"Роль детской литературы в семейном воспитании"
консультация по теме

Никитина Светлана Евгеньевна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ Управление образования Иволгинского района МДОУ д/с «Рябинка».

Доклад

«Роль детской литературы в семейном воспитании»

                                             

Докладчик: Никитина СЕ.


Дошкольный возраст - важный период в социализации   ребенка. В этом процессе велика роль искусства, которое является средством хранения и трансляции культуры. Художественная культура - наиболее доступный и самый действенный в воспитательном отношении вид искусства.

Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие дошкольника. Детская литература имеет большое значение в эмоциональном, эстетическом, познавательном и речевом развитии детей.

Вопрос ознакомления дошкольников с литературой изучался с позиции организации этой работы в детском саду. Опыт слушания, восприятия и творчества на основе произведений фольклора и художественной литературы ребенок получает и в семье.

Но не все родители понимают возрастные особенности детей дошкольного возраста, но умеют найти адекватные педагогические методы и способы воспитания читательских интересов.

Важно, что некоторым детям интересна деятельность,
связанная с художественной литературой. Отметим, что в
детском саду круг любимых занятий более разнообразен, но
интерес    к    книгам    проявляется  не так ярко.    Это

подтверждает особую роль семьи в развитии читательских интересов детей.

В нашем детском саду были проведены беседы о любимых книгах, детских журналах и знакомых  писателях. Эти беседы позволили выявить специфику интересов детей к литературе и к чтению.

Анализ ответов показал, что (100%) детей уверены, что у них дома много книг, при этом они учитывают и «взрослые», и «детские» книги.


«Точкой отсчета» выступало количество книг в книжном уголке группы.

Например, Лена Смирнова сказала: «У нас книг даже больше, чем в книжном уголке». А Паша Васильев сказал: « Вот если все книги в книжном уголке собрать, да к ним еще несколько прибавить, да еще один шкаф поставить, получится столько, сколько у нас дома».

И по этим ответам детей мы поняли, что домашние библиотеки состоят в основном из литературы для взрослых.

На вопрос: « Читают ли тебе книги дома?» - 90 % ответили утвердительно. Лишь 10 % признались: «У мамы всегда нет времени, только в саду читают», «Не умею читать сама, и дома не читают».

75 % уверены, что они умеют читать, но лишь 15 % из них заявили, что они любят читать, остальные дети утверждают, что любят слушать взрослых.

Эти данные объясняют отсутствием у старших дошкольников навыков беглого и осмысленного чтения. Это затрудняет процесс восприятия текста, делает трудоемким и неинтересным занятием самостоятельное чтение объемных произведений.

Между родителями был проведен опрос. По утверждению 60% родителей круг детских книг в семьях достаточно ограничен. Они предпочитают читать детям те же произведения, что читали сами в детстве (Сказки А.С.Пушкина, Ш. Перро, К.П.Чуковского и т.д.). Лишь 35 % родителей включают в чтение детей сказки В.Успенского, стихи А.Ахматовой, А .Блока.

При выборе книг для детского чтения родители называли следующие критерии : доступность содержания для понимания ребенка 50 %, красочность оформления 15 %, Жанровое разнообразие 15%, имена писателей любимых ими  10%. Только 15 % отметили значимость  целостного


комплекса критериев для выбора кит. 10 % родителей вообще не ответили на этот вопрос.

Интересно, что перечень книг, названных родителями, почти идентичен кругу книг, знаком их детям. Это свидетельствует о значительном влиянии пристрастий родителей на читательские интересы дошкольников.

Некоторые родители испытывают определенные трудности при ознакомление ребенка с новой  книгой, главной из которых является нежелание последнего слушать текст.

Таким образом, обобщая  результаты ответов, можно

констатировать положительное отношение родителей к литературе в целом и к ее использованию в семейном воспитании. Вместе с тем, следует отметить явно недостаточный уровень педагогической осведомленности в вопросах способов ознакомления ребенка с  книгами. И поскольку первый литературный опыт ребенок получает в

семье, то от отношения родителей к литературе зависит

качество и широта читательских интересов дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль детской литературы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Статья опубликована в сборнике Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, 2016г....

Художественная литература в семейном воспитании

 Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании художественной литературы, разъяснить им большую значимость сем...

Консультация для родителей «Роль детской литературы в воспитании детей»

В данной статье рассматривается роль художественной литературы в воспитании и развития личности ребенка в семье. Детские книги — сокровища духовного богатства людей, самое це...

Понятия «детско-родительские отношения», «семейное воспитание» и их роль в формировании личности ребёнка.

Понятия "детско - родительские отношения", "семейное воспитание" и их роль в формировании личности ребенка....

консультация для родителей « Роль детской литературы в воспитании детей дошкольного возраста»

Советы родителям о необходимости чтения детям художественной литературы...

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.

Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...

«Роль детской литературы для воспитания нравственно-волевых качеств современных детей»

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностя...