Предпосылки формирования универсальных учебных действий через знакомство дошкольников с мнемотехникой.
презентация
Развитие и образование детей в дошкольном возрасте осуществляется по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Именно в них, через основной вид деятельности- игру, происходит всестороннее развитие личности ребенка и его образование и воспитание. Эти пять образовательных задач красной нитью проходят через все виды деятельности в ДОУ и решаются как в самостоятельной, совместной, так и в специально организованной деятельности- так называемых занятиях.
ФГОС говорит нам о том, что основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования являются Целевые ориентиры. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Делаем вывод: в ФГОС ДО говорится о предпосылках к учебной деятельности и не слова об универсальных учебных действиях. Вместе с тем уже в начальной школе это понятие существует.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Различают 4 блока УУД:
1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные УУД
Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);
Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение);
Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Регулятивные УУД
Целеполагание – умение сохранять заданную цель;
Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;
Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;
Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Познавательные УУД
Ориентировка в пространстве и времени;
Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
Умение работать по заданному алгоритму;
Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
Коммуникативные УУД
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
Владение невербальными средствами общения;
Новы ли для нас, дошкольников эти блоки? Нет. С понятиями и критериями, описанными выше, мы встречались и раньше, особенно в ходе оценки готовности ребенка к школе. А сейчас все эти критерии описаны в целевых ориентирах на этапе окончания дошкольного возраста.
Поэтому задача педагогов- дошкольников и учителей начальной школы как можно лучше узнать особенности работы друг друга и овладеть эффективными приемами работы, которые можно использовать как дошкольном возрасте, так и в школе.
Существует масса приемов способов и средств, разработанных учеными и описанными в основных и парциальных программах дошкольного образования. Каждое учреждение и каждый педагог выбирает наиболее эффективные программы, способствующие развитию и воспитанию детей, основываясь на их индивидуальных особенностях.
Мы хотим поделиться одним из приемов, который эффективен при овладении познавательными универсальными учебными действиями. Как отмечают наши выпускники и их родители. Одним из самых сложных предметов и не любимых в школе у многих нынешних школьников является ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Дети испытывают трудности в запоминании информации и в ее логичном и красивом изложении. Интересно и то, что и в детском саду дети испытывают с этим трудности.
Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Эта методика является универсальной как при разучивании стихотворений, придумывании загадок, составлении рассказов, пересказывании текстов, в том числе и с научным содержанием. Мнемотехника широко используется людьми различных возрастов и овладение ею может пригодиться ребенку-школьнику при изучении любого предмета школьной программы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».
Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятия в детском саду на любую тему.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Структура мнемотехники: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Что дает мнемотехника?
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
• Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Работа с мнемотаблицами широко используется и в начальной школе. Дети с помощью этой техники могут запоминать сложные словарные слова и правила.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В.А. Сухомлинский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_preemstvennost.pptx | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
– это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника
Проблемы речи детей: Односложная речь; Неспособность грамматически правильно построить предложение; Недостаточный словарный запас; Употребление нелитературных слов и выражений; Бедная диалогическая речь; Неспособность построить монолог; Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; Отсутствие навыков культуры речи; Плохая дикция.
Известная нам мнемотехника:
К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики: « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников...
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...
Формирование универсальных учебных действий у старших дошкольников в процессе подготовки к школе.
Представление опыта «Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников в процессе подготовки к школе» на районном семинаре учителей начальных классов «Формирование УУД в начальной школе»....
Методическая разработка на тему: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения»
Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в ...
Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения
Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения...
“Формирование универсальных учебных действий через конструирование и проектную деятельность”
Выступление на вебинаре...
Выступление на вебинар “Формирование универсальных учебных действий через конструирование и проектную деятельность”
Продукт нашего проекта - макет мемориала “Доблести и Славы”, посвященный погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны. В основу изготовления проекта легли 4 техни...