Консультация для педагогов: " Проектный метод в деятельности ДОУ"
материал по теме

Баркова Татьяна Владимировна

 

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

 • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)

 • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)

 • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

 • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

 • комплексные блочно-тематические занятия;

 • интеграция:

      −частичная интеграция;

      −полная интеграция;

 • метод проектов:

      −форма организации образовательного пространства;

      −метод развития творческого познавательного мышления.

 

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

 2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

 4. Составление плана-схемы проекта.

 5. Сбор, накопление материала.

 6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

 7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

 8. Презентация проекта, открытое занятие.

 

 Основные этапы метода проектов:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

 • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

 • в каких источниках можно найти информацию;

 • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

 • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

 • по составу участников;

 • по целевой установке;

 • по тематике;

 • по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

 1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

 2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

 3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

 4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

 

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

 • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

 • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

 • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

 • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

 • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

 • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

 2. развитие познавательных способностей;

 3. развитие творческого воображения;

 4. развитие творческого мышления;

 5. развитие коммуникативных навыков.

 

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

 • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

 • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

 • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

 

В старшем дошкольном возрасте – это:

 • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

 • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

 • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

 • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Этапы работы над проектом

     

 

Этапы

проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

 

1 этап

 

  1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
  2.  Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию
  3. Формулирует задачу (не жёстко).

.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

 

 

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

 

Консультации по темам:

 • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;

 • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;

 • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

 

Семинары-практикумы:

 • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

 • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;

 • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;

 • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;

 • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

 

Примерные проекты в работе с кадрами:

 

• «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);

 • «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);

 • «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);

 • «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);

 • «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);

 • «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);

 • проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;

 • дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);

 • социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

 

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

 

Младший дошкольный возраст

 

Задачи обучения:

 • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

 • приобщать детей к процессу познания;

 • формировать различные представления;

 • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

 • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

 

Совершенствование психических процессов:

 • формирование эмоциональной заинтересованности;

 • знакомство с предметами и действиями с ними;

 • развитие мышления и воображения;

 • речевое развитие.

 

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

 • осознание поставленной цели;

 • овладение различными способами решения поставленных задач;

 • способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

 • поиск различных средств достижения цели.

 

 Линии развития личности.

 

Физическое развитие:

 • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

 • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

 

социальное развитие:

 • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

 

познавательное развитие:

 • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

 • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

 • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

 

эстетическое развитие:

 • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

 • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

 

Старший дошкольный возраст.

 

 Задачи обучения:

 • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

 • развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

 • формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

 • развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

 

Формирование предпосылок учебной деятельности:

 • произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

 • потребности в создании собственной картины мира;

 • навыков коммуникативного общения.

 

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

 • выявить проблему;

 • самостоятельно искать нужное решение;

 • выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

 • самостоятельно анализировать полученные результаты.

 

 Линии развития личности.

 

Социальное развитие:

 • развитие самопознания и положительной самооценки;

 • овладение способами внеситуативно-личностного общения;

 • высокий уровень коммуникативной компетентности;

 • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

 

Физическое развитие:

 • развитие осознанного отношения к своему здоровью;

 • формирование потребности в здоровом образе жизни;

 • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

 

Познавательное развитие:

 • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

 • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

 

Эстетическое развитие:

 • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;

 • овладение различными видами худ. деятельности;

 • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

 

                      Алгоритм разработки проекта:

 

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов:Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи. Дьюи исходил...

Консультация для педагогов "Проектный метод в деятельности ДОУ"

План1.     Введение2.     Вариативность использования интегрированного метода.3.     Примерный план работы воспитателя по подготовке п...

Консультация для педагогов "Проектный метод в деятельности ДОУ"

План1.     Введение2.     Вариативность использования интегрированного метода.3.     Примерный план работы воспитателя по подготовке п...

Консультация для педагогов "Проектный метод - эффективный метод формирования первых профессиональных представлений обучающихся"

Консультация для педагогов "Проектный метод - эффективный метод формирования первых профессиональных представлений обучающихся"...

Консультация для педагогов "Проектный метод в деятельности образовательной организации"

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проекти...

Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»

Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, н...