Консультация для воспитателей:"Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами сказочного творчества"
консультация по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами сказочного творчества методом моделирования».
Дошкольный возраст – период образных форм сознания, и основные средства, которыми ребёнок овладевает в это период – образные: сенсорные эталоны, символы, знаки и прежде всего, это различные наглядные модели, схемы и т.п. Использование их позволяет ребёнку обобщить непосредственный опыт, выделить в окружающем наиболее существенное, значимое. В плане умственного воспитания работа с отвлечёнными моделями имеет для детей большое значение, так как абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связи причинно- следственного характера. Это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно–образного, но и логического мышления. Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана работами психологов А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, К.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения. Ребёнок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, отображающие взаимосвязи реальных предметов. В процессе работы с дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Практика показывает, что имеющиеся методические рекомендации по формированию связной речи у дошкольников ориентируют педагогов в основном на использование разговоров и бесед воспитателя с детьми. Данные методы имеют несомненные достоинства, их универсальность доказана, они подробно описаны во многих методических пособиях. Хотя в свете современных требований данные методические рекомендации, концентрирующие внимание педагогов лишь на разных видах вопросов, уже не удовлетворяют потребности практических работников в разнообразии форм, средств и методов развития связной речи. Опыт работы показывает, что из всех существующих приёмов обучения рассказыванию, на данном этапе развития дошкольной педагогики, наиболее эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей.
Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Анализ психолого–педагогической литературы позволил выделить особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте: – начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображённого в ней содержания, а затем переходить к моделированию временных отношений, ещё позднее – к моделированию других типов отношений; – целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позднее организовать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл обучения моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением. Чтобы модель как наглядно–практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: 1) четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; 2) быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ними; 3) облегчать познание (М.И. Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Уемов).
В процессе ознакомления дошкольников с моделями можно выделить несколько этапов:
Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают способы замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача – расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установления связи функционирования.
На втором этапе – осуществляется замещение предметно–схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и закономерностями.
Третий этап – самостоятельное использование усвоенных моделей и приёмов работы с ними в собственной деятельности. Дошкольники могут пользоваться им в познавательной, художественно–эстетической, трудовой деятельности.
Работа со сказкой включает в себя три основных направления работы:
1. Знакомство со сказкой.
2. Освоение специальных средств литературно–речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.
Это направление включает в себя следующие виды работы: а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй; б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; ненаглядных – грустный, весёлый и т.д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов; в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
3. Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения: 1) формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда); 2) развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок. 3) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
Существуют 3 вида моделирования сказки:
1) сериационный;
2) двигательный;
3) временно–пространственный.
Свою работу я начала с простого – сериационного вида моделирования сказок. Строила свою работу с повторения уже знакомых детям кумулятивных сказок: «Репка», «Теремок» и «Колобок». Дети вспомнили и назвали персонажей сказки «Репка», уточнили, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этой сказки, выкладывали мозаику отдельных кусочков сказки, обыгрывали сказку, используя настольный театр. Сказка «Репка» - небольшая по содержанию но дети охотно участвовали в драматизации этой сказки, старались очень подражать движениям и голосам героев сказки, что требовало от детей интонационной выразительности. В свободное время дети раскрашивали героев из сказок «Репка», «Теремок», лепили колобка. Когда вся предварительная работа была проделана, я предложила детям условные заместители персонажей сказки – это модели героев. С помощью моделей дети составили сказки, последовательно и рассказали их. Далее, я перешла к более сложному виду моделирования – двигательному. Вспомнили с ребятами знакомые сказки: «Курочка – ряба» и «Заечкина избушка» и др. По этим сказкам была проведена большая предварительная работа: рассматривались иллюстрации, обыгрывались наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки. Дети активно участвовали в инсценировке сказки «Курочка – ряба», использовала потешки – присказки.
В старшем дошкольном возрасте в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Модели обучения дошкольников составлению сказок Метод каталога, суть которого заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (персонажей, предметов, действий и т.д.). Данный метод позволяет научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места действия. С начала работа проводится с помощью "чудесного мешочка". В нем могут находиться игрушки или картинки – объекты для составления двух – трех предложений связного текста с помощью вопросов. Алгоритм составления сказки: – Воспитатель выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка. – Задает детям вопросы. Пример. Задан первый вопрос "Жил–был (кто?)", воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальцем на любое слово. Допустим, он выбрал слово "пенёк". Воспитатель говорит: "Жил–был... пенёк! Значит, история будет про пенёк, который попал в беду". Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной части речи, его необходимо переделать или попросить ребенка показать другое на этой же строчке. Надо стремиться включить в текст создаваемой истории словосочетание или все предложение, слово из которого выбрал ребенок. а) Дети с помощью воспитателя "собирают" в единое целое ответы, найденные в книге. б) Придумывают название получившейся сказки. в) Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст. г) Организуется продуктивная деятельность. Чтобы дети во время занятия не теряли интереса к сочинительству, необходимо: – проводить работу (задавать вопросы, "собирать" сюжет) в быстром темпе; – эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость, испуг и т.д.); – если дети устали, прекратить искать ответы в книге, а придумать вместе с ними окончание истории. д) В работе с детьми старшего дошкольного возраста ведущую роль может взять на себя ребенок. Воспитатель осуществляет функцию контролера. е) Можно предложить детям рассказать дома придуманную сказку и проиллюстрировать ее с помощью рисунков. ж) Для закрепления последовательности вопросов, с помощью которых создается сказочный текст, воспитатель предлагает детям их вспомнить. Примерная цепочка вопросов для детей 5–7 лет: – Жил–был (кто?) – Какой он был? (Что умел делать?) – Пошел гулять (путешествовать) (куда?); искать (что? кого?) – Встретил злого (кого?) Что этот отрицательный герой делал (или умел делать)? – У нашего героя был друг. Кто? Какой он был? Теория и методика дошкольного образования – Как он мог помочь главному герою? – Что стало со злым? – Где наши друзья стали жить? – Что они стали делать? В результате использования данной модели дети способны самостоятельно придумывать сказки с помощью наугад выбранных слов. Осваивают последовательность вопросов, на основе которых можно создать сказочный текст. Составление сказок динамического типа "Волшебная дорожка" – при построении этой модели используется один из вариантов морфологического анализа. В основе сюжета многих сказок – действия какого–либо героя: он путешествует (совершает действия) с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться. В конце сказки эти изменения фиксируются, и выводится правило, которое может быть сформулировано достаточно обобщенно: "Результат путешествия зависит от цели героя и выводов, которые он сделал после взаимодействия с другими объектами". Если герой не меняется и не делает выводов из результатов своих действий, то, как правило, это ведет к его поражению или даже гибели. Алгоритм составления сказки динамического типа: а) Выбор главного героя. б) Определение его характера, мотивов и цели поступков. в) Выбор объектов взаимодействия. г) Описание действий главного героя, которые он совершает для достижения цели. Последовательное фиксирование изменений, происходящих с ним при взаимодействии с другими объектами, описание реакции этих объектов. д) Подведение итога – результата изменений героя (героев) и выведение жизненных правил. е) Придумывание названия получившейся сказки. На доске воспитатель рисует "волшебную дорожку" и обозначает на горизонтали четыре ячейки: Герой Цель Препятствия/встреча с героями Результат По ходу обсуждения сюжета необходимо обращать внимание на то, что главный персонаж должен делать выводы, производить коррекцию поведения, набираться опыта. В результате этого он достигает цели, и происходит изменение окружения. Количество взаимодействий не ограничивается. При выборе второстепенных персонажей (их количества) учитываются возрастные особенности детей. ж) Необходимо побуждать детей записывать сочиненную сказку с помощью схем. з) В старшем дошкольном возрасте главными героями сказки могут быть любые чувства (любовь, ненависть, зависть, страх) и объекты, которые путешествуют с какой–либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения. и) Когда выбирается главный герой, обладающий отрицательными качествами или имеющий недостойные цели, в результате взаимодействий с другими героями он либо перевоспитывается, либо остается в одиночестве, либо сам себя наказывает. В результате использования данного метода дети способны усваивать модели составления сказки. Самостоятельно определять героев и цели их деятельности. Учатся рассуждать о результатах взаимодействия героев, выводить жизненные правила и придумывать название сказки.
Систематическое использование моделей сказок в процессе развития связной речи, позволяет сделать следующие вывод, что это интересный и увлекательный вид детской деятельности. Детям нравится работать с моделями. Занятия проходят в более живой форме, где дети выполняют игровые упражнения, драматизируют отдельные кусочки сказок, принимают участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что у детей формируется желание рассказывать сказку, они становятся более активными, внимательными друг к другу. Данная работа не исчерпывает все аспекты развития связной речи через моделирование сказок и загадок. В перспективе необходимо изучить более глубоко возможности использования метода моделирования в процессе овладения дошкольников под влиянием правильно организованной воспитательной работы, повседневного общения, игр и специальных занятий часть детей перешла к более совершенным формам построения связной речи и овладением правильным звукопроизношением. Речь детей стала более богатой по своему содержанию и приобрела более сложное строение к концу учебного периода. Значительно увеличился словарь, разговоры детей часто относятся уже не к данным, непосредственно воспринимаемым обстоятельствам, а к тому, что было воспринято раньше или же рассказано родителями и воспитателями, и другими детьми. Такое расширение речевого общения привело к изменению строения детской связной речи. Это изменение в строении речи тесно связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем в речи ребенка младшего дошкольного возраста наряду с новыми особенностями сохраняются черты предыдущего этапа развития. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Итогом систематической работы по обучению детей рассказыванию с помощью моделирования является то, что дети к концу подготовительной группы учатся составлять развёрнутые рассказы, пересказывать литературные произведения, сочинять собственные, хорошо усваивают построение грамматических конструкций, понимают значение глаголов, категорий существительных и прилагательных красотой и многообразием родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"
В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"
В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"
В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....
Консультация для педагогов Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами моделирования
Консультация о том, как развивать речь детей с ппомощью моделей , предметов заместителей...
План работы в межаттестационный период на 5 лет (2016 - 2021) по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"
План работы на 5 лет...
Консультация для молодых специалистов «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами моделирования».
Консультация для молодых специалистов «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами моделирования». ...
Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью устного народного творчества».
Существует множество средств для формирования правильной и грамотной речи, и одним из них является устное народное творчество. Потешки, скороговорки, сказки, поговорки, пословици являются отличным мат...