Проект "Играя познаем природу"
проект (средняя группа)
Проблема охраны окружающей среды в конце XX столетия стала одной из острейших во всех государствах и достигла максимального пика в наиболее развитых странах, где прямое и косвенное воздействие на природу приобрело довольно широкие масштабы. Последствия вмешательства человека во все сферы природы нельзя игнорировать. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник... - эти слова героя романа И. Тургенева Отцы и дети знакомы нам со школьной скамьи. Да, природа - это мастерская, где создаются все блага, необходимые для существования человека. Она требует бережного отношения к своим богатствам, которые, как известно, далеко не беспредельны. За последнее время исчезло много природных богатств; полностью истреблен целый ряд видов животных и растений; нарушено плодородие почв больших территорий.
Чтобы мир оставался безопасной средой обитания для человека, каждому из нас необходимо противостоять негативным явлениям и стремиться к экологической устойчивости. Посланники такого отношения к природе – дети. Необходимо с раннего детства на практике объяснять ребенку, насколько важно уважать природу и превращать заботу о ней в ежедневную привычку.
Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе. Задачи воспитателя заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Играя, познаём природу»
Продолжительность проекта: Среднесрочный (сентябрь – ноябрь)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность: Проблема охраны окружающей среды в конце XX столетия стала одной из острейших во всех государствах и достигла максимального пика в наиболее развитых странах, где прямое и косвенное воздействие на природу приобрело довольно широкие масштабы. Последствия вмешательства человека во все сферы природы нельзя игнорировать. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник... - эти слова героя романа И. Тургенева Отцы и дети знакомы нам со школьной скамьи. Да, природа - это мастерская, где создаются все блага, необходимые для существования человека. Она требует бережного отношения к своим богатствам, которые, как известно, далеко не беспредельны. За последнее время исчезло много природных богатств; полностью истреблен целый ряд видов животных и растений; нарушено плодородие почв больших территорий.
Чтобы мир оставался безопасной средой обитания для человека, каждому из нас необходимо противостоять негативным явлениям и стремиться к экологической устойчивости. Посланники такого отношения к природе – дети. Необходимо с раннего детства на практике объяснять ребенку, насколько важно уважать природу и превращать заботу о ней в ежедневную привычку.
Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе. Задачи воспитателя заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе.
Цель проекта:
- Формирование у детей дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.
Задачи проекта:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
- Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
- Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
- Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
- Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
- Расширить представления у родителей и детей об экологии родного села, охране природы.
Ожидаемые результаты:
- У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению и отношению к миру природы.
- Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
- Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
- Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
- Дети исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
- Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
- Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
- У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.
- Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
- все живые организмы имеют равное право на жизнь;
- в природе все взаимосвязано;
- в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
- Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
- Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
- К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
- Дети научатся проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
Этапы работы над проектом
- Подготовительный этап:
- Формулировка темы проекта.
- Выбор направления и жанра выполнения.
- Обоснование актуальности выбранной темы.
- Формулировка цели проекта
- Формулировка задач проекта
- Разработка программы и методики реализации
- Выбор формы и срока предоставления конечного результата (отчёта)
Формы и методы экологической работы с детьми:
- НОД по формированию элементарных экологических представлений;
- ведение календарей природы;
- экологические выставки;
- игры;
- экологические акции;
- чтение экологических сказок;
- викторины, конкурсы детских рисунков
Методика организации работы с родителями включает:
1. Создание условий для организации работы с семьей:
- составление перспективного плана работы с родителями;
- подбор текстов, составление анкет и памяток для родителей.
2. Организация практической работы с родителями:
- анкетирование;
- проведение консультаций;
- выпуск тематических папок-передвижек, памяток;
Методы экологической работы с детьми
№ | Метод | Тема | Срок проведения |
1 | Беседа | Наш дом природа | 1 неделя сентября |
Чтение экологической сказки | Экологическая сказка «Родничок» | ||
Рисование | Природа глазами детей | ||
Дидактические игры | «Сохраним природу»; «Человек – друг природы»; | ||
Сюжетно-ролевые игры | «Магазин семян» | ||
2 | Беседа | Что такое живая и неживая природа | 2 неделя сентября |
Чтение экологической сказки | Экологическая сказка «Дождевой червяк» | ||
Аппликация | Осенняя природа | ||
Дидактические игры | «Люблю природу в любое время года»; «Накормите птиц»; | ||
Сюжетно-ролевые игры | «Осенний бал» | ||
3 | Беседа | Наши друзья - деревья | 3 неделя сентября |
Чтение экологической сказки | Экологическая сказка «Кустик с черно-лиловым глазом» | ||
Рисование | Дары Деревьев | ||
Дидактические игры | «Шкатулка загадок» «Собери пейзаж» | ||
Сюжетно-ролевые игры | «Путешествие в парк» | ||
4 | Беседа | Животные нашего леса | 4 неделя сентября |
Чтение экологической сказки | Экологическая сказка «Кролик и зайчиха» | ||
Аппликация | Животные в нашем лесу | ||
Дидактические игры | «Наедине с природой»; «Кто хочет стать экологом?» | ||
Сюжетно-ролевые игры | Лесная аптека | ||
5 | Беседа | О правилах поведения на природе | 1 неделя октября |
Чтение экологической сказки | Экологическая сказка «Коварный болотный кустарник» | ||
Рисование | Опасные растения | ||
Дидактические игры | «Что мы чувствуем»; «Чудесные путешествия в природу»; | ||
Сюжетно-ролевые игры | Спасатели | ||
6 | Беседа | Поведение человека лесу | 2 неделя октября |
Чтение экологической сказки | Экологическая сказка «Зеленый след волшебной лошадки» | ||
Аппликация | Лесная полянка | ||
Дидактические игры | «Я – листочек»; «Хорошо – плохо»; | ||
Сюжетно-ролевые игры | Пожарники | ||
7 | Беседа | Чистый воздух и водам – богатство страны | 3 неделя октября |
Чтение экологической сказки | Экологическая сказка «Маленький росточек» | ||
Рисование | Река «Волга» | ||
Дидактические игры | «Что будет, если...?»; «Узнай лекарственное растение» | ||
Сюжетно-ролевые игры | Происшествие на речке | ||
8 | Беседа | Как уберечь природу | 4 неделя октября |
Чтение экологической сказки | Экологическая сказка «Капустная бабочка» | ||
Аппликация | Бабочка | ||
Дидактические игры | «Кто что ест»; «Верно ли, что...? | ||
Сюжетно-ролевые игры | Лесная больница | ||
9 | Беседа | Красная книга | 1 неделя ноября |
Чтение экологической сказки | Экологическая сказка «Для чего нерпе когти» | ||
Рисование | Редкие животные | ||
Дидактические игры | «Угадай животное» «Птицы — рыбы — звери» | ||
Сюжетно-ролевые игры | Экологи | ||
10 | Беседа | Как позаботиться о водоемах нашего края | 2 неделя ноября |
Чтение экологической сказки | Экологическая сказка «Капелька сока» | ||
Аппликация | Вода – источник жизни | ||
Дидактические игры | «У кого какой дом» «Летает, бегает, прыгает | ||
Сюжетно-ролевые игры | Защитники природы | ||
11 | Беседа | Природа Среднего Поволжья | 3 неделя ноября |
Чтение экологической сказки | Экологическая сказка «Ветер, птичка и муравей» | ||
Рисование | Белая березка | ||
Дидактические игры | Перемешай и соотнеси Угадай, кто я | ||
Сюжетно-ролевые игры | Совы и вороны | ||
12 | Беседа | Заволжье – дом родной | 4 неделя ноября |
Чтение экологической сказки | Экологическая сказка «Лесной гастроном | ||
Викторина | Природа вокруг нас | ||
Дидактические игры | Найди свое дерево Не природная тропа | ||
Сюжетно-ролевые игры | «Коты-рыболовы» | ||
13 | Ведение календаря природы | сентябрь - ноябрь | |
14 | Экологическая выставка | Поделка из природных материалов | сентябрь - ноябрь |
15 | Акция | Акция «Я цветочек посажу, свою клумбу наряжу» (совместная акция для детей и родителей) | сентябрь |
16 | Акция | Акция «Поможем зимующим птицам» (изготовление кормушек, заготовка корма) | октябрь-ноябрь |
Организация работы с родителями
№ | Форма | Тема |
1 | Анкета | Экологическое воспитание детей |
2 | Консультация | Экологическое воспитание дошкольников |
3 | Консультация | Досуг ребенка на природе |
4 | Консультация | Роль семьи в экологическом воспитании ребенка |
5 | Консультация | Правила поведения в природе |
6 | Консультация | Воспитываем добротой |
7 | Консультация | Сокровища леса |
8 | Памятка для родителей | Берегите свою планету |
9 | Папка-передвижка | Природа в жизни вашей семьи |
3.Заключительный этап
- Выставка детского творчества
- Оценка результатов проекта: повышение экологической культуры родителей и бережное отношения детей к природе. Следовательно, можно сказать, что деятельность по формированию экологического воспитания в рамках реализации проекта эффективна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по экологическому воспитанию дошкольников «Познай природу вокруг себя»
Программа позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаи...
Тема опыта «Познаем природу с помощью игр»
Доклад по обощению опыта работы по теме: "Познаем природу с помощью игр"...
Проект на тему "Познай природу и себя в ней" (развитие познавательных способностей дошкольников через изучение космоса)
описание педагогического опыта по работе над проектом с целью развития познавательных способностей дошкольников через изучение космоса...
Консультация для родителей «Играя, познаем природу»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11121968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"195","width":"258"}}]]Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так...
Нетрадиционное родительское собрание «Играя, познаем природу»
Обсуждение с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формирование правил экологически грамотного возд...
проект "Мы познаем природу в произведениях художественной литературы"
Работая с дошкольниками мы выяснили, что более глубокому пониманию окружающей дествительности способствуют произведения художественной литературы. Без произведений художественнойлитературы экологизаци...
Консультация для родителей "Играя ,познаем природу"
Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни...