Проектный метод в деятельности педагога
статья

Бессчастнова Алёна Николаевна

Проектный метод в деятельности педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx84.9 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Саратовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка

Саратовского района Саратовской области»

410520 Саратовская область Саратовский район село Рыбушка ул. Парковая 4 А тел. 97-98-65,

e-mail: rubdou@mail.ru


«Проектный метод в деятельности педагога»

 

   Все объявления - 1Б

Информацию подготовила

воспитатель Бессчастнова А.Н

2019г

     

    Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

  • Проблема;
  • Проектирование или планирование;
  • Поиск информации;
  • Продукт;
  • Презентация.

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога),  сотворчество детей и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. 

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

 В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития.

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.        

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

 1 этап – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

2 этап – разработка совместного плана действий по достижению цели. На данном этапе проводится общее обсуждение. Используя модель «трёх вопросов», педагог совместно с детьми составляется план познавательной деятельности. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; старшим дошкольникам необходимо предоставить больше самостоятельности. Решением могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения могут являться дополнением или изменением к уже готовому плану воспитателя.

Важно, чтобы педагог сумел проявить гибкость в планировании и подчинить свой план интересам и мнениям детей.

После составления совместного плана действий начинается 3 этап работы над проектом – практическая часть. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Среда вокруг ребенка должна быть незаконченной, незавершенной, чтобы он смог додумать, попробовать, догадаться. Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Заключительным этапом работы над проектом является презентация. Она может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта (итоговые игры, занятия, викторины, развлечения и др.). В основе презентации должен быть материальный продукт, имеющий ценность для детей. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.). Реализация любого проекта не возможна без участия родителей. Работа с семьями воспитанников организуется на уровне сотрудничества.  В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием. Родители становятся активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в организации развивающей среды.

ПАМЯТКА

Проектная деятельность в ДОУ

Каждый проект - это "шесть П":

  1. Проблема.
  2. Проектирование (планирование).
  3. Поиск информации.
  4. Продукт.
  5. Презентация.
  6. Портфолио.

Способы разработки проектов:

1. Системная паутинка по проекту

       Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности  в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

Познание

ведущая деятельность - познавательно-исследовательская

Чтение художественной литературы

ведущая деятельность - чтение

Коммуникация

ведущая деятельность - коммуникативная

Социализация

ведущая деятельность - игровая

Труд

ведущая деятельность - трудовая

Безопасность

интеграция разных видов деятельности

Здоровье

интеграция разных видов деятельности

Физическая культура

ведущая деятельность - двигательная

      Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельности в рамках проекта во время режимных моментов. 

Художественное творчество

ведущая деятельность - продуктивная

Музыка

ведущая деятельность - музыкально-художественная

Режимные моменты

интеграция разных видов деятельности

2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ?  ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?  КАК УЗНАТЬ?

  • ЧТО ЗНАЮ? - ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.
  • ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? - ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.
  • КАК УЗНАТЬ? - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.

 3. Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

            • Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

            • Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

            • Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

            • Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).

            • Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).

            • Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

            • Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Классификации проектов в ДОУ:

1. По доминирующей в проекте деятельности (по Л.В. Киселевой):

  •  исследовательско – творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели) - старшая группа
  • ролево – игровой. Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.- вторая младшая
  • творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. – вторая младшая
  • информационный (практико-ориентированный). Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы) – средняя группа

2По предметно - содержательной области:

          - Монопроекты (одна образовательная область)

          - Интегративные (две и более образовательные области)

3.  По характеру координации:

          - Непосредственный (жесткий, гибкий)

          - Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов)

 4По характеру контактов:

         - С воспитанниками одной группы

         - С воспитанниками нескольких групп

         - С воспитанниками всего ДОУ

5По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):

         - Краткосрочные (1 – 3 недели)

         - Средней продолжительности (до месяца)

         - Долгосрочные (от месяца до года)

  1. По составу участников: (индивидуальные, групповые и фронтальные).

Типы проектов:

  • - «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • - «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  • - «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной. Вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  • - «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовленного школьного завтрака, устройство клумб.

Примерная структура оформления презентации проекта в ДОУ:

1. Название проекта. (Тема).

2. Технологическая карта проекта:

- Автор.

- Масштаб. (Сроки). 

 - Участники. Перечисляются все, кто участвует в проекте

Определяется целевая группа, на которую направлена деятельность в рамках проекта.

Например: дети старшей, подготовительной групп, родители детей.

Помните: «Участники – те, кто осуществляет проект, целевая группа – те, для кого осуществляется проект.

- Тип проекта.

3. Актуальность темы.

4. Проблема.

5. Гипотиза (Если …, то….).

6. Цель проекта (Развитие…..Повышение….Формирование…)

7. Задачи (Уточнять…., расширять…,развивать…, формировать… и т.д.)

8. Ожидаемый результат.

9. Описание этапов проекта (Подготовительный, основной, заключительный).

10. Описание итога проекта.

Итоговыми продуктами проекта могут быть:

-Разработанная игра по теме проекта; книжка-малышка; макет; выставка; открытое НОД; праздник; альбом (Лэпбук).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: " Проектный метод в деятельности ДОУ"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних ...

Консультация для педагогов "Проектный метод в деятельности ДОУ"

План1.     Введение2.     Вариативность использования интегрированного метода.3.     Примерный план работы воспитателя по подготовке п...

Консультация для педагогов "Проектный метод в деятельности ДОУ"

План1.     Введение2.     Вариативность использования интегрированного метода.3.     Примерный план работы воспитателя по подготовке п...

Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год.

Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год....

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКИХ САДАХ. ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО

Презентация для студентов  пед.колледжей и ВУЗов по специальности "Дошкольное образование"...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...