Игровое поле, как средство организации самостоятельной деятельности детей.
статья
В педагогике детского сада игра является главным средством воспитания детей. И как много было сказано во все времена о значении игры в развитии ребенка. Но трудности педагогов в том, как реализовать программные образовательные задачи в совместной и самостоятельной деятельности детей.
К.Д.Ушинский говорил: «Не надо никогда забывать, что игра теряет свое значение, если она перестает быть деятельной и притом свободной деятельностью ребенка». Важно усвоить эту мысль, чтобы понять, какими должны быть игры в жизни и деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игра, как форма организации связана прежде всего с играми, которые создаются самими детьми,- играми словесными, двигательными, ролевыми, строительными. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на все возрастающую способность ребенка самому создавать игру, когда замысел и его воплощение принадлежат самому ребенку, детскому коллективу.
За многие годы работы я поняла, что для того, чтобы детям было интересно играть, чтобы игра получила свое развитие, необходимо привлекательное игровое пространство, такие «островки игры», где они могли бы все устроить по-своему, проявить умение творить, придумывать, фантазировать.
Это особенно актуально в наших детских садах, где мы вынуждены создавать игровое пространство на маленькой площади. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду, у нас в группе стали игровые поля. Если объединить процесс создания игрового поля и режиссерской игры, можно добиться того, что играть дети будут в течении длительного времени. Самостоятельно добавляя новые предметы и элементы, дошкольники воплощают широкий спектр своих замыслов, что способствует развитию умений комбинировать события, создавать их новые сочетания.
Оптимальным средством для развития сюжета становятся универсальные игровые поля, т.е. макеты игрового пространства. Идея макета не нова, но я на практике мы- воспитатели ее раньше использовала мало, а именно она помогает в поиске способов и методов развития творческого потенциала детей. По сути игровые поля являются полифункциональным привлекательным мобильным игровым пространством.
Игровая деятельность на таких полях представляет воспитанникам большие возможности для всестороннего развития и творческой реализации.
Используя игровые поля можно решить многие задачи:
- Развить личность ребенка во всех образовательных областях (социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, физическом развитии);
-Создать условия для самостоятельной игровой деятельности. Формировать навыки совместной игры, сотрудничества и сотворчества;
-Обучить подбору готовых игровых предметов и предметов- заместителей. Самостоятельному созданию дополнений для обогащения игрового пространства;
- Придумыванию сюжетов путем объединения двух-трех игровых полей;
- Взаимодействию с семьей в творческом развитии детей.
Игровое gоле – это подвижная конструкция, позволяющая ребенку самостоятельно создавать свое игровое пространство- «островок игры». Оно должно легко переноситься с места на место, служить длительное время, в любой момент быть доступным. Ипготовить игровое поле можно из различных материалов (коврик, фанера, картон, кусок линолеума) при этом оно должно быть эстетически оформлено, иногда игровым полем может служить просто стол или напольный ковер. Аксессуары для игры самые различные- это и камешки, ракушки, фигурки животных, птиц, насекомых, муляжи овощей, фруктов, грибов, конструктор изготовленный из разных материалов будь то пластик или дерево, большое количество предметов-заместителей: веревочки, шнурки, палочки, колесики и т. д.
Макеты игровых полей, наборы игрушек, аксессуаров должны быть доступны для свободного выбора. Хранится он у нас в пластиковых лотках, чтобы дети могли выбрать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Работа по созданию игровых полей проходит постепенно в несколько этапов. -Сбор и подготовка материала для создания игрового поля.
-Чтение художественной литературы, проведение занятий в театральном кружке, рассматривание иллюстраций к книгам, репродукций картин и т.д.
-Занятия по конструированию и изобразительной деятельности, где мы вместе с детьми изготавливаем дополнительные элементы для игровых полей.
В самом начале работы с игровыми полями мы старались организовать все сами, теперь дети зачастую без воспитателей могут придумывать интересные сюжеты на различные темы. От нас, воспитателей требуется только помощь в подборе атрибутов и небольшие подсказки по развитию сюжета.
Недавно, при проведении непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» мы прослушали с детьми аудиозапись «Скотный двор». Дети так заинтересовались этой темой, что попросили помочь им с созданием такого двора. На столе разместили «огороженный двор» и поселили там всех домашних животных, какие были у нас в группе, на следующий день дети соорудили кроличью ферму.
Прекрасное игровое поле получается с элементами конструктора «Железная дорога», каждый раз дети вводят в эту игру все новые и новые персонажи, моделируют постройки, мосты, эстакады, природную среду из деревьев вокруг дороги. Играть они могут бесконечно долго.
В работу вовлечены родители, так отдыхая на море, они привозят нам камешки, ракушки, из леса- шишки, желуди. Дома родители изготавливают для нас макеты игровых полей.
Такие игры позволяют дошкольникам проявить самостоятельность, фантазию, расширяют кругозор. В процессе игрового взаимодействия дети учатся вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие им видеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности. Мы, воспитатели выступаем как партнеры на равноправных взаимоотношениях. Мы уважаем право ребенка на инициативу, собственное мнение, творчество.
Создание игровых полей- увлекательное занятие, которое помогает детям больше узнать об окружающем мире, а педагогам успешно реализовать золотое правило дошкольной педагогики «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».
Литература:
Е.А. Аркин «Вопросы советского дошкольного воспитания», АПН РСФСР, 1960.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 1 2016.
Т. А. Карпекина «Создание современного игрового пространства в детском саду» М. 2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_polya.doc | 643.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровое поле, как средство организации самостоятельной деятельности детей.
В педагогике детского сада игра является главным средством воспитания детей. И как много было сказано во все времена о значении игры в развитии ребенка. Но трудности педагогов в том, как реализовать программные образовательные задачи в совместной и самостоятельной деятельности детей.
К.Д.Ушинский говорил: «Не надо никогда забывать, что игра теряет свое значение, если она перестает быть деятельной и притом свободной деятельностью ребенка». Важно усвоить эту мысль, чтобы понять, какими должны быть игры в жизни и деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игра, как форма организации связана прежде всего с играми, которые создаются самими детьми,- играми словесными, двигательными, ролевыми, строительными. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на все возрастающую способность ребенка самому создавать игру, когда замысел и его воплощение принадлежат самому ребенку, детскому коллективу.
За многие годы работы я поняла, что для того, чтобы детям было интересно играть, чтобы игра получила свое развитие, необходимо привлекательное игровое пространство, такие «островки игры», где они могли бы все устроить по-своему, проявить умение творить, придумывать, фантазировать.
Это особенно актуально в наших детских садах, где мы вынуждены создавать игровое пространство на маленькой площади. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду, у нас в группе стали игровые поля. Если объединить процесс создания игрового поля и режиссерской игры, можно добиться того, что играть дети будут в течении длительного времени. Самостоятельно добавляя новые предметы и элементы, дошкольники воплощают широкий спектр своих замыслов, что способствует развитию умений комбинировать события, создавать их новые сочетания.
Оптимальным средством для развития сюжета становятся универсальные игровые поля, т.е. макеты игрового пространства. Идея макета не нова, но я на практике мы- воспитатели ее раньше использовала мало, а именно она помогает в поиске способов и методов развития творческого потенциала детей. По сути игровые поля являются полифункциональным привлекательным мобильным игровым пространством.
Игровая деятельность на таких полях представляет воспитанникам большие возможности для всестороннего развития и творческой реализации.
Используя игровые поля можно решить многие задачи:
- Развить личность ребенка во всех образовательных областях (социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, физическом развитии);
-Создать условия для самостоятельной игровой деятельности. Формировать навыки совместной игры, сотрудничества и сотворчества;
-Обучить подбору готовых игровых предметов и предметов- заместителей. Самостоятельному созданию дополнений для обогащения игрового пространства;
- Придумыванию сюжетов путем объединения двух-трех игровых полей;
- Взаимодействию с семьей в творческом развитии детей.
Игровое поле – это подвижная конструкция, позволяющая ребенку самостоятельно создавать свое игровое пространство- «островок игры». Оно должно легко переноситься с места на место, служить длительное время, в любой момент быть доступным. Изготовить игровое поле можно из различных материалов (коврик, фанера, картон, кусок линолеума) при этом оно должно быть эстетически оформлено, иногда игровым полем может служить просто стол или напольный ковер. Аксессуары для игры самые различные- это и камешки, ракушки, фигурки животных, птиц, насекомых, муляжи овощей, фруктов, грибов, конструктор изготовленный из разных материалов будь то пластик или дерево, большое количество предметов-заместителей: веревочки, шнурки, палочки, колесики и т. д.
Макеты игровых полей, наборы игрушек, аксессуаров должны быть доступны для свободного выбора. Хранится он у нас в пластиковых лотках, чтобы дети могли выбрать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Работа по созданию игровых полей проходит постепенно в несколько этапов. -Сбор и подготовка материала для создания игрового поля.
-Чтение художественной литературы, проведение занятий в театральном кружке, рассматривание иллюстраций к книгам, репродукций картин и т.д.
-Занятия по конструированию и изобразительной деятельности, где мы вместе с детьми изготавливаем дополнительные элементы для игровых полей.
В самом начале работы с игровыми полями мы старались организовать все сами, теперь дети зачастую без воспитателей могут придумывать интересные сюжеты на различные темы. От нас, воспитателей требуется только помощь в подборе атрибутов и небольшие подсказки по развитию сюжета.
Недавно, при проведении непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» мы прослушали с детьми аудиозапись «Скотный двор». Дети так заинтересовались этой темой, что попросили помочь им с созданием такого двора. На столе разместили «огороженный двор» и поселили там всех домашних животных, какие были у нас в группе, на следующий день дети соорудили кроличью ферму.
Прекрасное игровое поле получается с элементами конструктора «Железная дорога», каждый раз дети вводят в эту игру все новые и новые персонажи, моделируют постройки, мосты, эстакады, природную среду из деревьев вокруг дороги. Играть они могут бесконечно долго.
В работу вовлечены родители, так отдыхая на море, они привозят нам камешки, ракушки, из леса- шишки, желуди. Дома родители изготавливают для нас макеты игровых полей.
Такие игры позволяют дошкольникам проявить самостоятельность, фантазию, расширяют кругозор. В процессе игрового взаимодействия дети учатся вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие им видеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности. Мы, воспитатели выступаем как партнеры на равноправных взаимоотношениях. Мы уважаем право ребенка на инициативу, собственное мнение, творчество.
Создание игровых полей- увлекательное занятие, которое помогает детям больше узнать об окружающем мире, а педагогам успешно реализовать золотое правило дошкольной педагогики «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».
Литература:
Е.А. Аркин «Вопросы советского дошкольного воспитания», АПН РСФСР, 1960.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 1 2016.
Т. А. Карпекина «Создание современного игрового пространства в детском саду» М. 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для педагогов на семинар по организации самостоятельной деятельности детей посредством создания развивающих центров разной направленности....
Совместная деятельность взрослого с ребенком, ООД, Организация самостоятельной деятельности детей. План, примерной, работы на месяц
Дидактические игры:1) «Пазлы цифровые» — Развитие сенсорных способностей, знание цифр от 0 до 9,умение подбирать форму предмета2) «Чудесный мешочек» Научить узнавать предметы наощупь, сравнивать зрите...
«Развивающая стена» как средство организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ.
laquo;Развивающая стена» как средство организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ....
Методическая разработка "Организация самостоятельной деятельности детей через использование дидактических игр для развития речи детей предшкольного возраста"
Использование дидактических игр для развития речи в самостоятельной деятельности детей....
Игровые технологии как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Игровые технологии помогают в решении многих из проблем: развитию воображения и творческих способностей, формирования у детей символической функции сознания, помогает детям переносить свойства одних в...
Тематический день «Птички очень голодны, птичкам корм готовим мы» группа общеразвивающей направленности для детей 2 – 3 лет Технология организации самостоятельной деятельности детей на развивающей стене
Программное содержание: расширять представление о птицах: голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегире. Формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду. Обратить...
методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»
Формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности дете...