Самостоятельная работа по теме « Теория развивающего обучения»
учебно-методический материал
Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ в качестве ознакомления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра Педагогики и психологии дошкольного образования
Самостоятельная работа по теме
« Теория развивающего обучения»
выполнил слушатель учебного модуля «Педагогика и психология дошкольного образования » воспитатель МБДОУ «Детский сад №11» г. Шатура Воробьева Ю.В.
Руководитель: доктор педагогических наук, профессор Е.И.Санина
2016 г.
Для выполнения данной работы необходимо иметь четкое представление о том, что же такое обучение в широком его понимании, и конкретно развивающее обучение – его идея, цели, основополагающие принципы. Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на «зону ближайшего развития» ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. «Зона ближайшего развития» ребенка характеризует ту область действий и задач, которые еще не может ребенок выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. Но то, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Так обучение стимулирует развитие ребенка. Развивающее обучение – обучение, обеспечивающее условия для зоны ближайшего развития ребенка на основе усвоения им теоретических знаний, выполнения содержательного анализа изучаемого материала, планирования и рефлексии, в отличие от традиционного образования - способствует развитию у ребенка новообразований (В.М.Полонский) . Ведущий вид деятельности – деятельность, в результате которой происходит формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени его развития (Б.Г.Мещерякова). Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, познание ребенком процесса учения и др.
Целью данного вида обучения является подготовка обучающихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. Направлено развивающее обучение на развитие одной из психических функций, а развивающее образование на одновременное развитие всех психических функций человека. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др. Рассмотрим данную теорию на основании трудов Иоганна Генриха Песталоцци. Идея развивающего обучения - "великое открытие Песталоцци". Песталоцци утверждал, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей. Он считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования обществ. Центром всего воспитания является формирование нравственности человека. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, а направлять это развитие по правильному пути. Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям - на основе собственных детских поступков, полных благожелательности. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершается на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности. Процесс развития всех человеческих сил и возможностей начинается с самого простого и постепенно поднимается к все более сложному. По этому пути должно следовать и воспитание. Присущие каждому ребенку от рождения задатки сил и способностей нужно развивать, упражняя в той последовательности, которая соответствует естественному порядку, вечным и неизменным законам развития ребенка.
Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысли и потребность говорить. Обучение способствует накоплению учеником знаний и развивает его умственные способности. Необходимо "интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями". Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь. Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательно перехода от части - к целому. Обучение должно идти, по его мнению, в строгой последовательности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться. В условиях стремительного развития нашего общества трансляция готовых знаний перестает быть главной задачей образовательного процесса, снижается привлекательность традиционных форм и методов обучения. Перед нами, педагогами встает задача поиска и внедрения образовательных технологий, которые обеспечивают максимальное развитие воспитанников. Таковой (одной из многих) является практика развивающего обучения: -деятельностный подход к организации образовательного процесса, который предполагает решение определенных задач, с учетом возрастных возможностей детей, опираясь на их зону ближайшего развития; -организация видов деятельности в форме сотрудничества; -использование знаково – символических средств; -развитие рефлексивных процессов; -ориентация на формирование предпосылок к учебной деятельности; -формирование креативных способностей детей при разрешении проблемных ситуаций и задач. В нашем ДОУ мы начали использовать практики развивающего обучения путем создания проблемных ситуаций, организацию сотрудничества детей в процессе ООД, широкое внедрение партнерских взаимоотношений (педагог – воспитанник). Успех обучения зависит и от взрослых, и от детей в одинаковой степени. При этом важно, чтобы в процессе обучения, ребенок стал настоящим субъектом, принимающим на себя активную роль. Что же для этого необходимо: -найти проблемную ситуацию, требующую разрешения; -разрешить её в процессе устранения противоречий, включая детей в активную поисковую деятельность (пример: сохранение чистого воздуха). Ведь только столкнувшись с проблемой, наш мозг начинает искать способы её решения, поэтому мы учим детей строить предположения, в результате чего развивается гибкость мышления, его оригинальность, личностные качества смелость, решительность. Создание проблемных ситуаций побуждает детей делать предположения, выводы, и очень важно научить детей не бояться ошибаться, в противном случае ребенок будет стремиться получить помощь от взрослого, а это может привести к задержке интеллектуального развития. Также происходят изменения и с формой проведения ООД, чаще они проходят в группах и парах, нежели фронтально. Во время ООД все больше возрастает активность детей. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что развивающее обучение подразумевает проведение изменений в процессе обучения, в результате чего необходимо составление таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и созданию условий для поддержки активности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Использование технологии ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
ЦельИспользовать основы ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях, в организации самостоятельной деятельности, в работе с родителямиЗадачи1. Развивать системное мышление дошкольников...
Гостевой обмен опытом на тему: "Предметно-развивающая среда как одно изусловий мотивации ребенка к самостоятельной деятельности"
Самостоятельность — важнейшая характеристика личности и одновременно условие ее развития. «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляе...
Теория и практика развивающего обучения
Одним из средств формирования музыкально-творческих способностей детей может быть музыкально-игровая драматизация. Она может использоваться при условии достаточно развитого восприятия музыки и наличия...
Доклад по теме «Предметно-развивающая среда в организации самостоятельной деятельности детей в свете ФГОС ДО»
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной ...
Проект «Использование технологии ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста»
Описание проекта с приложениями и ссылками на проведенные мероприятия....
"Технологии развивающего обучения, которые научат дошкольников самостоятельности"
Обучение детей дошкольного возраста бывает двух типов. Первый тип – традиционное обучение, когда мы учим детей что-то делать по образцу. Второй тип – развивающее обучение. Работать с детьм...