региональный компонент в театрализованной дечтельности дошкольников
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Павлова Ольга Николаевна

через театрализованную деятельность формировать задачи по региональному компоненту. Через театрализацию сказок дети знакомятся с жизнью и бытом

своего народа, узнают об обычаях, национально культурных традициях,

фольклоре, тем самым мы приобщаем детей к культурному наследию своего

народа, воспитываем в них чувство патриотизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл региональный компонент20.67 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству»

                                                                                                                                   (В.А. Сухомлинский).

         С введением в дошкольное образование ФГОС среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно - эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.  

Наш Дальний Восток- это удивительный край, с красивой и суровой природой со своей историей и культурными идущими из глубины традициями, замечательными людьми. Писатели, художники, композиторы воспели наш край в своих произведениях.

    Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания,  нравственной прежде всего. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным, научиться свободно проявлять свои эмоции. Театрализованная деятельность охватывает все образовательные области ФГОС ДО, занимает значительное место на пути реализации национально-регионального компонента В ДОУ. Через театрализацию сказок дети знакомятся с жизнью и бытом

своего народа, узнают об обычаях, национально культурных традициях,

фольклоре, тем самым мы приобщаем детей к культурному наследию своего

народа, воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от

воспитания чувства национальной гордости. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, так как она несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело бороться со злом, уметь трудиться.

         Сказка для ребенка становится удивительным , особым миром, где любое желание обязательно исполнится , и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо. Дети любят сказку, народные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят воспитанников с обычаями и бытом своего народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.. Они обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздником (масленица, рождество, иван- купала), традициям(через предметно-пространственную среду), фольклору(потешки, прибаутки, частушки), в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

         Изучив современную практику организации работы по данному направлению:

  1. парциальные программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева,
  2. авторская программа «Маленькие дальневосточники», Л.А. Кондратьевой, Хабаровск.
  3. Опыт педагогов нашего города
  4. Интернет источники

      Соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым разработать систему работы, основанной на приобщении детей к истокам дальневосточной   культуры через театрализацию  сказок в соответствии с лучшими традициями педагогики. Педагоги в нашем ДОУ знакомят детей с различными жанрами литературных произведений, но особое место уделяют произведением своего региона.

    Цель моей работы в направлении «Реализация регионального компонента в театрализованной деятельности дошкольников старшего возраста»

      -формирование основ гражданской идентичности, патриотизма, нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста.

Задачи :

-формировать первичные представления о «малой» Родине, об истории, культуре Хабаровского края.

 -способствовать  развитию воображения, обогащению словаря

- непосредственное развитие навыков театрализации (выражение эмоций через мимику, жесты)

Система работы включает в себя:

1.Мониторинг уровня индивидуального развития по данному направлению, где  использовала метод наблюдения и беседы с обучающимися.

Мониторинг осуществляется по следующим параметрам:

  1. Имеет соответствующий словарь.
  2. Интересуется прошлым, традициями и т.п. (любознательный, активный)
  3. Имеет представление о своей Родине, крае.
  4. Умеет слушать, отвечать на вопросы

Мониторинг завершается анализом полученных данных.

2. Планирование работы по данному направлению:

- с детьми

-с педагогами

- с родителями воспитанников

3. Создание предметно пространственной среды

4.Взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно-нравственному воспитанию детей;

                  Свою деятельность организовала следующим образом в три этапа:

1.Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений.

2. Освоение специальных умений и становление навыков.

3.Самостоятельная творческая деятельность. Педагогическая задача усложняется тем, что восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.). Направления театрализованной деятельности осуществляется в трех аспектах:

Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

Формы работы:   небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

 Особенности театрализованной деятельности в нашем ДОУ:

-ребятам не только нравится смотреть спектакли в качестве зрителя или слушать сказки, но и самим участвовать в театрализации. Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение спектаклей для малышей. -Уже на протяжении нескольких лет в нашем ДОУ проходят театрализации сказок, в которых задействованы дети старшего возраста. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях.

- Воспитанники подготовительных групп стали героями одной из таких сказок Д. Нагишкина «Недобрая Ладо» которую представили на конкурс «Читаем сказки дальнего востока» где получили заслуженную награду.

         Свою работу продолжаем. В этом году работаем  над гражданско-патриотической, исторической тематикой г. Хабаровска. Итогом этой работы стала театральная зарисовка «Айгуньский договор» о том, как Граф М-Амурский закрепил дальне-восточные границы с Китаем, (размещен на VK.- международный многожанровый фестиваль конкурс искусства и культуры «Притяжение») где получили 2место.

        Благодаря проведенной работе самооценка детей повышена, находясь в состоянии успеха дети становятся уверенными в себе, более раскованными и это способствует росту эмпатии детского коллектива. Ребенок овладевает основными культурными средствами и  навыками деятельности.

Работу буду продолжать, конечно же буду искать и пробовать  новые подходы для достижения наилучших результатов.  

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...

Введение регионального компонента в изобразительную деятельность дошкольников

Использование регионального компонента на занятиях по рисованию....

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...