"Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа)
"Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_shvetsova.docx | 132.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования
Направление подготовки (специальность) Психолого-педагогическое образование
Профиль (специализация Психология и педагогика дошкольного образования)
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
(П Р О Е К Т)
на тему: «Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
СТУДЕНТ(КА)____________________ Е.Н. Швецова
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
РУКОВОДИТЕЛЬ
_______________
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы)
Нижний Новгород – 2019 г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………… | 3 | |
ГЛАВА 1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………...... | 6 |
1.1. Понятие и сущность двигательной активности дошкольников ………………………………………… | 6 | |
1.2. Основные характеристики двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста......…………… | 11 | |
1.3. Методы, приемы и средства развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста … | 17 | |
ГЛАВА 2. | ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...………… | 24 |
2.1. Организация и методы исследования……………… | 24 | |
2.2. Анализ результатов исследования………………… | 27 | |
2.3. Методика развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста………………………… | 32 | |
Заключение……………………………………………………………….. | 37 | |
Список используемой литературы……………………………………… | 39 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время особое внимание стало уделяться проблемам здоровья детей старшего дошкольного возраста, так как в последнее время стало появляться все больше детей с отклонениями в развитии и с проблемами здоровья. Поэтому государство перед различными дошкольными образовательными учреждениями (ДОО) одной из приоритетных задач ставит физическое развитие детей и тем самым укрепления их здоровья. В связи с этим во всех образовательных программах, имеющихся на сегодняшний день, так или иначе, включен блок, посвященный укреплению здоровья и развитию физических качеств детей дошкольного возраста.
Физические качества – это физиологические и психологические качества человеческого организма, определяющие силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека. Благодаря им в целом и возможна физическая активность человека.
Вопросам развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста в разное время занимались многие ученые, например, такие как Е.Н. Вавилова, А.В. Кенеман, Т.Т. Осокина, Д.В. Хухлаева и др.
Одним из самых важных физических качеств для детей дошкольного возраста на наш взгляд являются такие как ловкость и быстрота, так как именно благодаря им ребенок склонен более быстро и точно овладевать новыми двигательными навыками, быстро и точно действовать в изменяющихся условиях. По этой причине именно данным качествам и будет посвящено наше исследование.
Проблема исследования заключается в определение оптимальных условий для развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы послужила основанием выбора темы данного исследования «Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: определение оптимальных условий для развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы, формы и средства развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
В основу гипотезы исследования легло предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточный (средний / ниже среднего) уровень сформированности таких двигательных качеств как быстрота и ловкость.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
– провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста;
– определить уровень развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста;
– разработать методику развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основной исследования являются труды ученых, занимающихся проблемой развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста (Е.Н. Вавилова, А.В. Кенеман, Н.Н. Кожухова, Е.В. Пенчеева и другие).
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы:
– теоретические методы исследования, заключающиеся в изучении, анализе и систематизации научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования;
– эмпирические методы, с использованием трех упражнений;
– количественные и качественные методы анализа эмпирических данных.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №109» города Нижнего Новгорода. Всего в исследовании приняло участие 16 человек (8 мальчиков и 8 девочек).
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и сущность двигательной активности
Во все времена человечество, так или иначе, стремилось к укреплению здоровья подрастающего поколения, с целью формирования крепкого общества. Но, несмотря на это в последнее время, наблюдается тенденция снижения показателей здоровья, особенно у детей дошкольного возраста и во многом, на наш взгляд, это связано со снижением их двигательной активности и ведения пассивного образа жизни. А ведь, как известно в процессе занятий спортом у дошкольников формируются и развиваются многие физические качества, такие как быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость и т.д. [12]. Поэтому приоритетной задачей перед современным обществом должна стоять такая как развития двигательной активности детей, при этом ее решение должно лежать на плечах трех организационных систем: дошкольных образовательных учреждений (ДОО), специализированных клубов и школах, а также семье, особенно в тех случаях, когда дети по каким-либо причинам не посещают ДОО [10].
Состояние здоровья, сопротивляемость человеческого организма различным заболеваниям во многом связаны с его резервными возможностями, уровнем его защитных сил, которые определяют его устойчивость по отношению к негативным внешним воздействиям. Многие исследователи указывают на то, что растущий организм особенно остро нуждается в работе мышц, поэтому недостаточная двигательная активность может приводить к развитию целого ряда заболеваний.
Как показывают исследования С.Н. Дышаль, М.Н. Кузнецовой, Т.Д. Мазаневой и др., большинство физиологических и психических процессов человека зависит от его двигательной активности. Поэтому именно в дошкольный период необходимо особое внимание уделять двигательной активности ребенка, так как именно благодаря этому закладывается основа крепкого здоровья, формируется осанка, правильные движения тела, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются базовые физические качества [15].
Физическая активность ребенка во многом улучшает работу сердечнососудистой системы, обмен веществ, что способствует активному росту ребенка. Учеными установлено, что систематические занятия спортом улучшается настроение, сон, а также повышают работоспособность ребенка [16].
На основании выше сказанного, мы можем заключить, что двигательная активность способствует формированию гармонично развитой личности. И только физически крепкий и здоровый человек способен достигать самых заветных вершин в будущем.
Что же в целом подразумевается под двигательной активностью?
В научной литературе можно встретить множество определений двигательной активности. Ниже приведем некоторые из них.
Двигательная активность (ДА) – это:
1) сумма движений, которые человек выполняет в процессе своей жизнедеятельности;
2) вид человеческой деятельности, в процессе которого происходит активация обменных процессов в скелетных мышцах, обеспечивающая их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве.
3) суммарная величина различных движений за определенный промежуток времени, которая выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений (локомоций);
4) один из основных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения оптимального двигательного режима;
5) естественно биологическая, социально обусловленная потребность организма ребенка в движении, от степени удовлетворения которой зависит состояние его физического и психического здоровья [5];
6) естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие [17].
Изучением двигательной активности ученые в России начали заниматься относительно недавно в 30-е гг. ХХ века, когда Н.А. Бернштейн в своей работе «Очерки по физиологии движения и физиологической активности описал пять уровней регуляции движений. После чего его идеи подхватили и представители других стран, так, например, болгарским ученым Р. Гранитом была опубликована книга «Основы регуляции движений», а в Румынии книга «Нейромоторное перевоспитание» автора Н. Робэнеску. Параллельно с ними в 1936 г. в США выходит книга «Мануальное мышечное тестирование» Х.О. Кендалла и Ф.П. Кендала. А в 1966 г. Дж. Гудхартом была разработана методика использования мануального мышечного тестирования как биологической обратной связи с организмом [21].
С 1994 г. различные специалисты имеют возможность познакомиться с основами прикладной кинезиологии (науки о двигательной активности человека).
В 2000 г. зарегистрирована Межрегиональная ассоциация прикладной кинезиологии (МАПК).
Как физиологический процесс двигательная активность присуща любому живому существу. Она может быть низкой, если человек осознанно либо вынужденно ведет малоподвижный образ жизни и, наоборот, высокой, как, например, у спортсмена. При этом двигательная активность включает в себя любой вид мышечной деятельности. Не важно, это специальные физические упражнения, либо работа по дому, либо просто ходьба.
В дошкольный период двигательную активность можно условно разделить на три части [9]:
1) активность в процессе занятий физической культурой (регламентированная ДА);
2) активность, реализуемая в процессе различных видов деятельности (трудовой, игровой, учебной и т.д.) (частично-регламентированная ДА);
3) спонтанная активность в свободное время (нерегламентированная ДА). Это такие виды деятельности, которые не вызываются непосредственно факторами внешней среды, а в значительной степени определяются количественно и качественно видовыми особенностями организма. Она закономерно повторяется на протяжении различных периодов жизненного цикла (индивидуального развития, суточного периода, сезонов года и т.д.) и занимают значительное место в общем энергетическом расходе организма. Биологический смысл данного вида активности – поддержание постоянства суточного объема движений и энергозатрат.
При этом все выделенные нами составляющие двигательной активности тесно взаимосвязаны.
С целью обозначения механизма регуляции двигательной активности принято использовать термин «потребность в двигательной активности» (кинезиофилия). Потребность в двигательной активности является важнейшим звеном приспособления всех живых организмов к окружающей действительности. Данная потребность была сформирована в процессе эволюции как биологическая и стоит наравне с базовыми потребностями в пище, в воде, во сне и т.д. Эта потребность является источником эмоционального возбуждения, а также она объективно отражает объем локомоторной активности.
Однако потребность человеческого организма в двигательной активности индивидуальна и в значительной степени зависит от многих физиологических, социально-экономических и культурных факторов. При этом уровень этой потребности во многом обуславливается наследственными и генетическими признаками.
Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень двигательной активности, который имеет диапазон от минимального до максимального уровня.
Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма.
Оптимальный позволяет достигать наиболее высокого уровня функционального развития организма.
Максимальный уровень достигается за счет чрезмерных нагрузок, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности.
Дети, имеющие большой объем двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.
Для детей старшего дошкольного возраста двигательная активность имеет высокое значение, так как именно в этот период заканчивается формирование его головного мозга, а в силу того, что именно ДА в значительной степени определяет данный процесс, поэтому роль физической культуры в жизни детей этого возрастного периода становится особенно заметной. В этом возрасте у ребенка закладываются многие поведенческие установки, сохраняемые человеком на протяжении всей его последующей жизни. Вот почему формирование у него стремления к организованному целенаправленному движению, к физической культуре следует считать одной из приоритетных задач воспитания. Базой для этого может стать то обстоятельство, что дети в этом возрасте отличаются достаточно высокой двигательной активностью, а их физическая работоспособность оказывается достаточно внушительной [3].
Таким образом, мы можем заключить, что сохранение здоровья в современном мире нельзя себе представить без двигательной активности, которая обеспечивает увеличение устойчивости организма к вредным воздействиям внешней среды и некоторым заболеваниям. Поэтому важно с самого раннего детства приучать детей к двигательной активности, формировать мотивацию в систематическим занятиям физической культурой и во многом этому будет способствовать развитие различных физических качеств ребенка, особенно быстроты и ловкости, которые позволят ему достичь в этой деятельности наибольшего успеха, и он станет получать от нее несказанное удовольствие. Поэтому в следующем разделе настоящей главы мы более подробно рассмотрим основные характеристики двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Основные характеристики двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста
Как говорилось в предыдущем разделе настоящего исследования, двигательная активность детей является необходимым условием для сохранения и повышения уровня здоровья ребенка. Для того, чтобы ребенок проявлял интерес и имел возможность в полной мере реализовывать свою двигательную активность ему необходимо обладать определенным набором физических качеств. Но, прежде чем, определить какими качествами он должен обладать, нам необходимо определиться, что же вообще понимают под физическими качествами. Поэтому ниже мы рассмотрим несколько определений.
Физические качества – это:
1) определенные социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, которые выражают его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность [1; 21];
2) такие качества, которые характеризуют физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности [7];
3) врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной активности [24];
4) социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, которые выражают его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность [22].
5) отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности, которые проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании), игровых, спортивных занятиях.
Таким образом, мы можем заключить, что физические качества – это индивидуальные особенности человека (ребенка), которые определяют уровень его двигательных возможностей.
Изучением особенностей развития физических качеств занимались такие ученые как В.К. Бальсевича, Н.А. Бернштейн, Е.Н. Вавилова, Э.С. Вильчковский, Л.В. Волков, В.А. Зациорский, В.П. Зинченко, М.Ю. Кистяковская, В.И. Ляха, Л.П. Матвеева, Н.А. Ноткина, Ж.К. Холодова и другие.
Как показал анализ научной литературы, большинство авторов (Б.А. Ашмарин, Е.Н. Вавилова, Е.С. Вильчковский, В.П. Дудьев, М.Ю. Кистяковский и другие), к основным физическим качествам относят:
– силу – это взаимодействие психофизиологических процессов человеческого организма, которые позволяют преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Это степень напряжения мышц при их сокращении [19];
– выносливость характеризует физическое состояние человека. Это способность человека выполнять интенсивные упражнения более долгое время [2]. Данное качество тесно связано с уровнем развития кардио-респираторной системы человеческого организма и уровнем его общей работоспособности. Выносливость обеспечивает длительность выполнения работы без снижения ее интенсивности и эффективности. Анализ показателей трехминутного бега позволяет выявить средний результат у мальчиков 5 лет 394,64 м, у девочек 5 лет – 392,63 м, у мальчиков 6 лет – 422,33 м, у девочек 6 лет – 435,31 м [23];
– гибкость, которая определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата. Это способность выполнять упражнения отдельными частями тела с наибольшей амплитудой. Гибкость во многом обусловлена эластичностью мышц и связок [24]. У дошкольников опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью, но из-за изменений, происходящих в их физическом развитии, у них может отмечаться ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок, что может приводить помимо деформации отдельных суставов (например, коленного), плоскостопий, искривления нижних конечностей и позвоночного столба, а также нарушения осанки. Так, например, средний результат в наклоне вперед из положения стоя у мальчиков 5 лет составляет 3,9 см, у девочек 5 лет – 4,7 см, у мальчиков 6 лет – 3,6 см, у девочек 6 лет – 4,5 см. [23];
– быстроту – это способность человека выполнять поставленные физические задачи в минимально короткий отрезок времени [4]. Это качество довольно сложно развивать, так как оно во многом зависит от природных данных, передаваемых по наследству [18]. Так, например, скорость бега на 10 м у мальчиков 5-6 лет составляет 2,5 сек., а у девочек – 2,7 сек. [23];
– ловкость – это комплексное качество, обеспечивающее рациональное и быстрое выполнение движений в изменяющихся условиях [2]. При этом, как указывал В.М. Зациорский [8, с.177], «хорошее равновесие не у того, кто его никогда не теряет, а у того, кто его быстрее восстанавливает». Развитие ловкости у дошкольников способствует повышению пластичности нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. В свою очередь высокая пластичность нервных процессов, а также сравнительная легкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у дошкольников создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Средний результат в челночном беге у мальчиков 5 лет составляет 12,3 сек., у девочек 5 лет – 12,5 сек., у мальчиков 6 лет – 11,3 сек., у девочек 6 лет – 11,7 сек. [23].
На высокий уровень развития ловкости у детей старшего возраста указывает хорошее выполнение ими движений, которые включены в подвижную игру с меняющимися условиями либо осложненных дополнительными заданиями.
Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время (например, быстро влез и слез с лесенки, перелез через бревно, обежал препятствие и т.д.). То есть ловким можно считать ребенка, который умеет быстро выполнять правила подвижной игры и дополнительные задания, учитывая изменяющиеся условия. К примеру, это может быть игра на основе челночного бега либо бега змейкой, прыжки с разного рода продвижениями и прочие. Кроме того, ловким считается ребенок, который справился с выполнением задания быстрее других детей. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда ребенку нужно задержать ответное движение, то есть не всегда целесообразно действовать немедленно. Показателем ловкости у детей также служит время выполнения таких заданий как бег с поворотами, с обеганием препятствий и т.д.
Координационные способности (способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи) составляют основу ловкости. При этом проявление этих способностей во многом зависит от многих факторов:
– способности человека к точному анализу движений;
– деятельности анализаторов, а особенно двигательного;
– сложности двигательного задания;
– уровня развития других физических способностей;
– смелости и решительности;
– возраста;
– общей подготовленности занимающихся (то есть запас разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др. [2].
Таким образом, мы можем заключить, что такие качества как ловкость и быстрота между собой тесно связаны и развитие одного приводит к развитию и другого качества, особенно в дошкольный период.
Уровень развития физических качеств детей дошкольного возраста, определенным образом характеризующий их физическую подготовленность, находится в тесной взаимосвязи с их физическим и функциональным развитием.
При этом развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста протекает по фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других – «диссоциация физических качеств».
Такое качество как быстрота проявляется и в быстроте реакции, и в быстроте мышления, и в быстроте действия и т.д. К основным видам проявления быстроты можно отнести:
1) время простой двигательной реакции (время от исполнительной команды до выполнения простого двигательного действия);
2) наиболее быстрое выполнение одиночного движения (то есть скорость сокращения мышцы, от начала движения до его окончания);
3) способность к поддержанию высокого темпа движений.
У детей старшего дошкольного возраста по наблюдениям Э.Я. Степаненковой [20], в целом двигательная активность высоко развиты, и они обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков. При этом им в лучшей степени удаются движения, требующие быстроты и гибкости, а их сила, выносливость и ловкость пока еще невелики.
Таким образом, проведенный анализ основных характеристик двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста позволяет нам заключить, что рассматриваемый нами возрастной период является наиболее сензитивным для развития ряда физических качеств, в том числе быстроты и ловкости. Поэтому в следующем разделе настоящего исследования мы особое внимание уделим методам, приемам и средствам развития данных физических качеств.
1.3. Методы, приемы и средства развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Как было показано в предыдущем разделе настоящего исследования старший дошкольный возраст является сенситивным для развития таких физических качеств как ловкость и быстрота, что позволяет при рациональной методике обучения детям легко овладевать разнообразными двигательными навыками. В этой связи необходимо особое внимание уделять педагогическому воздействию в процессе развития физических качеств.
Вопросами теории и практики развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как Е.Н. Вавилова, А.В. Кенеман, Н.А. Ноткина Т.И. Осокина, Д.В. Хухлаева и другие.
Как показывают многочисленные исследования, старший дошкольный возраст является самым благоприятным для физического развития ребенка. Именно в этом возрасте ребенок может овладеть практически всеми двигательными умениями и навыками, что необходимо использовать педагогам и родителям с целью полного раскрытия у ребенка его потенциала. Эффективность развития физических качеств дошкольников во многом зависит от правильно подобранных педагогических методов. При этом выбор метода зависит от содержания образовательной деятельности, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей.
К основным задачам методики развития двигательных качеств (быстроты и ловкости) относятся:
– создание условий для целесообразной двигательной активности детей;
– формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;
– формирование широкого круга игровых действий;
– воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
В ДОО основными средствами развития двигательных качеств (быстроты и выносливости) служат физические упражнения и подвижные игры.
Физические упражнения – это двигательные действия, которые направлены на изменение физического состояния ребенка. Они используются в процессе воспитания детей на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкультминутках, на детских праздниках и т.д.
Физические упражнения являются основным и специфическим средством физического воспитания детей дошкольного возраста. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога и основаны оны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. При этом они могут проводиться как с использованием разнообразных предметов и снарядов, так и без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.
Несмотря на то, что быстрота ребенка, как было показано выше, в определенной степени зависит от типа нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей, ее можно развивать с помощью физических упражнений и подвижных игр. Возможности развития быстроты расширяются у детей 5-6 лет в связи с тем, что они уже лучше владеют бегом, прыжками, бросанием и ловлей мяча [2]. При этом в процессе развития у детей быстроты решаются две основные задачи [6]:
1) увеличение скорости простых движений (ответных движений на известные, но внезапно появляющиеся сигналы);
2) увеличение частоты движений, которая в значительной степени зависит от состояния мышц, производящих эти движения. Так как сократительная способность мышц с возрастом улучшается и с помощью физических упражнений и игр еще в большей степени развивается, частота, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений, то соответственно у детей она может быть увеличена.
Быстрота развивается в физических упражнениях, которые необходимо выполнять [18]:
а) с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью);
2) на скорость (добежать до финиша как можно быстрее);
3) с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый);
Быстрота хорошо развивается в подвижных играх, когда детям необходимо выполнять упражнения с наивысшей скоростью (например, убегать от водящего).
Также развитию быстроты благоприятствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки и метания. В этот же период хорошо использовать упражнения, которые требуют быстрых кратковременных перемещений и локальных движений (например, упражнения с короткой и длинной скакалкой, эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т.д.).
При этом педагогу важно помнить, что при развитии быстроты у дошкольников предпочтение следует отдавать естественным формам движений, а также нестереотипным способам их выполнения, так как стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью уже в детском возрасте может привести к образованию скоростного барьера. Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются разнообразные методы [21]:
– метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивностью (в серии выполняется 3-6 подхода, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, так как при этом уже начинает развиваться выносливость, а не быстрота);
– игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, так как имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, которые связаны с оперативным мышлением. Характерный для игр высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия благоприятствуют проявлению скоростных возможностей).
При этом средствами развития быстроты могут быть и легкая атлетика, и бокс, и вольная борьба, и спортивные игры и т.д.
Для воспитания способности выполнять движения более быстро, а также с целью повышения достигнутого уровня скорости можно рекомендовать повторное выполнение движения либо действия с сознательным и весьма сильным стремлением сделать их с рекордной быстротой. Такой путь требует чрезвычайной концентрации психических возможностей ребенка и огромного волевого усилия. Эффективному выполнению подобных упражнений помогает использование ускорения. К примеру, в беге с ускорением ребенок постепенно наращивает скорость и доводит ее до максимальной. В ускорениях бегун пытается с разгона перейти установившийся предел и хотя бы на небольшом расстоянии достичь еще большей скорости. Новые, более быстрые, движения, которые он сумеет сделать, и будут вызывать соответствующие перестроения в организме. Такие ускорения будут действенны только в том случае, если их повторять многократно. Однако проводить такие занятия можно не более 1-2 раза в неделю из-за опасности перетренировки [18].
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений, а также выполнение упражнений в изменяющихся условиях, например, в процессе выполнения упражнений:
а) проводимых в усложненных условиях, которые требуют внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.);
б) с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования;
в) с дополнительными заданиями;
г) при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур и т.д.).
Наиболее распространенными средствами в процессе развития ловкости являются акробатические и спортивные упражнения, а также подвижные игры, когда дошкольникам приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы [14]:
– выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
– зеркальное выполнение упражнений;
– усложнение условий выполнения обычных упражнений;
– изменение скорости и темпа движений;
– изменение пространственных границ выполнения упражнений (уменьшение размеров поля).
В процессе развития ловкости как способности овладевать новыми движениями, могут быть использованы любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элементы новизны. По мере автоматизации навыка значение такого физического упражнения как средства воспитания ловкости уменьшается.
Изменение нагрузок, которые направлены на развитие ловкости, идет по пути повышения координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся. Эти трудности слагаются в основном из требований [11]:
1) к точности движений;
2) к их взаимной согласованности;
3) к внезапности изменения обстановки.
При организации и проведении подвижных игр, направленные на развитие быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать следующие методы:
– метод информационно рецептивный (ребенок должен осмыслить и произвести движение);
– репродуктивный метод (повторение по образцу);
– метод проблемного обучения (учитывать законы психики, мышления);
– метод творческих заданий (выполнение задание по схеме);
– методы строго регламентированного упражнения (нормированная нагрузка, дозировка, время);
– методы частично регламентированного упражнения (игровой, соревновательный).
Таким образом, проведенный анализ методов, приемов и средств развития ловкости и быстроты у детей старшего дошкольного возраста позволяет нам заключить, что при рациональной методике обучения любо ребенок данного возраста может достаточно легко овладеть разнообразными двигательными навыками. При этом дошкольникам необходимо сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования
Целью данного исследования является определение оптимальных условий для развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы, формы и средства развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
В основу гипотезы исследования легло предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточный (средний / ниже среднего) уровень сформированности таких двигательных качеств как быстрота и ловкость.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
– подобрать психодиагностический инструментарий и выборку исследования;
– определить уровень развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста;
– разработать методику развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста;
– сформулировать основные выводы.
Эмпирическое исследование проводилось нами на базе МБДОУ «Детский сад № 109» г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняло участие 20 человек старшей группы детского сада в возрасте 5-6 лет. Для выявления уровня развития таких физических качеств как быстрота и ловкость у детей нами использовались четыре методики (авторы: Н. Ноткина, В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина, Е.Н. Вавилова):
С целью изучения уровня развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста нами выбрана следующая методика:
1) бег – 30 м. Для проведения диагностики необходимо разместить беговую дорожку длиной не менее 40 м и шириной 3 м. До линии старта и после линии финиша оставляют 5-6 м (для предупреждения снижения скорости). В конце дорожки необходимо поставить яркий ориентир. Обследование проводят двое взрослых, один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) на линии финиша. Ребенку дается 2 попытки с интервалом для отдыха 2-3 мин., во время которых ребенок спокойно ходит и выполняет дыхательные упражнения. Фиксируется лучший результат прохождения дистанции от старта до финиша. По команде диагноста «Внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «Марш» взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка) в это время диагност, стоящий на линии финиша включает секундомер.
Критерии оценивания:
До 15 сек. – 3 балла;
16-30 сек. – 2 балла;
31 сек. и больше – 1 балл.
С целью определения уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста нами выбраны две методики:
2) челночный бег по 10 м 4 раза. Диагностика осуществляется на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота. Ширина линии старта и поворота входит в отрезок 10 м. По команде «Марш» ребенок должен пробежать 10 м, коснуться земли за линией поворота любой частью тела, повернуться кругом, пробежать еще три отрезка по 10 м. Запрещается использовать в качестве опоры при повороте какие-либо естественные либо искусственные предметы, неровности, выступающие над поверхностью дорожки.
Критерии оценивания:
До 30 сек. – 3 балла;
31-40 сек. – 2 балла;
41 сек. и больше – 1 балл.
3) обегание препятствий. С целью диагностики на дистанции в 10 м расставляют 10 предметов (кубики, кегли, набивные мячи). Расстояние между предметами составляет 1 м. До 1-го и после последнего препятствия оставляют по 1,5 м. По команде «Марш» ребенок должен бежать «змейкой» между предметами от линии старта до линии финиша. При этом ему дается 2 попытки с интервалом для отдыха 2-3 мин. Фиксируется лучший результат.
Критерии оценивания:
До 15 сек. – 3 балла;
16-30 сек. – 2 балла;
31 сек. и больше – 1 балл.
Общий критерий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста:
Высокий уровень – 10-12 баллов;
Средний уровень – 7-9 баллов.
Низкий уровень – менее 7 баллов.
Результаты проведенного эмпирического исследования представлены и описаны в следующем разделе настоящего исследования.
2.2. Анализ результатов исследования
Одной из задач данного исследования было определение уровня развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Для решения этой задачи нами использовалось 4 задания.
Изучение уровня развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста проводилось нами с помощью методики: бег на 30 м и. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Изучение уровня развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста (n=20)
Методика | Уровни | ||
Высокий (кол чел. / %) | Средний (кол чел. / %) | Низкий (кол чел. / %) | |
Бег на 30 м | 2 чел. (10%) | 12 чел. (60%) | 6 чел. (30%) |
На основании данных, представленных в таблице 1, мы можем заключить, что с бегом на 30 м отлично справилось 2 человека (10% выборки) их результат составил от 10 до 12 сек., что соответствует высокому уровню развития быстроты. 12 человек (60% выборки) показали хороший результат. Их результат составил от 18 до 24 сек., что соответствует среднему уровню развития быстроты. А 6 человек (30% выборки) не очень справились с данным заданием. Их результат составил от 34 до 38 сек., что относится к низкому уровню развития быстроты. Графически полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Уровни развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста (%)
Изучение уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста проводилось нами с помощью двух методик: челночный бег и обегание препятствий. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Изучение уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста (n=20)
Методика | Уровни | ||
Высокий (кол чел. / %) | Средний (кол чел. / %) | Низкий (кол чел. / %) | |
Челночный бег | 4 чел. (20%) | 11 чел. (55%) | 5 чел. (25%) |
Обегание препятствий | 5 чел. (25%) | 12 чел. (60%) | 3 чел. (15 %) |
Общий уровень развития ловкости | 4 чел. (20%) | 13 чел. (65%) | 3 чел. (15 чел.) |
На основании данных, представленных в таблице 2, мы можем заключить, что:
1) с челночным бегом отлично справилось 4 человека (20% выборки) их результат составил от 24 до 28 сек., что соответствует высокому уровню развития ловкости. Данные дети выполняли упражнение быстро, четко не снижая своего ритма. 11 человек (55% выборки) показали хороший результат. Их результат составил от 34 до 39 сек., что соответствует среднему уровню развития ловкости. Они не так быстро выполняли упражнение, но при этом старались выполнить все четко и правильно. А 5 человек (25% выборки) слабо справились с этим заданием. Их результат составил от 42 до 48 сек., что относится к низкому уровню развития быстроты. Данная группа детей бегала медленно, останавливалась, задумываясь как лучше бежать. Графически полученные результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Уровни развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста (челночный бег) (%)
2) с обеганием препятствий отлично справилось 5 человек (25% выборки). Их результат составил от 12 до 14 сек., что соответствует высокому уровню развития ловкости. Данные дети выполняли упражнение быстро, при этом, не задевая препятствий. 12 человек (60% выборки) показали хороший результат. Их результат составил от 20 до 28 сек., что соответствует среднему уровню развития ловкости. Они не так быстро выполняли упражнение, так как замедлялись при обегании препятствий, чтобы их не задеть. А 3 человека (15% выборки) слабо справились с этим заданием. Их результат составил от 36 до 48 сек., что относится к низкому уровню развития быстроты. Данная группа детей и бегала не быстро и препятствия задевала или слишком медленно их обегала. Графически полученные результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Уровни развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста (обегание препятствий) (%)
Если говорить в целом о развитии ловкости у детей, то мы можем заключить, что у 4 человек (20% выборки) данный показатель находится на высоком уровне развития, у 13 человек (65% выборки) – на среднем уровне, а у 3 человек (15% выборки) – на низком уровне. Графически полученные данные представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Общий уровень развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста (%)
Проведенное эмпирическое исследование позволяет нам заключить об общем уровне развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Изучение уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста (n=20)
Методика | Уровни | ||
Высокий (кол чел. / %) | Средний (кол чел. / %) | Низкий (кол чел. / %) | |
Общий уровень развития физических качеств | 3 чел. (15%) | 12 чел. (60%) | 5 чел. (25%) |
На основании данных, представленных в таблице 3, мы можем заключить, что в исследуемой группе преобладают дети со средним уровнем развития физических качеств (ловкости и быстроты). Их процент составил 60%. А так же дети с низким уровнем развития физических качеств. Их процент составил 25%. Графически полученные данные представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Общий уровень развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста (%)
На основании данных, представленных на рисунке 5, мы заключили о необходимости целенаправленной формирующей работы по развитию ловкости и быстроты в исследуемой группе. В связи с чем, нами была разработана методика развития исследуемых нами физических качеств детей старшего дошкольного возраста, которая будет представлена в следующем разделе настоящего исследования.
2.3. Методика развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
С целью развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста можно предложить использовать упражнения и подвижные игры, представленные в таблице 4.
Таблица 4 – Подвижные игры и упражнения, направленные на развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Упражнения | Подвижные игры |
Для развития быстроты | |
1. Старты из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа, спиной назад, из упора на коленях. 2. Чередование основных движений: ходьба – прыжки, прыжки – приседания. 3. Изменение направления движения при ходьбе и беге по сигналу. 4. Изменение интенсивности движений: ходьба – бег интенсивный, бег медленный – бег с ускорением. 5. Бег в максимальном темпе на дистанции 20-25-30 м 5-6 раз. 6. Бег с высоким подниманием бедра, с отведением голени назад. «Пропеллер». Дети держат палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивать ее вправо-влево. После отдыха выполняют тоже движение, но уже левой рукой. «Брось мяч». Дети подбрасывают мяч вверх, отбивают его об пол либо стену, делая хлопки и повороты в разные стороны. «Быстрые строители». Дети разбиваются на 2-3 команды. По сигналу педагога дети бегут через зал (10-12 м) и строят из 5-7 кубиков башню. Затем передают эстафету другим детям. «Лук и стрелы». Дети делятся на 2 звена, стоящие друг перед другом на расстоянии 15 м. По сигналу педагогу «стрелы» перебегают к своему «луку», определяется самая быстрая «стрела». Затем дети меняются местами. «Успей поймать». Дети (5-6 чел.) стоят в кругу, у каждого в руках мяч и камушек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше камушек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Выигрывает тот, кто сумеет положить камушек и поймать мяч. | «Платочек». Дети становятся в круг, водящий с платком в руке вне круга бежит и кладет кому-то из играющих платок в ноги, а сам продолжает бег по кругу. Тот, кому бросили платок, догоняет, пока тот не встал на его место. Если он не встал на его место, то остается водить. Если догоняющий не догнал, то сам становится водящим. «Космонавты». По краям площадки раскладываются обручи-ракеты. Детей на несколько человек больше, чем ракет. Они встают округ и берутся за руки, идут по кругу и говорят текст: Ждут нас быстрые ракеты. Для полета на планеты На какую захотим На такую полетим Но в игре один секрет Опоздавшим места нет. После этих слов, дети разбегаются и занимают ракеты, приняв красивую позу. «Кошка и мышка». Перед началом игры выбирается кошка и мышка, остальные дети берутся за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка – внутри него. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, при этом закрывают перед ней входы. Она старается подлезть под ворота, играющие приседают, и не пропускают ее. Когда кошка все-таки проберется в круг, детям надо быстро открыть ворота, чтобы мышка могла из круга выбежать. А кошку они стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймала мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку. |
Для развития ловкости | |
«Не теряй мяч». Детям необходимо сесть на пол, скрестить ноги, а затем катать мяч вокруг себя в одну и другую сторону, не опуская его далеко от себя. «С мячом под дугой». Ребенку необходимо проползти на четвереньках под дугой (высота 40 см), толкая головой набивной мяч. Расстояние до дуги 2-3 м. «Зеркало». Стоя лицом друг к другу один ребенок выполняет движения руками и ногами, туловищем, а другой ребенок-зеркало должен скопировать движение как в зеркале. Потом дети меняются ролями. «Не опоздай». В зале необходимо расставить скамейки. Дети бегают вокруг них. По сигналу они должны быстро пролезть под скамейку и встать на нее. «Пролезь в обруч». Держа обруч в одной руке в вертикальном положении пролезть в него, не опуская и вовремя перехватывания наверху обруч другой рукой. «Ловля бабочек». 4-5 детей находятся в отведенном месте – это ловцы, остальные бабочки. По сигналу бабочки бегают по площадке, на сигнал «Лови» ловцы пытаются поймать бабочку, смыкая вокруг нее руки, и отводя в сторону. | «Передай мяч». Дети распределяются на 2 команды, встают в 2 колонны и по сигналу передают мяч. Последний стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч. Игра заканчивается, когда с мячом впереди колонны оказывается ведущий звена (варианты передачи: над головой, с боку, внизу между ног, в положении сидя на полу или скамейке). «Канатоходец». 2 команды стоят в колоннах у линии старта, финиш на расстоянии 8-10 м. У игроков по одному бумажному колпаку. 1-ые в колонне ставят на голову колпак, разводят руки в стороны и по сигналу продвигаются вперед. Повернув в условном месте, берут колпак в руки и бегут к своей колонне. Выигрывает колонна, выполнившая задание первой. «Коршун и наседка». 6-7 детей (цыплята), стоят в колонне, держась друг за друга, впереди стоящий – наседка. На другой стороне площадки – коршун. По сигналу он вылетает и старается схватить цыпленка, стоящего последним. Наседка защищает цыплят, поднимая руки в стороны и не давая коршуну достать цыпленка. Все цыплята дружно двигаются за наседкой, не разрывая сцепления, мешая коршуну. Коршун, для того чтобы поймать цыпленка, должен часто менять направление движения. «Перемени предмет». На одной стороне площадки в кружках стоят 4-5 предметов (мешочки, кубики, кегли). На противоположной стороне за линией старта (расстояние 15-20 м) дети образуют 4-5 колонн. 1-ые получают по одному такому же предмету, но другого цвета. На сигнал «Беги» они бегут к кружкам напротив своей колонны, кладут предмет, берут лежащий, возвращаются с ним к своей колонне и поднимают над головой. Отмечается выигравший. Затем они передают предмет следующему из своего звена, а сами встают в конец колонны. Отмечается колонна, в которой оказалось больше выигравших. Усложнение: в каждом кружке находится по 3-4 предмета. На сигнал «Беги» играющие бегут, и в это время им называют предмет, который надо взять. |
Методика проведения упражнений. В процессе подбора упражнений с целью развития быстроты и ловкости необходимо учитывать следующие требования [13]:
1) изначально любое предлагаемое движение должно быть освоено ребенком в медленном темпе;
2) продолжительность упражнений не должна быть большой, это позволит исключить снижение скорости и наступление утомления;
3) упражнения должны носить разнообразный характер, то есть необходимо повторять их в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением;
4) все упражнения необходимо проводить в начале занятия либо прогулки, так как для успешного их выполнения нужно оптимальное состояние нервной системы.
Также необходимо помнить о методических приемах, которые способствуют повышению проявления ловкости:
1) применять необычные исходные положения и использовать быструю смене различных положений тела;
2) изменять скорость и темп движений, вводить различные ритмические сочетание, различную последовательность элементов;
3) проводить смену способов выполнения упражнений;
4) чаще использовать упражнения с разнообразными предметами, а также использовать предметы в основных движениях. При этом предметы должны быть разной формы, массы, объема и фактуры;
5) согласованные действия должны выполняться сразу несколькими участниками;
6) использовать более сложное сочетание основных движений;
7) постепенно усложнять условия подвижных игр.
Методика проведения подвижных игр. Прежде чем подобрать необходимую игру, воспитатель должен обратиться к программе воспитания и обучения детей в ДОО в силу того, что в ней представлен перечень игр соответствующий общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста. В подобранных играх не должно быть незнакомых детям движений, так как иначе они будут тормозить все игровые действия. При этом двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями их проведения. Особое внимание следует уделить учету времени года и состоянию погоды. Также необходимо особое внимание уделять месту игры в режиме дня. Так, например, более динамичные игры следует проводить на первой прогулке, а на второй прогулке можно проводить различные по двигательной характеристике игры, но при этом на ней не следует предлагать новые игры, так как к концу дня дети более утомлены и могут не совсем правильно воспринять игровые правила и правильность выполнения тех или иных двигательных действий.
Поддерживать интерес детей к игре необходимо на всем ее протяжении. Но особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. С целью поддержания интереса к игре педагог может использовать различные приемы, например, такие как стихи, песенки, загадки, соответствующие игровой теме, рассматривание следов на снегу либо знаков на траве, по которым необходимо найти спрятавшихся и др.
Также педагогу необходимо помнить о том, что объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Предварительное объяснение игры для детей старшего дошкольного возраста учит их планировать собственные действия. Особенно важной в этом вопросе является последовательность объяснения. Сначала необходимо сказать название игры и ее замысел, затем очень кратко изложить ее содержание, особо подчеркнув игровые правила, поэтому важно напомнить как следует двигаться или выполнять те или иные движения, после чего нужно распределить роли, раздать необходимые атрибуты, разместить играющих на игровой площадке, начать игровые действия. При этом если игра уже детям знакома, то вместо объяснения необходимо с ними вспомнить отдельные важные моменты, например, такие как игровые правила и последовательность выполнения основных действий.
Для развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста необходимо постоянно проводить различные подвижные игры, постоянно их меняя, чтобы не уходил элемент новизны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показало данное исследование, во все времена человечество интересовалось укреплением здоровья, особенно у детей, как будущего фундамента. Но в последнее время стало появляться все больше и больше детей с проблемами здоровья, что во много связано с изменившимися условиями жизни, плохой экологией, малоподвижным образом жизни и т.д. Поэтому перед педагогикой первостепенной задачей становится повышение двигательной активности детей и их физической культуры, а также развития основным физических качеств.
Изучением двигательной активности занимались разные ученые, в том числе Н.А. Бернштейн, С.Н. Дышаль, М.Н. Кузнецова, Т.Д. Мазанева и другие. Под двигательной активностью понимают сумму движений, которые человек выполняет в процессе своей жизнедеятельности. При этом ее можно разделить на три составные части: активность в процессе занятий физической культурой, активность, реализуемая в процессе различных видов деятельности и спонтанная активность в свободное время. Двигательная активность является необходимым условием для сохранения и повышения уровня здоровья. Но для того, чтобы ребенок проявлял интерес и имел возможность в полной мере реализовывать ее ему необходимо обладать определенным набором физических качеств.
Физические качества – это индивидуальные особенности человека (ребенка), которые определяют уровень его двигательных возможностей.
Изучением особенностей развития физических качеств занимались такие ученые как В.К. Бальсевича, Н.А. Бернштейн, Е.Н. Вавилова, Э.С. Вильчковский, Л.В. Волков, В.А. Зациорский, В.П. Зинченко, М.Ю. Кистяковская, В.И. Ляха, Л.П. Матвеева, Н.А. Ноткина, Ж.К. Холодова и другие.
В данном исследовании нами изучались такие физические качества как быстрота и ловкость, так как, на наш взгляд, именно в старшем дошкольном возрасте особое и пристальное внимание должно уделяться развитию этих качеств, как основных элементов развития всех последующих действий ребенка.
Методику исследования ловкости и быстроты изучали такие авторы как: Е.Н. Вавилова, Н.Н. Ермак, Н. Ноткина, В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина и другие.
Под ловкостью многие авторы понимают способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно изменяющейся ситуации.
Под быстротой понимают способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.
В рамках эмпирического исследования нам удалось установить, что у исследуемой группы детей (20 человек) развитие быстроты и ловкости находится на среднем уровне развития, так как большинство детей (60%) показали средний результат, но также нами были выявлены дети (25%), которые показывают недостаточный уровень развития данных качеств.
На основе полученных результатов была предложена методика развития быстроты и ловкости. Были предложены варианты упражнений и подвижных игр, которые в своей работе может использовать педагог, а также описано на что стоит обратить внимание. Каких правил необходимо придерживаться.
Таким образом, мы можем заключить, что цель данного исследования достигнута, все необходимые задачи решены, а также гипотеза о том, что что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточный (средний / ниже среднего) уровень сформированности таких двигательных качеств как быстрота и ловкость доказана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) [Текст] / В.К. Бальсевич // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – Том 2. – №2. – С. 105.
- Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость [Текст] / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 98с.
- Вайнер, Э. Н. Валеология [Текст] / Э. Н. Вайнер: Учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.
- Глазырина Л.Д. На пути к физическому совершенству [Текст] / Л.Д. Глазырина. – Минск: Полымя, 1987. –147 с.
- Головин О.В. Двигательная активность дошкольников [Текст]: учебное пособие / О.В. Головин. – Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2009. – 304 с.
- Демчишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков [Текст] / А.А. Демчишин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола. – К.: Здоровья, 1998. – 168 с.
- Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник [Текст] / В.П. Дудьев – М.: Владос, 2008. – 368 с.
- Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст] / В.М. Зациорский. – М.: , 1966. – 200 с.
- Зелинская Д. Школа здоровья [Текст] / Д. Зелинская. – М.: Сфера, 1995. – Т.2. – 218 с.
- Казак О.В. Оптимизация двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Казак. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. – 207 с.
- Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.
- Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / М.Ю. Кистяковская. – М.: Педагогика, 1978. – 160 с.
- Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Дис. канд. пед. наук / А.К. Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. – 138 с.
- Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст] / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжова, М.М. Самодурова. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
- Кожухова Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников и дошкольное воспитание [Текст] / Н.Н. Кожухова // Дошкольное воспитание. – 2000. – №3. – С. 52.
- Мамаев А.П. Методика физического воспитания с основами теорий [Текст] / А.П. Мамаев, С.Т. Мельников. – М.: Просвещение, 1991 – 320 с.
- Оптимальная двигательная активность [Текст] / Сост. И.В. Рубцова, Т.В. Кубышкина, Е.В. Алаторцева, Я.В. Готовцева: Учебно-методическое пособие для вузов. – Воронеж, 2007. – 23 с.
- Пенчеева Е.В Детском саду и школе [Текст] / Е.В. Пенчеева //Здоровье детей. – 2014. – №5. – С. 20-27.
- Семенова Т. Воспитание ловкости у дошкольников [Текст] / Т. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2006. – №12. – С. 9-11.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб. пособие / Э.Я. Степаненкова. – М.: Воспитание дошкольника, 2006. – 368 с.
- Теория и методики физического воспитания: учебное пособие [Текст] / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, 3.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
- Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2010. – 480 с.
- Шарикало Н.А. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста как приоритетное направление в физическом воспитании [Текст] / Н.А. Шарикало // Здоровье для всех. – Пинск: ПолесГУ, 2017. – №2. – С. 43-47.
- Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / В.Н. Шебеко. – 3-е изд., стерсотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание Введение ………………………………………………………………………..…3Глава 1. Теоретические основы развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста………………………………………................71.1 Изучение пси...
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....
Статья на тему: "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста"
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста играет ведущую роль....
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги! Данная статья поможет воспитателям ДОУ в организации и проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....
Подвижная игра, как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Главная цель воспитателя— расширить для ребенка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для дальнейшего развития....
«Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Для детей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи:1. Оздоровительные - укрепление здоровья детей, содействие пр...
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
В педагогической деятельности подвижная игра занимает особое место как наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.Для детей подвижные игры являются не...