Предпосылки формирования универсальных учебных действий через знакомство дошкольников с мнемотехникой.
презентация

Плотникова Светлана Анатольевна
Все чаще мы, дошкольники стали встречаться с понятие универсальные учебные действия и предпосылками их формирования в дошкольном возрасте?
Что же это за УУД? Имеют ли они место быть у нас в детском саду? Учим ли мы детей в том смысле, который вложен в это слово? В каких видах деятельности это происходит? В какой форме это учение организовано? И ново ли это понятие или  «новое- хорошо забытое старое»?
Одним из главных документов в работе детского сада является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО). ФГОС ДО направлен на решения многих задач, в том числе и на: 
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

Развитие и образование детей в дошкольном возрасте осуществляется по пяти образовательным областям:

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Именно в них, через основной вид деятельности- игру, происходит всестороннее развитие личности ребенка и его  образование и воспитание. Эти пять образовательных задач красной нитью проходят через все виды деятельности в ДОУ и решаются как в самостоятельной, совместной, так и в специально организованной деятельности- так называемых занятиях.

ФГОС говорит нам о том, что основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования являются Целевые ориентиры. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Делаем вывод: в ФГОС ДО говорится  о предпосылках к учебной деятельности и не слова об универсальных учебных действиях. Вместе с тем уже в начальной школе это понятие существует.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Различают 4 блока УУД:

1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные  УУД

Самоопределение – внутренняя позиция  будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);

Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение);

Нравственно-этического оценка – способность    соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Регулятивные УУД

Целеполагание – умение  сохранять заданную цель;

Планирование – умение планировать свое действие в соответствии  с конкретной задачей;

Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;

Коррекция – умение видеть указанную ошибку и  исправлять ее по указанию взрослого;

Оценка – умение  оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Познавательные УУД

Ориентировка  в пространстве и времени;

Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;

Умение работать по заданному алгоритму;

Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные УУД

Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

Владение невербальными средствами общения;

Новы ли для нас, дошкольников эти блоки? Нет. С понятиями и критериями, описанными выше, мы встречались и раньше, особенно в ходе оценки готовности ребенка к школе. А сейчас все эти критерии описаны в целевых ориентирах на этапе окончания дошкольного возраста.

Поэтому задача педагогов- дошкольников и учителей начальной школы как можно лучше узнать особенности работы друг друга и овладеть эффективными приемами работы, которые можно использовать как дошкольном возрасте, так и в школе.

Существует масса приемов способов и средств, разработанных учеными и описанными в основных и парциальных программах дошкольного образования. Каждое учреждение и каждый педагог выбирает наиболее эффективные программы, способствующие развитию и воспитанию детей, основываясь на их индивидуальных особенностях.

Мы хотим поделиться одним из приемов, который эффективен при овладении познавательными универсальными учебными действиями. Как отмечают наши выпускники и их родители. Одним из самых сложных предметов и не любимых в школе у многих нынешних школьников является ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Дети испытывают трудности в запоминании информации и в ее логичном и красивом изложении. Интересно и то, что и в детском саду дети испытывают с этим трудности.

Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Эта методика является универсальной как при разучивании стихотворений, придумывании загадок, составлении рассказов, пересказывании текстов, в том числе и с научным содержанием. Мнемотехника широко используется людьми различных возрастов и овладение ею может пригодиться ребенку-школьнику при изучении любого предмета школьной программы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятия в детском саду на любую тему.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

 Структура мнемотехники: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Что дает мнемотехника?

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

•        Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

•        Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

•        Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

•        Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Работа с мнемотаблицами широко используется и в начальной школе. Дети с помощью этой техники могут запоминать сложные словарные слова и правила.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В.А. Сухомлинский).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_preemstvennost.pptx1.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предпосылки формирования универсальных учебных действий через знакомство дошкольников с мнемотехникой подготовила: старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 34» Плотникова Светлана Анатольевна

Слайд 5

– это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника

Слайд 6

Проблемы речи детей: Односложная речь; Неспособность грамматически правильно построить предложение; Недостаточный словарный запас; Употребление нелитературных слов и выражений; Бедная диалогическая речь; Неспособность построить монолог; Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; Отсутствие навыков культуры речи; Плохая дикция.

Слайд 7

Известная нам мнемотехника:

Слайд 8

К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики: « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Слайд 9

Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...

Формирование универсальных учебных действий у старших дошкольников в процессе подготовки к школе.

Представление опыта «Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников в процессе подготовки к школе» на районном семинаре учителей начальных классов «Формирование УУД в начальной школе»....

Методическая разработка на тему: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения»

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в ...

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения...

Выступление на вебинар “Формирование универсальных учебных действий через конструирование и проектную деятельность”

Продукт нашего проекта -  макет мемориала “Доблести и Славы”,  посвященный погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны. В основу изготовления проекта легли  4 техни...