Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения
методическая разработка (старшая группа) на тему
Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: воспитатель ГБДОУ детского сада №82
компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
Максимова Елена Володаровна
Методическая разработка по теме: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения»
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизни. Став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В.А. Сухомлинский.)
Эти слова В.А. Сухомлинского актуальны в настоящее время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу-это сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников - наша общая задача.
В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД, согласно ФГОС ДО.
В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.
В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте представлено 4 вида УУД, соответствующих ключевым целям общего образования:
- Личностные;
- Регулятивные, включая саморегуляцию;
- Познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
- Коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение дошкольниками универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщённые действия, порождающие широкую ориентацию дошкольников в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Блоки основных действий (познавательный, регулятивный, личностный и коммуникативный) всегда включались в программы развития дошкольного возраста и в настоящее время являются предметом интенсивного развития. Однако содержание этих задач развития ограничивается лишь подготовкой к ним в соответствии с психологическими задачами возраста, возрастными возможностями дошкольников и отсутствием обучения, прежде всего, систематического обучения. Большое значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе дошкольников на ступень начального общего образования. Формирование готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.
Трудности такого перехода:
- понижение интеллекта детей;
- ухудшение дисциплины;
- рост негативного отношения к учению;
- возрастание эмоциональной нестабильности;
- нарушение поведения.
Эти трудности обусловлены следующими причинами:
- необходимость адаптации дошкольников к новой организации учебного процесса;
- недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).
Исходя из этого, Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные УУД: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».
Концепция развития универсальных учебных действий в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, начальной школе и обеспечения преемственности образования.
Возникновение проблемы преемственности имеет следующие причины:
- недостаточно - плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;
- обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. Кроме того, недостаточное количество литературы по формированию УУД у детей старшего дошкольного возраста приводит к разрыву обучения: младшие школьники, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.
По результатам психолого-педагогической готовности детей к школе в конце старшей группы, у нас получились результаты: 20% детей с высоким уровнем, 44% детей со средним уровнем, 36% детей с низким уровнем подготовки к школе. Это результаты ниже среднего.
Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему работы: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения».
Объект исследования
-Процесс формирования универсальных учебных действий, посредством интеллектуальных игр.
Предмет исследования
- формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения.
Гипотеза исследования
«Если систематически и последовательно формировать УУД у детей старшего дошкольного возраста, посредством развития интеллекта, то это будет способствовать развитию предпосылок их успешной учебной деятельности».
Дошкольное детство-это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребёнок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определённые правила и начинает управлять собой. Всё это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек- всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования предъявляет школьное обучение.
Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.
Интеллектуальные игры способствуют не только развитию памяти детей, но и переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения. Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально. Овладевая любыми способами запоминания, ребёнок учиться выделять цель и осуществлять для её реализации определённую работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания- смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которое ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Интеллектуальные игры помогают ребёнку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребёнка к школьному обучению, расширяют возможности свободного осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.
Методическая разработка предназначена для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада.
Здесь представлены идеи индивидуальной работы с детьми, конспекты интеллектуальных игр с детьми и родителями.
Основные идеи авторского подхода.
Дидактическая игра - как средство интеллектуального развития. Детям предлагаются игры индивидуальные (головоломки, смекалки, лабиринты, логические игры): Вставь недостающее число, Пройди по дорожке, Дорисуй вторую половинку картинки, Соедини соответствие, Соедини по точкам, Впиши номера домов, Впиши цифры, Проведи от малого к большему, Продолжи ряд, Повтори по схеме, Нарисуй коврик по фрагменту, Подчеркни указанные буквы, Соедини по буквам и другие.
Словесные игры с детьми на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления: Найди лишнее, Найди пять отличий, Найди братика близнеца, Посмотри - запомни - скажи чего не хватает, Найди чья тень, Найди подходящую заплатку, Что лежит в пакетике, Из каких животных получилось невиданное животное, Проведи классификацию, Вычисли-хватит ли высоты, Сколько изображено предметов, Расположи по схеме, Какое слово соответствует, Поймай слово и другие.
Разучивание в группе с детьми интеллектуальных игр: шашки, кто загадан, царь горы, реверси, линейки, крестики-нолики, uando. Индивидуальные игры, помощь, объяснение.
Чтение детям: что такое интеллект и от чего он зависит, волшебный список, который поможет развивать интеллект на протяжении всей жизни.
Информация для родителей: Развитие интеллекта у детей после 3х лет.
Информация для воспитателей: интеллектуальные игры, как средство развития творческих способностей у ребёнка.
Играли с детьми в образовательно-воспитательные интеллектуальные игры-викторины: Отвечайка, Всё обо всём. Дети делились на две команды и выполняли задания на внимание, на время, на смекалку, на знания по разным темам.
На день Отца прошла у нас образовательно-воспитательная интеллектуальная игра – викторина, дети с папами (дядями, дедушками) «Самые умные». Все присутствующие разделились на пять команд, по два взрослых и по два ребёнка. Задачей мероприятия следовало: интересное общение детей и родителей, воспитывать культуру поведения детей, развивать коммуникативные навыки, развивать внимание, память, речь
Цель и задачи
Цель.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, согласно ФГОС в ДУ.
Задачи.
- Обучать детей развитию логического мышления, овладению любыми способами запоминания, классификации, умению планировать свои действия, умению последовательно и доказательно мыслить, умению догадываться, проявлять умственное напряжение;
- Развивать у детей память, логическое мышление, самостоятельность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения, умение переключения с одного вида деятельности на другой, умение слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения;
- Воспитывать познавательный интерес детей, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться;
- Подготовить детей в речевом развитии к школьному обучению, умению воспринимать-думать-говорить.
Этапы реализации
Формы работы с детьми
Дидактическая игра индивидуальная (головоломки, смекалки, лабиринты, логические игры): Вставь недостающее число, Пройди по дорожке, Дорисуй вторую половинку картинки, Соедини соответствие, Соедини по точкам, Впиши номера домов, Впиши цифры, Проведи от малого к большему, Продолжи ряд, Повтори по схеме, Нарисуй коврик по фрагменту, Подчеркни указанные буквы, Соедини по буквам и другие.
Словесные игры: Найди лишнее, Найди пять отличий, Найди братика близнеца, Посмотри-запомни-скажи чего не хватает, Найди чья тень, Найди подходящую заплатку, Что лежит в пакетике, Из каких животных получилось невиданное животное, Проведи классификацию, Вычисли-хватит ли высоты, Сколько изображено предметов, Расположи по схеме, Какое слово соответствует, Поймай слово и другие.
Разучивание в группе с детьми интеллектуальных игр: шашки, кто загадан, царь горы, реверси, линейки, крестики-нолики.
Чтение детям: что такое интеллект и от чего он зависит, волшебный список, который поможет развивать интеллект на протяжении всей жизни.
Играли с детьми в образовательно-воспитательные интеллектуальные игры-викторины: Отвечайка, Всё обо всём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на методическом объединении...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как основа их дальнейшего успешного обучения
Содержание психолого - педагогичекой роботы со старшими дошкольниками по формированию УУД...
Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации современных образовательных технологий развития ребенка.
Для воспитателей ДОУ...
Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр
Методическая разработка предназначена для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада.Завершение дошкольного периода и поступление в школу-это сложный и ответственный этап в жизни ребё...
Методическая разработка на тему: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения»
Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в ...
Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Что такое УУД, и каково их значение в образовании и воспитании? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию...
Презентация. Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Современный мир диктует свой взгляд на то, какой должна быть успешная личность ХХI века: открытой к внешнему миру, уверенной в своих силах, проявляющей инициативность и самостоятельность, а также поло...