Планирование тематической недели в средней группе по теме "Насекомые"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Планирование тематической недели в средней группе по теме "Насекомые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskaya_nedelya.docx | 61.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Разработка тематической недели»
Выполнила: воспитатель высшей кв. категории
Трошкина Александра Олеговна
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы
(05.08.2019г. – 10.08.2019г.)
Тема: «Мир насекомых»
Группа: средняя
Цель: воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе.
Задачи:
-уточнить и закрепить понятие «насекомые», «полезные насекомые»;
- уточнить особенности внешнего вида, образа жизни насекомых;
- заложить основы экологического воспитания;
- вызвать удовольствие от общения с природой;
Итоговое мероприятие: развлечение «Путешествие в страну насекомых»
День недели | Совместная деятельность с учётом интеграции образовательной деятельности | Предметно - пространственная развивающая среда | Взаимодействие с родителями | |
Виды деятельности с детьми в летний период | Режимные моменты | |||
1. Познавательная деятельность Тема: «Насекомые» (конспект прилагается) 2.Физическая культура на свежем воздухе (тематическое занятие по плану инструктора по физической культуре) | ||||
Понедельник, 05.08.19г. | Утро:приём детей на свежем воздухе. Общение с детьми, родителями. Кратковременные индивидуальные или подгрупповые наблюдения за бабочкой, пчелой (обратить внимание на передвижение насекомых, на какие цветы садятся), рассказать детям стихи В. Леонова. Игра малой подвижности «Летит пчела» (работа по звукопроизношению – звук ж). Игры по желанию детей. Утренняя тематическая гимнастика на свежем воздухе «Мы – насекомые!» под музыку. Дневная прогулка: 1.Обратить внимание детей на состояние погоды: солнце светит ярко, на улице жарко, прочитать стихотворение В.Орлова «Что ты мне подаришь, лето?» Спросить у детей, чем бы они хотели сегодня заняться на прогулке (выслушиваю ответы детей, стимулирую речь: рисовать, загорать, играть с водой, полить цветы); Предлагаю детям закрыть глаза и послушать звуки (кто какие звуки услышал, слушаю ответы детей, говорю детям, что я услышала (кто-то жужжит, пойдём, посмотрим). 2.Кратковременные наблюдения за пчёлами, бабочками, (на какие цветы садятся, почему, строим с детьми предположения, стимулирую речевую деятельность). 3.Игровые импровизации: «Летят бабочки, летит пчела». Цель: передать движения, интонацию и силу голоса игрового образа, закрепление звука ж. 4. «Нарисуем ромашки, бархатцы для насекомых» (нарисовать, вырезать и разместить на клумбе с живыми цветами, цель: понаблюдать, прилетят ли пчёлы, бабочки на бумажные цветы? Почему не прилетели?, делаем с детьми выводы). 5.Трудовые поручения: «Польём цветы» (цель: приучать детей ухаживать за растениями, правильно пользоваться лейкой, закрепить название цветов: ромашки, бархатцы); 6. Игры с водой «Тонет – не тонет» (цель: плавучесть игрушек из разного материала), «Фонтанчики» (у кого выше); 7. Самостоятельная игровая деятельность. Предложить фигурки насекомых, создать проблемную ситуацию, как её решить? (выслушать детей), понаблюдать за детьми. 8. Подвижная игра «Медведь и пчёлы». Вторая половина дня: 1. Гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры; 2. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображениями разных бабочек: павлиний глаз, махаон, адмирал, крапивница, капустница. Обратить внимание на красоту крыльев, познакомить с названиями бабочек, порассуждать с детьми, почему ту или иную бабочку именно так назвали. - «Сундук с загадками» (про насекомых, картинки); - разрезные картинки «Собери насекомого»; Вечерняя прогулка: - предложить ударные музыкальные инструменты, совместно с детьми исполнить песенку «В траве сидел кузнечик». Рассмотреть картинку с изображением кузнечика, предложить поискать кузнечика в траве, на участке, самостоятельная двигательная активность с мячами, игры по желанию детей. Игра малой подвижности «Летит пчела» Дети стоят в кругу, выбирается «пчела», по сигналу «пчела» летит со звуком (ж) по кругу, мимо детей. По сигналу останавливается, возле кого остановилась – тот ребёнок – «пчела». Игра повторяется несколько раз. Уход детей домой. | Шапочка пчелы, выносные игрушки для самостоятельных игр | Поговорить с родителями о предстоящем в конце недели развлечении (изготовление элементов костюмов) | |
В. Орлов: 1.«Что ты мне подаришь, лето?Много солнечного света!В небе радугу-дугу!И ромашки на лугу!»; 2. Выносные игрушки для игр с песком, игрушки из разного материала для игр с водой, лейки для полива цветов; цветные карандаши, бумага для рисования, ножницы, фигурки насекомых. | ||||
Иллюстрации с изображениями бабочек, загадки, разрезные картинки, музыкальные инструменты (бубны, погремушки, барабаны), картинка с изображением кузнечика, мячи. Загадки о насекомых: 2.Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза) 3.У кого вся спинка в точках? Кто пасётся на листочках? Кого мы просим Подняться в небо И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка) 4.Побежали по дорожке Чьи — то маленькие ножки! А на ножках, посмотри,- Груза больше раза в три! И почти не вижу я Под поклажей … (Муравьи) 5.В зелёных мундирах В траве, на лугах, Живут музыканты На длинных ногах. (Кузнечики) | ||||
Вторник 06.08.19г. | 1.Музыкальное занятие (по плану музыкального руководителя) 2. Речевая деятельность. Составление коротких рассказов о насекомых (конспект прилагается) | Утро: приём детей на свежем воздухе. Общение с детьми, родителями. Обратить внимание детей на то, что сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Но он такой хвастунишка, говорит, что он лучше всех умеет отгадывать загадки (предлагаю детям вспомнить и загадать Незнайке загадки о насекомых, Незнайка «ошибается», дети поправляют). Игра малой подвижности «Летит комар» (звук з), см. игру «Летит пчела» Утренняя тематическая гимнастика на свежем воздухе «Мы – насекомые!» под музыку. Дневная прогулка: 1.Обратить внимание детей на состояние погоды (проговариваем вслух: солнце светит ярко, на улице жарко), вспомнить и прочитать вместе с детьми стих.В.Орлова: «Что ты мне подаришь, лето? Много солнечного света!В небе радугу-дугу!И ромашки на лугу!»; 2. Трудовые поручения: полив цветов (цель: правильно держать лейку, поливать аккуратно, воспитывать осознанное отношение к поливу цветов: зачем, с какой целью поливаем). 3.Сюжетно-ролевая игра «Пригласим Незнайку в кафе «Пчёлка»» (игровые действия: «повара» готовят «кофе», «мороженое», «официантки» принимают «заказ», обслуживают, клиенты «расплачиваются»); 4. Экскурсия по территории детского сада (цель: познакомить Незнайку с игровыми площадками других групп, оборудованием, спортивной площадкой, стимулировать речевую деятельность детей: дети сами рассказывают Незнайке, воспитатель направляет, помогает, если дети затрудняются).
- гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры; - настольные игры природоведческого направления; -рассмотреть картинку с изображением божьей коровки, прочитать стихи о ней. На вечерней прогулке предложить поискать божью коровку на растениях, понаблюдать за ней. Подвижные игры по желанию детей. | Шапочка комара, кукла Незнайка, оборудование для сюжетно-ролевой игры «Кафе»: два столика, посудка, фартучки для поваров, форма для официанток, «банковские карточки», шапочки для подвижных игр: медведя, пчёл, комаров. | Мастер – класс для родителей по изготовлению лэпбука «Насекомые» |
Среда 07.08.19г. | 1.Изобразительная деятельность (лепка) Тема: «Гусеница» (конспект прилагается) 2.Физическая культура на свежем воздухе (тематическое занятие по плану инструктора по физической культуре) | Утро: приём детей на свежем воздухе. Общение с детьми, родителями. Провести с детьми игру «Летает - не летает» (называю насекомое, ребёнок ловит мяч, если насекомое умеет летать). Игры с лэпбуком «Насекомые». Утренняя тематическая гимнастика на свежем воздухе «Мы – насекомые!» под музыку. Дневная прогулка:1.Обратить внимание детей на состояние погоды (предложить детям дать характеристику предложениями). 2. Целевая прогулка к центральной клумбе, которая находится на территории детского сада. Цель: понаблюдать, прилетают ли шмели, бабочки? С помощью вопросов, выяснить, что дети знают о шмелях, бабочках. 3. Трудовые поручения: первая группа детей поливает цветы, вторая группа детей наводит порядок в кафе «Пчёлка», четвёртая группа детей готовят подарок Незнайке (у него сегодня день рождения, рисуют открытку). 4. Сюжетно-ролевая игра «День рождения Незнайки». (Предложить детям пригласить Незнайку в кафе, поздравить его красивыми словами или стихами, устроить чаепитие, поиграть с Незнайкой в интересную, подвижную игру – выбор игры за детьми). 5. Самостоятельная двигательная активность (предложить детям мячи, кегли, обручи, короткие скакалки) Цель: понаблюдать, как дети используют скакалку, в какие игры играют с мячом, кеглями. Активизировать двигательную активность с малоподвижными детьми (предложить им совместную двигательную активность). 6.Приглашаю детей прокатиться на карусели (провожу подвижную игру «Карусель») Вторая половина дня: гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры. Чтение произведения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», обсуждение произведения, рассматривание иллюстраций. Д/и «Чудесный мешочек» Цель: узнать насекомое на ощупь. На вечерней прогулке провести игры по желанию детей. | Консультация: «Экологическое воспитание ребёнка 4-5 лет в семье» | |
Четверг 08.08.19г. | 1.Музыкальное занятие (по плану музыкального руководителя) 2. Изобразительная деятельность (аппликация). Тема: «В стране насекомых. Весёлые гусеницы» (конспект прилагается) | Утро: приём детей на свежем воздухе. Общение с детьми, родителями. Речевое упражнение-загадка «Закончи фразу» (о муравьях). Цель: развивать слуховое внимание. Предложить поискать муравьёв на участке и понаблюдать за ними, чем они заняты, как они выглядят. Игры по желанию детей. Утренняя тематическая гимнастика на свежем воздухе «Мы – насекомые!» под музыку. Дневная прогулка:1.Обратить внимание детей на состояние погоды, прочитать стих. о солнышке. Драматизация отрывка из сказки «Муха-Цокотуха». Цель: развивать выразительность речи и пантомимики. 2. Трудовые поручения: группе детей навести порядок на веранде (подмести пол), второй группе детей – помыть игрушки, разложить на солнышко – просушить. 3. Самостоятельная двигательная активность: предложить детям упражнение «Гусеница» (ползание по гимнастической скамейке), «Стрекоза» (бег в разных направлениях), а также мячи, кегли, скакалки, обручи. 4.Провести игру «Медведи и пчёлы». Вторая половина дня: гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры; дидактическое упражнение «Найди ошибки художника» (на картине всё перепутано, нужно найти все ошибки); На вечерней прогулке: самостоятельная двигательная активность. Понаблюдать, в какие игры дети любят играть самостоятельно. Подвижная игра «Собери медок». Уход детей домой. | 1.Погляди на молодцов, Веселы и бойки, Волокут со всех концов Материал для стройки. Без работы хоть убей, Жить не может… (муравей); 2. Мы в работе поминутно, От зари и до зари, Назови меня скорей, Я рабочий…(муравей) Приготовить на прогулку шапочки или костюмы насекомых для драматизации отрывка «Муха-Цокотуха». Мячи, кегли, обручи, скакалки для самостоятельной деятельности. | Предложить родителям вечером дома с ребёнком выполнить совместную работу на тему «Насекомые» (развитие воображения, фантазии ребёнка). Организация выставки. |
Пятница 09.08.19 г. | Итоговое мероприятие. Развлечение «Путешествие в сказочную страну насекомых» (сценарий прилагается) | Утро: приём детей на свежем воздухе, совместно с детьми, родителями украсить веранду детскими рисунками, выполненными дома с родителями, и самостоятельно в детском саду. Утренняя тематическая гимнастика на свежем воздухе «Мы – насекомые!» под музыку. В музыкальном зале проводится развлечение «Путешествие в страну насекомых».
тел речевыми элементами насыщают дети игровые действия. игр Двигательная активность (мячи, обручи, скакалки), цель: пон понаблюдать за формированием спортивного, игрового отн отношения детей к данным игрушкам. 3. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»; п/и «Собери медок» Вторая половина дня: гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры; настольные игры; чтение художественной литературы, игры по желанию детей, понаблюдать за реальными взаимоотношениями между детьми. На вечерней прогулке: рисование мелками на асфальте на тему «Насекомые», самостоятельная двигательная активность; с подгруппой детей организовать работу в цветнике (прополоть цветы). Уход детей домой. | Пополнение лэпбука «Насекомые» персонажами для театра. Мячи, обручи, скакалки, атрибуты для игры в магазин. | Присутствие приглашённых родителей. |
Конспект познавательной деятельности на тему «В мире насекомых»
( Средняя группа)
Цель: Формирование представлений о различных насекомых.
Задачи:
Образовательные: уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.
Развивающие: развитие внимания.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
Оборудование: магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.
Словарная работа: насекомые.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме.
Ход:
Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза
Зовут ее….(стрекоза)
Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает
На листах усевшись ловко
Это божия….(коровка)
(дети самостоятельно, выставляю на магнитной доске насекомых).
- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку.
Дети: это насекомые.
Воспитатель: Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Насекомых».
Беседа о насекомых.
(Входит Лунтик, в руках у него баночка с жучком).
Лунтик: здравствуйте! Вы меня узнали. Я Лунтик. Я живу на луне. Вы знаете, на луну попало вот такое интересное существо. У нас на луне таких нет. Кто это? Когда я был на земле, что - то типа этого видел. Может быть, он живет где-то у вас?
Дети: это….
Воспитатель: Лунтик, как хорошо, что ты пришел к нам. Мы с детьми, как раз отправляемся в страну «Насекомых». Если тебе интересно, останься с нами, а жучка дай мне, он пока посидит в нашем огородике, мы потом его выпустим. Ну что Лунтик останешься?
Лунтик: конечно останусь.
Воспитатель: ну тогда присаживайся.
- Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?
Дети: (перечисляют)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых на картинках.
(Картинки выставляются перед детьми.)
Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?
Дети: чтобы летать с одного места на другое.
Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.
- Ребята, а скажите, пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?
Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….
Воспитатель: Лунтик, скажи, а на луне есть условия для жизни насекомых?
Лунтик : нет, поэтому я и прилетел к вам.
Воспитатель: ребята, а на воде можно увидеть насекомых?
Дети: можно. Стрекоза летает около водоемов. Комары, мошки..
Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.
- А скажите каких вредных насекомых вы знаете?
Дети: например муха, комар.
Воспитатель: а чем вредны мухи?
Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.
Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами?
Дети: лягушки.
Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком?
Дети: она такая же красива, разноцветная.
Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?
Дети: нет
Воспитатель: почему?
Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.
Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они маленькие.
Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Стрекоза».
Физминутка. «Стрекоза»
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
(после Лунтик начинает чесаться, к нему заполз муравей)
Воспитатель: Ой, Лунтик, да это же муравей к тебе заполз.
Ребята, посмотрите.
Лунтик: да, да, да он наверно заполз ко мне, когда я случайно приземлился рядом с его домиком.
Воспитатель: ребята, а как называется домик муравьев?
Дети: муравейник.
Воспитатель: Лунтик, ты к нам прилетел с Луны. А послушай, кто к нам вчера прилетал.
5. Пальчиковая гимнастика.
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
Лунтик: ой! А когда я был у вас в прошлый раз. Мне понравилась игра, как муравьи делают запасы на зиму. Поиграйте со мной.
Воспитатель: да, Лунтик, у нас есть такая игра.
6. Игра «Запасливый муравей»
Лунтик: а можно я с детьми сам поиграю.
(По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина - «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину)
Воспитатель: Спасибо, Лунтик. А теперь мы тебе покажем настоящих живых насекомых. У нас в д/саду есть экологическая тропа. Там много всяких насекомых. Давайте жучка заберем с собой и выпустим его там.
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте.
Конспект речевой деятельности в средней группе на тему:
«Составление коротких рассказов о насекомых»
Цель: закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;
Развивающие:
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- продолжать развивать мышление, память, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать доброе и заботливое отношение к насекомым, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Оборудование: мнемотаблица, картинки с изображениями насекомых.
Предварительная работа: беседы на тему «Кто такие насекомые», познавательная деятельность на тему «В мире насекомых».
Ход:
1. Вводная часть
- Ребята я загадаю вам загадки, а вы попробуйте догадаться о ком пойдет сегодня речь?
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза
Называют ее (стрекоза)
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей)
- Вы догадались о ком пойдет речь? Молодцы!
- Сегодня мы с вами будем составлять рассказы о насекомом, которое вам нравится больше всех.
Но сначала давайте разомнемся.
Упражнение «Назови ласково».
Комар – комарик,
Пчела - пчелка, Муха - мушка.
Стрекоза – стрекозочка,
Муравей – муравьишка.
- Размялись. А теперь я покажу вам, как нужно составить рассказ о своем любимом насекомом. Затем, вы также составите свой. И в этом мне поможет мнемотаблица. (на доске). Слушайте и смотрите внимательно.
- «Мое любимое насекомое - пчела. Она маленького размера. У пчелы полосатая окраска: желтые и черные полоски. У нее есть голова, на которой расположены глаза и усики; грудь, брюшко, шесть ног и прозрачные овальные крылья. А все ее тело покрыто маленькими волосками. Пчела питается нектаром цветов, и умеет перерабатывать нектар в мед».
Предлагаю детям по одному выйти и, опираясь на мнемотаблицу, составить свой рассказ про любимого насекомого.
- Вам понравились сегодняшние рассказы про насекомых? О ком рассказал Вова, Катя, Лера? Какие рассказы вам понравились больше всего? Почему?
Конспект изобразительной деятельности (лепка) в средней группе «Гусеница»
Цель: Закреплять умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы близко друг к другу; совершенствовать умение отщипывать от пластилина небольшие кусочки.
Задачи:
Образовательные: Закреплять формообразующие движения при создании круглой формы и соединения деталей.
Развивающие: Развивать чувство формы, эстетическое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать усидчивость, внимательность, аккуратность при работе с данным материалом.
Материалы, инструменты, оборудование: лэпбук «Насекомые», пластилин зеленого и черного цвета, доска для лепки, стек, салфетки на каждого ребенка, подставка для поделок. Сюрпризный момент Бабочка.
Предварительная работа: Беседа о бабочках и гусеницах.
Словарная работа: гусеница.
Ход:
Воспитатель и дети входят в группу, где стоит на ковре красивое деревце с зелеными листиками. Рассматривают его, как же красиво выглядят деревья, когда они одеты в зеленую листву. Что листья еще молодые и сочные и
вокруг дерева живут очень много насекомых.
Воспитатель предлагает детям послушать историю, произошедшую с ней.
Рассказ-показ.
Как то шла я мимо нашего деревца и решила вдруг внимательно его осмотреть, как на ощупь гладишь зеленые листочки, шершавые веточки росли в разные стороны. И вот вижу на одном листочке, что то так сверкает что удивилась, вроде ничего и нет, а что - то было и пригляделась, а на нем начали появляться красивые зеленые бусинки (воспитатель на глазах у детей скатывает шарик и прикрепляет его к зеленому листочку на дереве).
Я пригляделась, смотрю, а их уже две… присмотрелась – уже три…а бусинки все появляются и появляются… уже четыре, пять… а потом появилась и самая большая. На ней появились глаза, нос, рот и даже усики… (Стеком делаем глазки, а из черного пластилина скатываем усики)
Как вы думаете, кто это был?
(Гусеница).
Она сказала: «Спасибо, ты меня заметила, не сорвала листок, и теперь случится чудо».
Какое, как вы думаете?
(Появится бабочка)
Игра в лэпбуке «Насекомые» - «Что сначала, что потом».
Выполнение работы.
Ас вами такое может случиться? Давайте попробуем.
Дети лепят своих гусениц, прикрепляя детали друг к другу.
Если дети быстро справляются с заданием, им предлагается украсить гусеницу, сделать ей лапки черного пластилина.
3. Просмотр работ, обсуждение
У кого самая длинная, извилистая, толстая, веселая и т. п. гусеница?
Конспект изобразительной деятельности (аппликация) в средней группе «В стране насекомых. Весёлые гусеницы»
Цель: Закреплять умения детей создавать образ гусеницы различными художественными средствами.
Задачи:
Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить детей вырезать округлую форму путем срезывания углов у квадрата
Развивающие: развивать зрительную и слуховую память, развивать общую моторику, координацию
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
Оборудование: мольберт, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых, альбомный лист,4 квадрата цветной бумаги 5*5 см, ножницы, клей, кисть для клея, салфетки, фломастеры или карандаши.
Предварительная работа: изобразительная деятельность (лепка) «Гусеница».
Словарная работа: насекомые.
Ход:
Педагог: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо. Присаживайтесь за столы.
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну а, чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.
-Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
- Над столом жужжит, летает, очень всем надоедает? (Муха)
-С ветки на тропинку, с тропинки на травинку.
Прыгает пружинка, зелененькая спинка? ( Кузнечик)
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза
Зовут ее….(стрекоза)
-У этого Ивашки красная рубашка.
На спине сорочки - черненькие точки? (Божья коровка)
Как можно назвать всех одним словом? Правильно, насекомые. Мы попали в страну насекомых.
3. Беседа о насекомых. Насекомые – самый многочисленный и многообразный класс животного мира. На суше они живут на всех материках, за исключением Арктики и Антарктики. Одно из характерных отличий всех насекомых - три пары ног (их еще называют шестиногими), поэтому пауки, например, не принадлежат к классу насекомых.
- В какое время года, мы можем их увидеть в природе? (Весной, летом, осенью).
- Зачем нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц, животных)
- Расскажите о том, какую пользу приносят насекомые.
- Людям: пчелы дают мед, воск.
- Лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых.
- Птицам и животным: насекомые служат кормом.
- Расскажите о том, какой вред наносят насекомые.
- Людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни.
- Лесу: жуки – короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений.
- Животным и птицам комары, слепни, блохи больно кусают.
Педагог: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку «Стрекоза».
Физминутка. «Стрекоза»
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
Аппликация Гусеница.
Сначала вспомним правила обращения с острыми предметами.
1. Брать и резать ножницами можно только с разрешения и в присутствии взрослых.
Пожалуйста, все вместе повторим правило. (Дети повторяют)
2. Не размахивать ножницами, чтобы не поранить кого-либо (дети повторяют)
3. Держать ножницы прямо от себя, не раскрывать их широко (показ)
4. Передавать ножницы друг другу можно только при закрытых клювиках-ножах, окошками - колечками вперед (показ)
5. Закончив работу надо поставить свои ножницы в стаканчик окошками-колечками вверх.
Напомните мне, пожалуйста, как надо обращаться с острыми предметами. (Дети отвечают)
Показ и объяснение последовательности работы.
Берем квадрат цветной бумаги, срезаем уголки, получается круг. Полученные круги раскладываем на альбомном листе, начиная слева направо.
Давайте отдохнем и сделаем зарядку для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
Приклеиваем круги на альбомный лист. Дорисовывают усики
Наше занятие подошло к концу.
- Какие виды насекомых вы запомнили?
- Молодцы, ребята.
Летнее развлечение для детей средней группы «Путешествие в страну насекомых»
Цель: Формировать познавательный интерес и гуманное отношение дошкольников к насекомым.
Задачи:
Образовательные: Закреплять полученные знания о насекомых.
Развивающие: Развивать игровые умения, воображение и творческие способности.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
Оборудование: картинки «Бабочка», «Муравейник», «Улей», «Кузнечик», «Божья коровка».
Предварительная работа: изготовление родителями атрибутов.
Ход развлечения:
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем? (насекомые)
(картинка бабочка)
-Кто к вам прилетел (Бабочка). Бабочка хочет вас пригласить в страну насекомых. Вы хотите туда попасть? Путь в страну длинный и трудный. На чем мы отправимся в страну насекомых (дети придумывают на чем они отправятся).
-Отправляемся в путь! Вот мы и в стране насекомых.
- Ребята, посмотрите сколько здесь бабочек, которые порхают над цветочками. (картинка бабочки на лугу). А вы хотите полетать как бабочки? В нашей волшебной стране все возможно. Только нужно сказать волшебные слова: "1, 2, 3 - в бабочку превратись!". Ах! Какие вы красивые! Покажите, как бабочки умываются росой, моют глазки, вытирают ушки. Летают. Увидели цветок, сели на него, сложили крылья на спинке. В цветке нектар. Ах, какой он сладкий, ароматный, вкусный. Как хорошо!
Воспитатель: - Ребята нам пора,превращаемся обратно в детей: "1, 2, 3, вокруг себя покружись и в ребенка превратись!". Попрощайтесь с бабочками! Воспитатель: Ой, посмотрите, домик, а здесь кто живет? (картина с изображением муравейника)
- Скажите, а муравьи какие? (трудолюбивые, сильные, дружные).
Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».
- Молодцы! Теперь видно, что вы дружные и трудолюбивые.
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще домик. Как вы думаете, кто здесь живет? (нарисованный улей). Пчелы никогда не сидят на месте. Они собирают пыльцу с цветов, делают мед и, наверное, они любят играть. Давайте мы с ними поиграем.
Подвижная игра: «Медведь и пчелы»
Ход игры. В игре участвуют: ведущий-взрослый, ребенок - «медведь», дети-»пчелы». Выбрать медведя помогает считалка. Если играющих только двое: вы и ваш малыш, то один из вас - «пчела», другой- «медведь». «Медведь» спит в «берлоге». «Пчелы» сидят в «улье». Эти места надо выбрать заранее. Ведущий произносит: «Пчелы!» Дети - «пчелы» начинают изображать пчел: летать, приседать (как будто на цветы) и снова летать. Взрослый восклицает: «Пчелки, в улей!» «Пчелки» собираются в «улье» и «засыпают». Взрослый говорит: Вот медведь идет, Ищет мишка мед! Из «берлоги» выходит ребенок - «мишка». Он ходит вокруг «улья». Потревоженные «пчелы» просыпаются и говорят: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Догоню, накаж-ж-жу! «Пчелы» догоняют «медведя», он убегает в «берлогу». Пчела, которая догнала и «ужалила медведя» (первой дотронулась до него, становится «медведем». Если «медведя» никто не догнал и он успел спрятаться в «берлогу», он опять остается «медведем».
- Пчелам пора собирать нектар. Они прощаются с нами.
Дети вместе с воспитателем идут дальше по волшебной стране насекомых. Воспитатель загадывает загадку:
В зеленых мундирах,
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах.
-Кто это? Правильно кузнечик, почему-то грустный! Давайте развеселим его и поиграем.
Кузнечики,
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Стоп, сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко.
-Кузнечику очень понравилась наша игра. Теперь он веселый и довольный.
-Идем дальше, ребята. А вот нас встречает … (божья коровка). Божья коровка предлагает отгадать загадки.
В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает (пчела).
Как только садится она на цветок,
Нектар собирает её хоботок (бабочка).
Полосатая она,
Только это не пчела.
Мед не собирает.
Внимание! Кусает! (оса)
Некрасивая я,
Крыльев нет у меня.
Но я в нити завернусь,
В бабочку я превращусь (гусеница)
Надо мною он кружит
И пищит, пищит, пищит (комар)
-Вот и закончилось наше путешествие по стране насекомых. Насекомые дарят вам подарки. Пора нам возвращаться в детский сад.
-Вот мы и в д/саду. Вам понравилось в стране насекомых?
- А у каких насекомых мы были в гостях?
Конспект мастер – класса для родителей по изготовлению
лэпбука «Насекомые»
Цель: ознакомление родителей с новым видом совместной деятельности
взрослого и детей.
Задачи:
- Представить педагогический опыт по использованию современных
педагогических технологий в воспитании детей дошкольного возраста.
- Мотивировать родителей на использование в совместной деятельности с
ребенком методов, приёмов, игровых заданий.
Ход:
Добрый день! Уважаемые родители! Сегодня я познакомлю вас с инновационным методическим пособием – лэпбук.
Что такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) -в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap -колени, book-книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, вней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать
лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка -
раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в
которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и
разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной
стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в
компактной форме.
Зачем нужен лэпбук?
1.Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по
изучаемой теме и лучше понять,и запомнить материал (особенно если
ребенок визуал).
2.Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время
ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное,
рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3.Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4.Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно
обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу
каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных,
например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и
т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
5.Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности
взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов
проекта или тематической недели.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей
среде:
∙ информативен;
∙ полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
∙ пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с
участием взрослого как играющего партнера);
∙ обладает дидактическими свойствами;
∙ является средством художественно-эстетического развития ребенка,
приобщает его к миру искусства;
∙ вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
∙ его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
∙ обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех воспитанников.
С чего начать создание лэпбука?
1.Определиться с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая -
фрукты, овощи, насекомые, планеты, правила дорожного движения, деревья, во саду лив огороде и т.д.
2.После того, как определились с темой, составить план будущего лэпбука, т.е. какие под темы хотим раскрыть – это и будет содержание наших мини
- книжечек.
3.Для каждой темы выбирать подходящий конверт, книжку или какую-
нибудь открывающуюся коробочку и т.д.
Для создания лэпбука понадобятся такие материалы:
•Обычная бумага, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы,
если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
• Ножницы.
• Клей - карандаш для бумаги, ПВА.
• Степлер.
• Скотч двухсторонний и обычный
• Картонная папка - основа (покупаем или можно ее сделать своими
руками).
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем
занятия с ребенком.
Так как тема этой недели в нашем детском саду «Мир насекомых», я предлагаю вам попробовать изготовить лэпбук по теме «Насекомые».
Родители под руководством педагога изготавливают данный лэпбук, который впоследствии становится частью предметно – пространственной развивающей среды группы.
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование на неделю в средней группе по ФГОС. Тема недели: «Маму я свою люблю».
Планирование деятельности воспитателя, разработанная по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М....
Тематическое планирование на неделю в средней группе по ФГОС. Тема недели: «Весна - у солнышка в гостях».
Планирование деятельности воспитателя, разработанная по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М....
комплексно - тематическое планирование на неделю в средней группе по теме "Наш дом"
проводя недельную работу по теме " Наш дом" я использовала в работе с детьми разнообразные игры ( дидактические, сюжетно - ролевые), беседы по теме, нод по темедля лучшего усвоения детьми те...
Тема: «Во саду ли в огороде. Фруктовый сад и овощная грядка» Ежедневное планирование тематической недели в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы
Тема: «Во саду ли в огороде. Фруктовый сад и овощная грядка»Развернутое содержание работы: Расширять представления детей о фруктах и об овощных культурах. Учить различать и называть ...
комплексно-тематическое планирование на неделю в средней группе. Тема недели "Дикие животные"
комплексно-тематическое планирование на неделю в средней группе...
Комплексно-тематическое планирование на неделю в средней группе по ФГОС. Тема недели: «Помоги зеленым друзьям. Азбука экологической безопасности».
Комплексно-тематическое планирование на неделю в средней группе по ФГОС.Тема недели: «Помоги зеленым друзьям. Азбука экологической безопасности»....
Планирование тематической недели в средней группе «Сказки дедушки Корнея»
Планирование тематической недели в средней группе «Сказки дедушки Корнея»....