Тема опыта «Познаем природу с помощью игр»
материал по развитию речи ( группа) на тему
Доклад по обощению опыта работы по теме: "Познаем природу с помощью игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_opyt1.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема опыта «Познаем природу с помощью игр»
(интегрированный подход к развитию экологической игровой деятельности дошкольников»)
Цель – развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира.
Задачи
- Формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и не живой природы
- Совершенствование познавательно-иследовательской и конструктивной деятельности
- Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности
Актуальность
«В игре ребенок проходит своеобразную практику общественной жизни» - Д. Б. Эльконин
Объекты:
- Дети ДОУ;
- Педагогический коллектив;
- Родители детей, посещающих ДОУ.
Основные принципы опыта:
- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
- доступности в соответствии с возрастными особенностями детей;
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов познания дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к природе);
- систематичности;
- целенаправленности;
- комплексности и интегративности образовательных областей
Основные направления:
- познавательно - исследовательское
- конструктивное
Опыт работы реализуется через следующие разделы:
- Укрепление материально – технической базы ДОУ.
- интеграцию образовательных областей
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
Ожидаемые результаты реализации опыта работы.
- Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия
- В играх противостоит трудностям, подчиняется правилам
- Расширение представлений детей в условиях необходимых для жизни людей, животных и растений.
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
- Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам экологического воспитания.
Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с принятыми в 2010 году ФГТ. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Так, например, с средины 20 века основными видами деятельности детей дошкольного возраста считалось учение, игра и труд. Однако жизнь ребенка не может быть ограничена только этими занятиями, поэтому сегодня в качестве детских видов деятельности определяют игру, труд, общение, чтение художественной литературы, продуктивную, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную и двигательную деятельность. Таким образом, игре как и прежде, отводится особая роль.
Игра создает зону ближайшего развития и сама выступает источником развития. Еще Выготский Л.С.подчеркивал, что «через игровую деятельность движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей так как определяет развитие»
Игра как метод экологического воспитания – специально организованная воспитателем игровая деятельность, направленная на процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий несложный сюжет, основанный на жизненных событиях или литературном произведении, хорошо знакомом детям;
- оснащена необходимыми атрибутами
- в нее заложена воспитательная задача, которой подчинены сюжет и ролевое взаимодействие персонажей;
- игру проводит воспитатель, сообщает название, распределяет роли, поддерживает интерес
- ею руководит воспитатель, следит за развитием ее сюжета
Я в своей практической деятельности выделила несколько видов ИОС
1. ИОС с игрушками-аналогами
Данные игрушки имитируют объекты природы: растения, животные, птицы. С их помощью формирую у детей, начиная с 2-3 лет отчетливые представления об особенностях живых существ. Детям показываю отличие игрушки от живого объекта, организовав восприятие и сопоставление. Так например, птица попугай. Это наблюдение из цикла наблюдений за птицами.
Живой попугай | Игрушка попугай |
Движется, прыгает Издает естественные звуки Красивый, разноцветный | Стоит на месте Беззвучный Красивый, сделанный руками человека |
ИОС с игрушками – аналогами можно использовать во всех возрастных группах и могут быть включены в любую форму экологического воспитания.. Причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с изображением на картинках.
2. ИОС с литературными персонажами
В ИОС сказочные герои действуют в новых, но аналогичных их литературной биографии ситуациях. Педагогу следует помнить , что все слова и действия кукол должны соответствовать их литературной биографии. Например, Чипполино – смелый, находчивый, много занет об овощах, фруктах. Карлсон – весельчак, живет на крыше, может рассказать много нового о жизни птиц, сезонных изменениях в природе. Использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии – это косвенная форма обучения, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.
3. ИОС в виде путешествий
Путешествие – собирательное название различного рода игр, имитирующих походы, посещение выставок, зоопарка, экскурсий. Оказываясь в новых интересных местах, дети в игровой форме получают знания о природе, знакомятся с растениями, животными.
4. Игры с правилами
Для формирования у детей эмоционального отношения к природе я использую и подвижные игры: простые по содержанию, но основанные на представлениях о природе.
5. Словесно-дидактические игры
Их лучше проводить со старшими дошкольниками. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представления, умение использовать имеющиеся знания, например: д/и «Антонимы»
Ворона большая, а воробей маленький и т.д.
6. Игры в загадки-описания
Они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, развивают внимание. Например, игры «Что бывает зимой», «Летает – не летает». Словесные игры помогают закрепить знания дошкольников, научить использовать их в нужный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме:«Формирование навыков оздоровления с помощью хромотерапии, как фактор укрепления психофизического здоровья дошкольников»
Обобщение опыта...
"Познаем мир природы с помощью игры" (краткосрочный проект в старшей группе)
Краткосрочный проект в старшей группе: информационная карта проекта и игры экологического содержания с детьми...
Проект на тему "Познай природу и себя в ней" (развитие познавательных способностей дошкольников через изучение космоса)
описание педагогического опыта по работе над проектом с целью развития познавательных способностей дошкольников через изучение космоса...
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Познаем мир природы с помощью игры»
Игра как средство экологического образования дошкольников это формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение пр...
Консультация для родителей на тему: "Познаем природу родного края".
Даны рекомендации как помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы....
Распространение педагогического опыта по теме "Развитие речи детей при помощи песочной терапии"
В материале раскрыта актуальность и значимость песочной терапии, как вида арт-терапии, в развитии речи детей дошкольного возраста. Создана подборка игр и упражнений с песком....
Конспект на тему: "познаем природу с Эколятами".
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: «Познаем Природу с Эколятами».Цель: ознакомление с основами экологической культуры.Задачи:Образовательные:- формировать у детей осн...