«Патриотизм в детской литературе, как аспект воспитания человека, любящего свою Родину»
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Патриотизм в детской литературе, как аспект воспитания человека, любящего свою Родину»
Цель: формирование у старших дошкольников нравственных и гражданско – патриотических чувств.
Задачи:
- формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям о ВОВ;
- формировать патриотические чувства на основе исторических ценностей;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать у подрастающего поколения чувство уважения к Родине.
Оборудование: старое фронтовое письмо, аудиозапись песни Л.Кумача , А. Александрова «Священная война», кадры хроники о ВОВ, муляж костра, котелок, георгиевские ленты.
Интеграция: ОО «Социально- коммуникативное развитие» , ОО «Художественно – эстетическое развитие», ОО « Речевое развитие»
Предварительная работа:
Чтение произведений о ВОВ:
С.М. Георгиевская «Галина мама», В.А. Осеева « Андрейка», « Три сына», К. Г. Паустовский « Стальное колечко», Ю. Яковлев «Как Сережа на войну уходил» , И.Туричин « Сердце солдата», Е. А. Шорыгина «О детях – героях ВОВ».А. Т. Твардовский « Василий Теркин» ( отрывок)
Беседы: « Земляки – фронтовики», « Детям о ВОВ», « Этих дней не меркнет слава».
Рассматривание наборов открыток: «Города – герои», « Великая Отечественная война».
Рассматривание альбома « Подвиг города», фотографий с изображением жизни в военное время на фронте.
Заучивание стихов о войне.
Разучивание пословиц о храбрости солдат.
Ход.
Воспитатель обращается к детям, показывая фронтовое письмо: « Дети у меня в руках письмо на фронт. Оно потемнело от времени, мы не можем прочесть, что в нем написано. Сохранилась только надпись « Герою - фронтовику». Давайте напишем письмо со словами благодарности всем героям ВОВ.
Но для этого мы должны проникнуться духом военного времени. Предлагаю открыть портал и вернуться ненадолго к тем страшны годам. Занимайте свои места».
Звучит голос диктора: « Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу Родину!»
Воспитатель: « такое объявление люди услышали 22 июня 1941 года. Была остановлена мирная жизнь народа. Началась Великая Отечественная война».
Звучит запись песни Л. Кумача « Священная война . Слайд
Воспитатель: « Война разрушила судьбы миллионов людей. Дыхание войны ощутил каждый человек: протяжный вой сирен, залпы зениток, разрывы бомб. Жертвуя собой, солдаты становились защитниками отечества.
Открывается занавес, на поляне сидит солдат.
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете , кто это?»
1 ребенок:
«Да это же Теркин!
Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный».
2 ребенок:
«Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе».
3 ребенок: «Он, ребята на войне
В бой ходил, горел в огне,
Мерз в окопах под Москвой,
Но, как видите, живой».
Теркин: « Здравствуйте, ребята!»
Дети: «Здравствуйте!»
Ребенок: «Скажи, Василий, за что ты получил орден?»
Теркин: « Нет, ребята, я не гордый,
Не заглядывая вдаль,
Вам скажу: « Зачем мне орден?
Я согласен на медаль».
Воспитатель: «Ребята, орденами и медалями награждались солдаты и офицеры, отличившиеся в боях. Какие награды вам известны? (ответы детей).
Теркин: «Но мы не только воевали, но и умели отдохнуть».
«Шел солдат, о сне мечтая,
О тарелке с кашей,
А частушку услышит,
Под гармошку пляшет!»
(Пляска с детьми).
Воспитатель: «Ребята, а что еще делали солдаты на привале?»
(ответы детей).
Теркин:» Мы , солдаты, бились на фронтах, а в тылу сражались партизаны. Кто такие партизаны? (Ответы детей)партизанам помогали дети. Я сейчас вам расскажу про одного маленького героя. Рассаживайтесь поудобнее.
Теркин рассказывает рассказ «Тишка».
Воспитатель задает вопросы по содержанию:
- Про кого этот рассказ?
- Какую работу выполнял Тишка, помогая партизанам?
- Что случилось однажды в одной из деревень?
- Куда завел мальчик немцев?
- Почему не погиб сам Тишка?
- Каких еще детей – героев ВОВ вы знаете?
Воспитатель: « Прошла война , прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем». (А.Т. Твардовский)
Прошу вас встать и почтить память павших минутой молчания. (Минута молчания).
Теркин: « Пока суть да дело солдатская каша поспела» ( Отдает котелок с кашей)
Воспитатель: « Нам пора возвращаться в детский сад».
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: « мы сегодня с вами очень много вспомнили, почувствовали. Теперь пришло время написать письмо».
Уважаемый герой!
Мы дети 21 века хотим выразить вам свою благодарность и сказать «спасибо» за мирное небо, за беззаботное и счастливое детство, за то, что ночью можно спокойно спать, за то, что у нас есть мама и папа, за то, что нам не надо бояться , за счастливую мирную страну.
Детский сад « Челночок»
Рефлексия:
« Дети , какие чувства вы испытали сегодня?
« Помните!
Через века, через года, -
О тех, кто уже не придет никогда –
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны
Памяти павших будьте достойны!»
Дети: « Вечно достойны!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Воспитание Юного Патриота своей Родины"
Дать родителям рекомендации по воспитанию у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств....
Статья "Роль детской литературы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Статья опубликована в сборнике Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, 2016г....
Формы и приемы использования детской литературы в патриотическом воспитании дошкольников
Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – д...
Визитка проекта Знакомство детей с народным праздником Масленица; Воспитание любви к своей Родине;
Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народ...
Картотека детской литературы по патриотическому воспитанию дошкольников
Картотека облегчит работу воспитателя в написании программ, проектов. Картотека содержит в себе назание детской литературы по теме и автора....
Квест-игра по патриотическому воспитанию « Я люблю свою Родину -Россию»
Цель: формирование у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине....