересовала данная игра с помощью внесения ее в самостоятельную игровую деятельность; | |||
- учить соотносить части тела мысленно и умение объяснять их предназначение; | ||||
4 неделя | -закрепить умение детей играть в данную игру посредством включения игры в НОД; | |||
- продолжать развивать мышление, логику; | ||||
- совершенствовать знания детей названий частей тела; | ||||
- уточнить умение детей соотносить части тела мысленно и умение объяснять их предназначение; | ||||
Папка- передвижка на тему: «Знание детей о строении своего тела» | - донести до родителей значение дидактических игр для формирования у дошкольников представлений о строении их тела. | |||
Консультация для родителей на тему: «Знание детей о строении своего тела» | -дать рекомендации, в какие дидактические игры необходимо играть с детьми для формирования у дошкольников представлений о строении их тела. | |||
Март | ||||
№ недели | Форма работы | Цели | ||
1 неделя | Дидактическая игра “Придумай предложение” | -знакомить детей с данной игрой; | ||
- совершенствовать речевую активность, увеличивать словарный запас слов, развивать внимание; | ||||
2 неделя | -побуждать детей вспомнить содержание данной дидактической игры; | |||
-продолжать совершенствовать речевую активность, увеличивать словарный запас слов, развивать внимание; | ||||
3неделя | -побуждать детей самостоятельно выбирать слово для составления предложения; | |||
- учить внимательно слушать сверстников; | ||||
-учить составлять предложения самостоятельно, не повторяя за сверстниками; | ||||
4 неделя | -закрепить умение детей играть в данную игру посредством включения игры в НОД; | |||
- продолжать совершенствовать речевую активность, увеличивать словарный запас слов, развивать внимание; | ||||
- продолжать побуждать детей самостоятельно выбирать слово для составления предложения ; | ||||
- продолжать воспитывать усидчивость и умение сконцентрироваться при выполнении задания. | ||||
Папка- передвижка на тему: «Речь дошкольника, ее развитие» | - донести до родителей значение дидактических игр для развития речи дошкольников. | |||
Консультация для родителей на тему: «Речь дошкольника, ее развитие» | -дать рекомендации, в какие дидактические игры необходимо играть с детьми для полноценного развития их речи. | |||
Апрель | ||||
№ недели | Форма работы | Цели | ||
1 неделя | Дидактическая игра «Аукцион» | -знакомить детей с данной игрой; | ||
- развивать мышление, логику, умение сосредоточиться на вопросе; | ||||
2 неделя | -побуждать детей вспомнить содержание данной дидактической игры; | |||
- учить давать характеристику предмету по назначению и качественному признаку; | ||||
-продолжать развивать мышление, логику, умение сосредоточиться на вопросе; | ||||
3неделя | -узнать на сколько детей заинтересовала данная игра с помощью проведения данной игры с усложнением; | |||
-продолжать учить давать характеристику предмету по назначению и качественному признаку; | ||||
-продолжать развивать мышление, логику; | ||||
4 неделя | -закрепить умение детей играть в данную игру посредством включения игры в НОД; | |||
- продолжать развивать мышление, логику, умение сосредоточиться на вопросе; | ||||
Папка- передвижка на тему: «Привлечь и удержать детское внимание и интерес» | - донести до родителей значение дидактических игр для развития детского внимания и интереса. | |||
Консультация для родителей на тему: «Привлечь и удержать детское внимание и интерес» | -дать рекомендации, в какие дидактические игры необходимо играть с детьми для полноценного развития их внимания и интереса. | |||
Май | ||||
№ недели | Форма работы | Цели | ||
1 неделя | Дидактическое упражнение «Муха» | -знакомить детей с данной игрой; | ||
- развивать мышление, внимание, ориентировку на листе бумаги; | ||||
2 неделя | -побуждать детей вспомнить содержание данного дидактического упражнения; | |||
-проверить увлеченность детей с помощью данного упражнения с другим набором картинок; | ||||
-продолжать развивать мышление, внимание, ориентировку на листе бумаги; | ||||
3неделя | -узнать на сколько детей заинтересовало данное упражнение с помощью внесения его в самостоятельную игровую деятельность; | |||
-продолжать воспитывать усидчивость и умение сконцентрироваться при выполнении задания; | ||||
4 неделя | -закрепить умение детей играть в данную игру посредством включения игры в НОД; | |||
- продолжать развивать мышление, внимание, ориентировку на листе бумаги; | ||||
- продолжать воспитывать усидчивость и умение сконцентрироваться при выполнении задания; | ||||
-воспитывать желание доводить начатое дело до конца, выполнять задание качественно. | ||||
Папка- передвижка на тему: «Ориентировка дошкольников в пространстве» | - донести до родителей значение дидактических игр для развития ориентировки в пространстве дошкольников. | |||
Консультация для родителей на тему: «Ориентировка дошкольников в пространстве» | -дать рекомендации, в какие дидактические игры необходимо играть с детьми для полноценного развития ориентировки в пространстве дошкольников. | |||
Доклад на родительском собрании на тему: «Необходимость формирования познавательной активности дошкольников для полноценной подготовки ребенка к школе. Рекомендации для формирования познавательной активности» | - напомнить о понятии «Познавательная активность»; - донести, что полноценно сформированная познавательная активность способствует подготовке ребенка к школе и развитию его желания и стремления к дальнейшему обучению; -дать рекомендации, как и с помощью чего формирование познавательной активности будет протекать увлекательно и результативно. |
Теоретические материалы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА''
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08 E-male:duu7-zhemchuzhinka@rambler.ru
Доклад
Дидактические игры и упражнения, как средства формирования познавательной активности
Составила:
Воспитатель
Константинова А.А.
Дидактические игры (от слова «дидактика» - обучение) – это обучающие игры. Они направлены на закрепление знаний и представлений детей, например, на закрепление названий предметов и явлений, узнавание их по отдельным частям, классификацию предметов.
Дидактическая игра существенно отличается от других форм организации и видов деятельности, с которыми ее часто отождествляют в теории и практике дошкольного образования, а именно: от занятий, сюжетно-ролевой игры и дидактических упражнений. Определяя различия между дидактической игрой и занятием, Н.Б. Мчелидзе отмечает, что, несмотря на общность их цели (получение знаний, овладение определенными навыками), возможности дидактической игры более ограничены. В дидактической игре нельзя научить ребенка рисовать, лепить, конструировать и т.д. Занятие поэтому более универсально в решении учебно-воспитательных задач.
В дидактических играх в силу непреднамеренности протекания процесса учения не формируется учебная деятельность детей, хотя в ней развиваются важнейшие свойства личности, без которых становление данного вида деятельности не происходит: произвольность психических процессов, торможение, внимание, наблюдательность и т.д. Дидактическая игра есть форма непреднамеренного обучения, когда ни сам ребенок, ни воспитатель не ставят задачу обучения, а эффект обучающего воздействия однозначен. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Цель дидактической игры - реализация дидактической и игровой задачи. Дидактическая задача направлена на конкретизацию, уточнение, систематизацию знаний; усвоение способов умственной и практической деятельности; воспитание нравственного отношения к объектам и явлениям предметной, природной и социальной среды; на более глубокое изучение индивидуальных особенностей своих сверстников, самого себя. Дидактическая задача определяется взрослым. Для детей цель игры выступает в виде игровой задачи, которая иногда заложена в названии игры и побуждает к активным действиям. А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова и др. особо подчеркивают ее общеразвивающий характер, влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребенка, его латентные возможности, необходимо в дидактических играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций. В большинстве исследований (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, А.П.Усова) отмечается огромный воспитательный потенциал дидактических игр в сенсорном и интеллектуальном развитии, формировании познавательной активности. И с этим стоит согласиться, поскольку данный вид игр способствует становлению ряда психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи) и мыслительных операций (сравнения, анализа, классификации, обобщения, синтеза).
Не менее важное значение в личностном развитии ребенка имеет содержание дидактической игры, то есть те сферы окружающей действительности, те представления об окружающем мире (предметы и явления, природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни), которые находят отражение в игре. Воспринимаемый ребенком мир отличается разнообразием окружающей жизни, обилием находящихся в поле зрения объектов, широтой, безграничностью информационного поля. Недифференцированность, диффузность детского восприятия, неумение видеть в предмете разные его стороны, несобранность внимания зачастую затрудняет процесс познания окружающего мира и формирование познавательной активности. Включенность разных (доступных возрасту) сфер познания в содержание дидактических игр позволяет ограничить поступающую информацию, концентрировать детское восприятие и привлечь внимание, интерес к наиболее сущностным характеристикам природных, предметных и социальных объектов. Содержание дидактической игры как определенной сферы окружающей действительности позволяет сосредоточить внимание ребенка на одной стороне предмета, объекта, явления, нивелировать влияние отвлекающих факторов.
Особое значение в дидактической игре имеют игровые действия (способы решения игровой задачи), которые направляют и контролируют выполнение в игре игровых правил, предписывают, что необходимо сделать ребенку в ходе игры. Как отмечается в работах Е.И.Удальцовой, дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, выделения ролей и др. Прежде всего детей интересует игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил. Благодаря наличию игровых действий, дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Существенно то, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения познавательной задачи становится не прямое указание воспитателя и желание детей научиться у него, а естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей лучше воспринимать, внимательно вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, как это требуется по условиям и правилам игры, и тем самым усваивать необходимые знания и способы действий.
Игровые действия придают дидактической игре особое очарование, яркую, эмоциональную окраску. Чем разнообразнее и содержательнее игровое действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные задачи. Игровые действия – загадывание, отгадывание, сравнение, группировка, объединение деталей, движение по маршруту, подбадривание игроков, действия, контролирующие правильное выполнение задач - эти и многие другие создают тот положительный фон, на котором, как утверждают физиологи, все психические процессы протекают более активно. Особое воспитательное значение они имеют по отношению к правилам, регулирующим взаимодействия между детьми.
Как уже было сказано выше, дидактические игры отличаются от дидактических упражнений.
Важным компонентом дидактической игры является игровая задача. В. Н. Аванесова указывает, что учебная, познавательная задача должна ставиться перед детьми через игровую задачу, близкую мотивам детской игры. Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. В этих условиях взаимоотношения между детьми и взрослыми определяются не учебной ситуацией (воспитатель учит, а дети учатся у него), а игрой, тем, что воспитатель и дети, прежде всего, участники одной игры. Как только этот принцип нарушается, исчезает игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьми, воспитатель становится на путь прямого обучения, и дидактическая игра перестает быть сама собой, попадает в разряд упражнений. Таким образом, дидактическая игра отличается от дидактических упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Дидактические упражнения – это систематическая тренировка ребенком того или иного умения.
Существует и другое определение.
Дидактическое упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.
Благодаря упражнениям дошкольники овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (читать, составлять предложения, считать и др.). Значительная часть программного материала может быть усвоена детьми лишь посредством упражнений. Например, чтобы научиться счету, дошкольник выполняет упражнения со счетными палочками или другим раздаточным материалом (например, считает матрешек, грибочки, листочки и т.п.), чтобы научиться составлять предложение, ребенок упражняется в правильном расположении слов и в правильных окончаниях.
Вывод. Дидактические игры и упражнения являются еще одним мощным фактором в стимулировании детской познавательной активности, ее движущей силой.
Практические материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной активности дошкольников посредством дидактических игр
. Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа с дошкольного детства, поскольку здесь закладывается фундамент личности, развиваются ее многообра...
Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования
информация о нетрадиционных методиках рисования в детском саду...
«Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
«Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Консультация для педагогов...
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности».
Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. ...
«Формирование познавательной активности дошкольников посредством русской народной игры» консультация
Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно - к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие ...
Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...