Проект "Играя познаем природу"
проект (средняя группа)

Красавина Ирина Юрьевна

Проблема охраны окружающей среды в конце XX столетия стала одной из острейших во всех государствах и достигла максимального пика в наиболее развитых странах, где прямое и косвенное воздействие на природу приобрело довольно широкие масштабы. Последствия вмешательства человека во все сферы природы нельзя игнорировать. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник... - эти слова героя романа И. Тургенева Отцы и дети знакомы нам со школьной скамьи. Да, природа - это мастерская, где создаются все блага, необходимые для существования человека. Она требует бережного отношения к своим богатствам, которые, как известно, далеко не беспредельны. За последнее время исчезло много природных богатств; полностью истреблен целый ряд видов животных и растений; нарушено плодородие почв больших территорий.

Чтобы мир оставался безопасной средой обитания для человека, каждому из нас необходимо противостоять негативным явлениям и стремиться к экологической устойчивости.  Посланники такого отношения к природе – дети. Необходимо с раннего детства на практике объяснять ребенку, насколько важно уважать природу и превращать заботу о ней в ежедневную привычку.

Ведущей формой  деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников  через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе. Задачи воспитателя заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие,  ответственное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  «Играя, познаём природу»

Продолжительность проекта: Среднесрочный (сентябрь – ноябрь)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Актуальность: Проблема охраны окружающей среды в конце XX столетия стала одной из острейших во всех государствах и достигла максимального пика в наиболее развитых странах, где прямое и косвенное воздействие на природу приобрело довольно широкие масштабы. Последствия вмешательства человека во все сферы природы нельзя игнорировать. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник... - эти слова героя романа И. Тургенева Отцы и дети знакомы нам со школьной скамьи. Да, природа - это мастерская, где создаются все блага, необходимые для существования человека. Она требует бережного отношения к своим богатствам, которые, как известно, далеко не беспредельны. За последнее время исчезло много природных богатств; полностью истреблен целый ряд видов животных и растений; нарушено плодородие почв больших территорий.

Чтобы мир оставался безопасной средой обитания для человека, каждому из нас необходимо противостоять негативным явлениям и стремиться к экологической устойчивости.  Посланники такого отношения к природе – дети. Необходимо с раннего детства на практике объяснять ребенку, насколько важно уважать природу и превращать заботу о ней в ежедневную привычку.

Ведущей формой  деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников  через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе. Задачи воспитателя заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие,  ответственное отношение к природе.

Цель проекта:

  • Формирование у детей дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.

Задачи проекта: 

  • Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
  • Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
  • Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
  • Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
  • Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
  • Расширить представления у родителей и детей об экологии родного села, охране природы.

 Ожидаемые  результаты:

  • У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
  • Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению и отношению к миру природы.
  • Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
  • У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
  • Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
  • Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
  • Дети исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
  • Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
  • Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
  • У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.
  • Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
  • все живые организмы имеют равное право на жизнь;
  • в природе все взаимосвязано;
  • в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
  • Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
  • Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
  • К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
  • Дети научатся проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный этап:
  • Формулировка темы проекта.
  • Выбор направления и жанра выполнения.
  • Обоснование актуальности выбранной темы.
  • Формулировка цели проекта
  • Формулировка задач проекта
  • Разработка программы и методики реализации
  • Выбор формы и срока предоставления конечного результата (отчёта)

  1. Основной этап

Формы и методы экологической работы с детьми:

  • НОД по формированию элементарных экологических представлений;
  • ведение календарей природы;
  • экологические выставки;
  • игры;
  • экологические акции;
  • чтение экологических сказок;
  • викторины, конкурсы детских рисунков

Методика организации работы с родителями включает:

1. Создание условий для организации работы с семьей:

  • составление перспективного плана работы с родителями;
  • подбор текстов, составление анкет и памяток для родителей.

2. Организация практической работы с родителями:

  • анкетирование;
  • проведение консультаций;
  • выпуск тематических папок-передвижек, памяток;

Методы экологической работы с детьми

Метод

Тема

Срок проведения

1

Беседа

Наш дом природа

1 неделя сентября

Чтение экологической сказки

Экологическая сказка «Родничок»

Рисование

Природа глазами детей

Дидактические игры

«Сохраним природу»;

«Человек – друг природы»;

Сюжетно-ролевые игры

«Магазин семян»

2

Беседа

Что такое живая и неживая природа

2 неделя сентября

Чтение экологической сказки

Экологическая сказка «Дождевой червяк»

Аппликация

Осенняя природа

Дидактические игры

«Люблю природу в любое время года»;

«Накормите птиц»;

Сюжетно-ролевые игры

«Осенний бал»

3

Беседа

Наши друзья - деревья

3 неделя сентября

Чтение экологической сказки

Экологическая сказка «Кустик с черно-лиловым глазом»

Рисование

Дары Деревьев

Дидактические игры

«Шкатулка загадок»

«Собери пейзаж»

Сюжетно-ролевые игры

«Путешествие в парк»

4

Беседа

Животные нашего леса

4 неделя сентября

Чтение экологической сказки

Экологическая сказка «Кролик и зайчиха»

Аппликация

Животные в нашем лесу

Дидактические игры

«Наедине с природой»;

«Кто хочет стать экологом?»

Сюжетно-ролевые игры

Лесная аптека

5

Беседа

О правилах поведения на природе

1 неделя октября

Чтение экологической сказки

Экологическая сказка «Коварный болотный кустарник»

Рисование

Опасные растения

Дидактические игры

«Что мы чувствуем»;

«Чудесные путешествия в природу»;

Сюжетно-ролевые игры

Спасатели

6

Беседа

Поведение человека  лесу

2 неделя октября

Чтение экологической сказки

Экологическая сказка «Зеленый след волшебной лошадки»

Аппликация

Лесная полянка

Дидактические игры

«Я – листочек»;

«Хорошо – плохо»;

Сюжетно-ролевые игры

Пожарники

7

Беседа

Чистый воздух и водам – богатство страны

3 неделя октября

Чтение экологической сказки

Экологическая сказка «Маленький росточек»

Рисование

Река «Волга»

Дидактические игры

«Что будет, если...?»;

«Узнай лекарственное растение»

Сюжетно-ролевые игры

Происшествие на речке

8

Беседа

Как уберечь природу

4 неделя октября

Чтение экологической сказки

Экологическая сказка «Капустная бабочка»

Аппликация

Бабочка

Дидактические игры

«Кто что ест»;

«Верно ли, что...?

Сюжетно-ролевые игры

Лесная больница

9

Беседа

Красная книга

1 неделя ноября

Чтение экологической сказки

Экологическая сказка «Для чего нерпе когти»

Рисование

Редкие  животные

Дидактические игры

«Угадай животное»

«Птицы — рыбы — звери»

Сюжетно-ролевые игры

Экологи

10

Беседа

Как позаботиться о водоемах нашего края

2 неделя ноября

Чтение экологической сказки

Экологическая сказка «Капелька сока»

Аппликация

Вода – источник жизни

Дидактические игры

«У кого какой дом»

«Летает, бегает, прыгает

Сюжетно-ролевые игры

Защитники природы

11

Беседа

Природа Среднего Поволжья

3 неделя ноября

Чтение экологической сказки

Экологическая сказка «Ветер, птичка и муравей»

Рисование

Белая березка

Дидактические игры

Перемешай и соотнеси

Угадай, кто я

Сюжетно-ролевые игры

Совы и вороны

12

Беседа

Заволжье – дом родной

4 неделя ноября

Чтение экологической сказки

Экологическая сказка «Лесной гастроном

Викторина

Природа вокруг нас

Дидактические игры

Найди свое дерево

Не природная тропа

Сюжетно-ролевые игры

«Коты-рыболовы»

13

Ведение календаря природы

сентябрь - ноябрь

14

Экологическая выставка

Поделка из природных материалов

сентябрь - ноябрь

15

Акция

Акция «Я цветочек посажу, свою клумбу наряжу» (совместная акция для детей и родителей)

сентябрь

16

Акция

Акция «Поможем зимующим птицам» (изготовление кормушек, заготовка корма)

октябрь-ноябрь

Организация работы с родителями

Форма

Тема

1

Анкета

Экологическое воспитание детей

2

Консультация

Экологическое воспитание дошкольников

3

Консультация

Досуг ребенка на природе

4

Консультация

Роль семьи в экологическом воспитании ребенка

5

Консультация

Правила поведения в природе

6

Консультация

Воспитываем добротой

7

Консультация

Сокровища леса

8

Памятка для родителей

Берегите свою планету

9

Папка-передвижка

Природа в жизни вашей семьи

3.Заключительный этап

  • Выставка детского творчества
  • Оценка результатов проекта: повышение экологической культуры родителей и бережное отношения детей к природе. Следовательно, можно сказать, что деятельность по формированию экологического воспитания в рамках реализации проекта эффективна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по экологическому воспитанию дошкольников «Познай природу вокруг себя»

Программа позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаи...

Тема опыта «Познаем природу с помощью игр»

Доклад по обощению опыта работы по теме: "Познаем природу с помощью игр"...

Проект на тему "Познай природу и себя в ней" (развитие познавательных способностей дошкольников через изучение космоса)

описание педагогического опыта по работе над проектом  с целью развития познавательных способностей  дошкольников  через изучение космоса...

Консультация для родителей «Играя, познаем природу»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11121968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"195","width":"258"}}]]Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так...

Нетрадиционное родительское собрание «Играя, познаем природу»

Обсуждение с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формирование правил экологически грамотного возд...

проект "Мы познаем природу в произведениях художественной литературы"

Работая с дошкольниками мы выяснили, что более глубокому пониманию окружающей дествительности способствуют произведения художественной литературы. Без произведений художественнойлитературы экологизаци...

Консультация для родителей "Играя ,познаем природу"

           Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни...