Консультация для воспитателей.
консультация

СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА ШЕВЧЕНКО

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_profilaktike_i_korrektsii_ploskostopiya_v_dou.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия в ДОУ

 В наше время дети ведут малоподвижный образ жизни. Дети с каждым годом все больше времени уделяют просмотру телепередач, компьютеру, играм не требующим активных движений. Родители хотят детей быстрее научить писать, читать, не думают при этом, что именно физическое развитие и хорошее здоровье влияет на формирование мыслительных способностей ребенка.

В современном обществе необходимо больше внимания уделять физическому развитию детей, т.к. у детей с каждым годом все меньше стимулов для естественных движений.

Согласно ФГОС ДО первостепенной задачей, которое решает дошкольное образование—это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. [3.п.2.6.]

Без здоровых детей –нет здорового будущего, здорового общества страны!

Поэтому работая инструктором по физической культуре в ДОУ решила особо уделить внимание на профилактику и коррекцию плоскостопия у детей дошкольного возраста. Здоровая стопа-залог хорошего здоровья! Показателем хорошего здоровья и физического здоровья является особенности стопы. Правильное формирование стопы важно для дальнейшего здоровья ребенка.

В 4-5 лет еще не закончено формирование стопы, но уже можно получить косвенную информацию о ее развитии, так как даже в раннем возрасте отмечена определенная связь между состоянием стопы и избыточной массой тела, а также между состоянием стопы и наличием определенных заболеваний. Кроме того, на стопе есть “представительство” всех внутренних органов, поэтому воздействуя на стопу, мы активизируем весь организм. Существует даже такой термин «стопотерапия [5.стр.18-20]»

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующая уплощение ее сводов.

Плоскостопие может причинить ребенку много неприятностей. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно все-таки появилось, необходимо своевременно проводить его коррекцию и лечение. [1.стр.5]

Для профилактики плоскостопия полезен массаж стоп. На своих занятиях уделяю немало времени массажу стоп. Постепенно обучаю так детей самомассажу стоп. Так дети старших и подготовительных групп могут делать массаж стоп себе и друг другу. Это несложные поглаживания, пощипывания и катание деревянных валиков стопами ног. Также полезна, когда босые ножки малыша соприкасаются с разными поверхностями – неровностями: с этой целью я приобрела для своих занятий по профилактике плоскостопия коврики, дорожки, ребристые доски.

Даю советы и консультации родителям о проведении профилактического массажа стоп. Выступаю на родительских собраниях, оформляя информационные стенды, индивидуально беседую с родителями о профилактике плоскостопия, провожу для воспитателей занятия практикумы и так далее.

Уделяю внимание также на то, какую обувь носит ребенок. Частая причина плоскостопия – неправильно подобранная обувь.

Везде: дома, в саду, на улице – дети должны ходить в специальной обуви с каблучком, с задником. В чешках, кедах, предназначенных для занятий спортом нельзя ходить постоянно. Скошенный внутренний край трет первый сустав большого пальца. Палец оттесняется в сторону и постоянно уходит за второй, стопа формируется неправильно. Узконосые туфли так же годятся детям. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стоп. В области головок плюшевых костей не достаточно крепкие еще связка не могут выдержать чрезмерную нагрузку, они перетягиваются и ослабевают окончательно. В результате у девочек формируется так называемое поперечное плоскостопие с отклонением первого пальца стопы наружу. Обувь должна хорошо фиксировать ногу ребенка, задник должен быть твердым и высоким, подошва должна быть не сильно твердая, чтобы была возможность переката стопы во время ходьбы. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм. Для предупреждения плоскостопия считаю, что необходимо больше использовать ходьбу и бег, так как эти виды движения благоприятно воздействуют на весь организм ребенка. Использую так же разнообразные виды ходьбы: на носках, на пятках, на наружных краях стоп, применяю лазание по гимнастической лестнице, канату босиком [6.стр.5-7]

Предупредить плоскостопие можно также подобрав специальные упражнения, которые способствуют развитию и укреплению мышц голени, стопы, пальцев. Для этой цели полезны упражнения сидя, руки в упоре сзади.

Дети босиком захватывают пальцами ног палочки, шарики, перекладывают их вправо, влево, сгибают и разгибают пальцы ног, разводят носки в стороны, выполняют круговые движения стопой, собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки и многое другое.

Плоскостопие – болезнь серьезная. Многие родители не отдают должного внимания этой болезни.

Плоскостопие трудно излечить, но можно смирится с ним и чувствовать себя не плохо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. Лечение может быть пассивным или активным [2.интернет-ресурс]

Я в своей работе использую активную профилактическую работу по плоскостопию. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование- дорожки с различными мелкими предметами, палочки, камешки, шишки, веревочки и т.д.

Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольного учреждения и родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики плоскостопия.

Профилактическая работа плоскостопия в нашем ДОУ проходит через все режимные моменты. Каждое утро проводится с детьми утреннюяягимнастика, на каждом занятии по физической культуре использую упражнения по профилактике. Во время продуктивной совместной деятельности, воспитателями проводится физминутки. Во время прогулок на свежем воздухе организуются подвижные игры. После сна ежедневно ребятам предлагается комплекс упражнений в кроватках, и самомассаж стоп.

Проблема плоскостопия очень актуальна в настоящее время. Но она ничем не отличается от других актуальных проблем. Она требует к себе внимания, систематичности, подхода с двух сторон. С одной стороны – здоровая атмосфера в семье, позитивный настрой родителей. С другой стороны работа детского сада, направленная на формирование здоровье сберегающей компетентности педагогов и родителей. Нашим МАДОУ, в течении учебного года решаются поставленные задачи, с одной лишь целью сохранить здоровье воспитанников. Обеспечить детей всем необходимым для развития их двигательной активности, организовывать процессы развития физических качеств- быстроты, ловкости, выносливости, силы.

Здоровые дети-это наше общее здоровое будущее.

 

Список литературы:

  1. Доскин В.А. «Растем здоровыми» пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры.
  2. Интернет–ресурсы: http://mybeautymsten.ru/fitness/2013/12/23/polesnie-uprazhnenijadlja-profilaktiki-ploskostopiya/
  3. ФГОС
  4. Желудова Т.П. Будьте здоровы! Справочник самодиагностики 2007 г.
  5. Дошкольное воспитание №8, 2005 г.
  6. Дошкольная педагогика № 5,2004 г.
  7. Картумина М.Ю. Быть здоровыми хотим.-М:ТЦ Сфера, 2004 г.
  8. Подельская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2010 г.
  9. Харитонова И. Работаем с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дошкольное воспитание № 3, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...