Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
консультация

Юдаева Людмила Петровна

  Консультация для воспитателей  «Развитие коммуникативных способностей  детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikat.sposobnosti.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Колобок» ст.Зеленчукской»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Развитие коммуникативных способностей  детей дошкольного возраста»

                                                                        

Подготовила

                                                     воспитатель  

Юдаева Л.П.                    

                                                 

                                                   

2019 год.

План

  1. Введение
  2. Составляющие коммуникативных способностей

-«Область желания»

-«Область знания»

-«Область умений».

  1. Стадии общения.
  • Невербальная стадия общения
  • Коммуникативно-речевая стадия
  1. Условия развития способностей к общению
  • Заимствование коммуникативных моделей взрослых
  • Развитие способностей в общении с детьми
  1. Средства развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
  •  Театрализованная деятельность
  •  Игровая деятельность.
  1. Развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ
  2. Игры на развитие коммуникативных способностей

 

     Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент- Экзюпери

 

     Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях. Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать. С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.

      Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.

    Дошкольный  возраст - важнейший период в развитии  ребенка.  Дошкольники  нуждаются в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных навыков.

 Актуальность   коммуникативного развития возрастает в современных условиях. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими — залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных  способностей у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка к взрослой жизни.

             В настоящее время, по мнению Б.С. Волкова коммуникативные способности, основанные на человеческих отношениях, связаны с дефицитом воспитанности доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей. Отсутствие положительного опыта общения детей приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера [1].

           Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни.

Вопросом «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного возраста занимались наши отечественные педагоги и психологи, такие как: А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г. Арушанова, В.С. Мухина, Т.А. Федосеева, В.С. Селиванов, Я.Л. Коломенский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Репина.

Наши современные специалисты в области общения детей со взрослыми и сверстниками - Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова рассматривали формы и методы развития коммуникативных способностей у дошкольников.

          На сегодняшний день одним их ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования   трактует, что программа должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития… на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» [4].

Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных способностей выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, и в целом – успешность социальной адаптации детей.

                Коммуникативные способности - индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности [2].

По мнению Л.В. Чернецкой коммуникативные способности включают в себя три основных составляющих, на которых они основываются и без которых не могут существовать [5].

Первая составляющая коммуникативных способностей – это «область желания», включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступить в контакт с окружающими. Без такого желания общение попросту невозможно. Отсутствие или недостаточное развитие потребности в общении может быть связано как чисто с физиологическими (нарушение функций головного мозга), так и, как бывает гораздо чаще, с психологическими нарушениями. Появление у ребенка различных психологических проблем связано с негативными факторами социальной (прежде всего семейной) среды [5].

Вторая составляющая коммуникативных способностей - «область знания» определяется тем, насколько ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание формируется также в ходе взаимодействия с взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты [5].

      Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении – третья (поведенческая) составляющая коммуникативных способностей – способность к общению «область умений». Она включает в себя умение адресовать сообщение и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность, аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать, эмоционально сопереживать, а также разрешать конфликтные ситуации [5].

       Только при наличии всех трех гармонично развитых составляющих можно говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей.

Стадии общения.

Невербальная стадия общения

        Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.

       Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства.

Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют. Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук.

        Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.

Коммуникативно-речевая стадия

С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко».

        В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».

        Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».

         В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их. В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение.

       С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.

      С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Заимствование коммуникативных моделей взрослых

Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:

  • Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
  • Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
  • Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.

Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.

Развитие способностей в общении с детьми

Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.

Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых.

      Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

  • Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
  • Отсутствие правил;
  • Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.

Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.

 Методами развития коммуникативных способностей детей могут быть - как специально-организованная деятельность педагога - занятия, упражнения, тренинговые занятия, так и свободная игровая деятельность детей, но под наблюдением и руководством педагога.

Средства развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Для целенаправленного развития коммуникативных способностей специалисты выделяют направления, демонстрирующие наибольший результат:

  • Театрализованная деятельность
  • Игровая деятельность.

Развитие способностей коммуникации в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность помогает детям не только обогатить собственный словарь. Разыгрывая сценки из сказок, превращаясь в одного из персонажей, дошкольник получает возможность посмотреть на окружающий мир другими глазами. Кроме того, если дошкольник не решается проявить активность в реальной жизни, в условиях театрализованной среды он получает возможность взаимодействовать с другими. Происходит расширение круга общения, нарабатываются навыки коммуникации.Новые краски, звуки, образы – все это обогащает речь. Во время репетиций ребенок сам не замечает, как начинает более богато интонировать, иначе произносить звуки, более четко проговаривать слова.

      Дошкольник, участвуя в театрализованных играх, добивается следующих результатов:

  • Развивает выразительность речи;
  • Расширяет лексикон;
  • Избавляется от телесных зажимов и раскрепощается;
  • Развивает артистизм, уверенность при выступлении на публике;
  •  Учится устанавливать контакты с людьми разных возрастов.

Игра как средство формирования коммуникативных способностей

Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково.                                                                                                           Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Коммуникативные игры позволяют выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки, научить выражать свои эмоции вербальными и невербальными способами.

Цель игр на развитие коммуникативных способностей заключается в формировании у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми.

 Принципы проведения игровой деятельности:

  1. Принцип свободного участия.
  2. Принцип взаимного уважения.
  3. Принцип осознанности.
  4. Принцип рефлексии.

Общие правила организации и проведения игр на развитие коммуникативных  способностей:

  • - не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
  • - используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течении 20 - 25 минут;
  • - не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
  • - помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;
  • - игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.

 Подвижные игры являются эффективным средством раскрепощения детей, у которых наблюдаются сложности коммуникации. В подвижных играх уравнивают всех участников, для всех принимаются единые правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и малообщительных детей. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Это игры типа: «Ниточка-иголочка», «Хвост дракона». Игры помогают детям почувствовать друг друга, развить эмпатию.

Сюжетно ролевые игры предоставляют возможность одновременно поддерживать ролевые отношения с позиции своего персонажа, а также реальные отношения в качестве партнеров по игре. Поэтому сюжетная игра является такой благодатной площадкой для развития коммуникативных способностей дошкольников.

Дидактические коммуникативные игры нацелены на формирование конкретных умений и навыков, важных для успешного общения:

  • умения устанавливать контакт, то есть располагать к себе;
  • освоения мимики и жестов как средств невербального общения;
  • умения сопереживать;
  • навыков урегулирования конфликтов;
  • выразительности речи.

         Комбинация обоих методов, систематически применяемая в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе и предупреждает возможные проблемы, связанные с построением взаимоотношений с педагогами и ровесниками.

Развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ

Выбор средств коммуникации при обучении детей с ОВЗ – одна из самых сложных и важных проблем. Условием эффективного развития вербальной коммуникации детей такой категории является усиление мотивации их речевой деятельности, что становится возможным благодаря её коммуникативной направленности, а также подбору и специальной обработке речевого материала, наиболее отвечающего как уровню речевого развития детей, так и их интересам.

Для формирование коммуникативных способностей  детей в ДОУ, повышения уровня их коммуникативной готовности необходимые коррекционно-педагогические условия:

- наличия базы, создание условий для работы  с детьми, организацию предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы;

- интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их коммуникативной сфер

- использования самых разнообразных форм работы с дошкольниками;

- взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ;

- работы с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент коммуникативной культуры у детей.

      При этом важно создать эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

В практике часто используются различные подходы для развития коммуникативных  способностей у детей с ОВЗ, которые решают определенные задачи, направленные на развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных  способностей  детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.

 Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с

окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных  способностей  детей с ОВЗ. Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных  способностей , это совмещение элементов игры и учения, переход от игр - забав через игры - задачи к учебно-познавательной деятельности. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры. Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности.

Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.

1. Игра на развитие регуляционно - коммуникативных умений «Клеевой ручеёк»

Цельразвитие умения действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; умению доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Правила игры. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. В таком положении они преодолевают различные препятствия, предупреждая друг друга по цепочке, передавая команду первого. («Осторожно, впереди большая лужа! Обогнем широкую гору!”. Спрячемся от диких животных! Пройдем по канату через пропасть и т. п.)

2. Игра на развитие аффективно- коммуникативных умений "Без маски"

Цельразвитие умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Правила игры: Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам. Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

- “Чего мне по-настоящему хочется, так это. ”;

- “Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я. ”.

- “ Особенно мне не нравится, когда. ”;

- “Однажды меня очень напугало то, что. ”;

- “ Я люблю, когда мама. ”.

3. Игра "Позвони другу"

Цельразвитие умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Правила игры. Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне позвони,
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку!
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова!

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы. Сообщение должно быть хорошим и звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

 «Делай великое, пока оно ещё мало, потому что всё великое начинается с малого»

 Эта китайская мудрость гласит о следующем: Чем раньше мы научим ребёнка быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, тем лучше мы, взрослые, и наши дети будем понимать друг друга. 

Итак, формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения осуществляется в различных видах детской деятельности во взаимосвязи разнообразных форм и методов.

К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает коммуникативные навыки. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.

Список использованной литературы

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст] : практическое пособие, 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.: ил. - (Серия «Детскому психологу»).
  2. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] /под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.
  3. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы [Текст]: пособие для педагогов / [Ю. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2012. – 205 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.rq.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html 
  5. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.
  6. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – «Книголюб» М., 2006.
  7.  Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А., Азбука общенияРазвитие личности ребенканавыков общения со взрослыми и сверстниками. - «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»

 В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым. Однако без целе...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста"

"Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребёнка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого просмотра их эмоциональным высказыван...

Консультация для воспитателей : "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности".

Ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребенка....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования»

Творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. Важно поддержать интерес к рисованию....

Консультация для воспитателей: "Развитие памяти у детей дошкольного возраста"

Цель: - Углубление знаний воспитателей о видах и свойствах памяти, а так же об особенностях ее развития у детей дошкольного возраста.- Ознакомление с методами и приемами развития памяти в различных ви...