Познавательно-исследовательская деятельность как метод обучения дошкольников
консультация (старшая группа)

Надежда Валерьевна Михеева

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам  исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад №4 «Ручеек»

Познавательно-исследовательская деятельность как метод обучения дошкольников

Выступление на педсовете ДОУ

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Михеева Н.В.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком уровне в сравнении

с теми, кто такой школы не прошел.

(К.А.Тимирязев)

 

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам  исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку всё реже удаётся сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности.

Однако современная образовательная практика по-прежнему недооценивает значимость самостоятельной, исследовательской, познавательной деятельности ребёнка. Мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребёнка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности».

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Поэтому актуальность избранной темы я увидела в том, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, которые накопило человечество, необходимо сформировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире. (слайд 3)

Важно также понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, ни требуются каждому человеку независимо от характера его профессиональной деятельности. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность рассматривается как  неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни.

В связи с этим я поставила цель: выявить формы исследования доступные и интересные старшим дошкольникам, позволяющие занять им активную познавательно-исследовательскую позицию.(слайд 4)

 Для достижения поставленной мной цели, необходимо решить такие задачи:

  1. использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеообразующую  для познавательного развития старшего дошкольника;
  2. формировать у детей способность  видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  3. обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  4. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
  5. расширять кругозор дошкольников (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).(слайд 5)

Наиболее приемлемые для детей старшего дошкольного возраста. из таковых являются опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами.    

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой работы с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.

В качестве объектов исследований стараюсь выбирать привычные для детей предметы и явления. Дети с огромным удовольствием участвуют в постановке опытов, проводят элементарные исследования. Моя задача – поддержать их познавательный интерес и стремление к самостоятельным наблюдениям.(слайд 6)

В группе мною разработана картотека игр-опытов и игр-экспериментов с использованием практического пособия О.В. Дыбиной «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», также практического пособия Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».(слайд7)

В группе создана мини-лаборатория. Она является базой для специфической игровой деятельности дошкольника. Играя в мини-лаборатории, дети превращаются в «ученых», что резко усиливает интерес детей к проведению исследования. Они ведут себя серьезнее, чем обычно, с нетерпением ждут очередного  проведения исследования. В мини-лаборатории представлена картотека игр-опытов и игр-экспериментов с различными объектами живой и неживой природы, по теме «человек», разработано перспективное планирование по данному направлению с детьми старшего дошкольного возраста. Для проведения исследований имеются различные материалы, приспособления, измерительные приборы, например: мерные стаканчики, линейка, свечи парафиновые, фонарик, различные емкости, стеклянные колбочки, деревянные палочки, зеркальце, воздушные шары и др.(слайд 8,9)

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

Опыты с водой:

Вода прозрачная (слайд11)

Уводы нет вкуса (слайд12)

У воды нет запаха (слайд13)

Вода жидкая, может течь (слайд14)

В воде одни вещества растворяются, другие — не растворяются (слайд 15)

Вода бывает теплой, холодной, горячей (слайд 16 )

Вода нужна всем (слайд 17,18 )

Лед-это твердая вода (слайд 19 )

Опыты с воздухом:

Воздух-невидимка ( слайд 20 )

Ветер-это движение воздуха (слайд 21 )

Опыты с песком:

Песок состоит из песчинок ( слайд 22 )

Что такое песочные часы? (слайд 23 )

Изучаем свойства магнитов ( слайд 25 )

Заключение

Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.  При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.  Также экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством познавательного  развития дошкольников.(слайд 26 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Познавательно-исследовательская деятельность, как метод обучения ребенка

Познавательно-исследовательская деятельность, как метод обучения ребенка...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Познавательно-исследовательский проект: «Выращивание растений методом гидропоники»

Знакомство детей с методом выращивания растений – гидропоникой в виде изготовления яркой детской игрушки и живого растения «Травянчика» привьют ребенку навыки заботы, при этом не требуя сложного ух...

Презентация «Организация и методы обучения дошкольников развитию связной речи – обучение рассказыванию»

Семинар - практикум "Формирование связной речи у детей дошкольного возраста"...