Детско – родительский проект «Вода, вода – кругом вода»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Егорова Ольга Николаевна

Цель проекта: создание условий для асширения представлений детей о свойствах воды, о значении воды для всего живого на Земле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko-roditelskiy_proekt_voda_voda_-_krugom_voda.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Березка»

 г. Белоярский»

Детско – родительский проект

«Вода, вода – кругом вода»

дети старшего дошкольного возраста

г. Белоярский

Актуальность проекта.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). В дошкольном образовательном учреждении осуществляется непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим, по формированию у них целостной картины миры. Такие занятия строятся в форме партнёрской деятельности взрослого с ребёнком, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Тип проекта – творческий, познавательно – исследовательский;

 Вид проекта – групповой, семейный.

Срок реализации проекта – два месяца

 Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.

Возраст участников – старшая группа (5-6 лет).

Цель проекта:

Создание условий для расширения представлений детей о свойствах воды, о значении воды для всего живого на Земле. Внедрение новых форм взаимодействия детского сада с семьей; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

- Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях

 - Сформировать и обобщать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.

 - Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности,  умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.

 - Активизировать совместную деятельность детей и родителей в процессе реализации проекта.

 - Формировать положительные взаимоотношения родителей со своим ребенком, устанавливать эмоциональные контакты.

 - Привлечь родителей к изучению с детьми свойств воды и определению значения воды в жизни всего живого на Земле.

 - Установить тесный контакт в работе с родителями по внедрению проекта.

Ожидаемый результат:

Дети:

 - У детей сформируются начальные представления о воде, как об источнике жизни живых организмов.

- появятся исследовательские умения,   поиск информации из разных источников соответствующие возрасту.

- узнают, о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле;

- расширят умение использовать в разговорной речи коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов.

Родители:

- сформируется активная позиция по решению заданных проблем, совместно с детьми;

- совершенствуются навыки общения с детьми.

- повысится интерес к познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности, расширят кругозор детей.

- создание положительно эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми

Этапы реализации проект:

I этап – подготовительный

На первом этапе проекта были определены основные направления по реализации проекта, подобрана методическая и художественная литература по теме, составлен план – график по реализации проекта, разработаны конспекты НОД, сценарии мероприятий. Велась предварительная работа с детьми и родителями воспитанников. А также работа по обогащению развивающей предметно – пространственной среды: оформление книжного уголка, подбор иллюстраций, сюжетных картинок.  Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме «Вода в природе». Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей из цикла «звуки природы»: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей». Наблюдения за явлениями, связанными с водой. Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде. Опыты с водой.

II этап – основной

На данном этапе велась работа по двум направлениям:

- работа с детьми;

- работа с родителями;

В совместной деятельности с детьми проводились познавательные беседы: «Вода вокруг нас», «Путешествие капельки», «Вода нужна всем», «Дождь», «Туман», «Град и снег».

Вели наблюдения за водой, за испарением,  растениям, за снегом, за таянием льда.

Проводили опыты:   «Вода прозрачная»,  «У воды нет цвета, вкуса и запаха»,  «Вода жидкая», «Вода не имеет формы», «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются», «Пар – это тоже вода»,  «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле».

Просматривали: презентации на тему: «Что такое вода», «Вода, вода, кругом вода», «Природные водоёмы», «Водопады»,  мультфильмы  «О воде», «На воде» (Союзмультфильм), «Берегите воду» (Аквафор – чистая питьевая вода), обучающий мультфильм «Азбука безопасности – за бортом».
 Прослушивали аудиозаписи mp3 – детские песенки «Синяя вода», «Дождь в ладошках», из цикла «Звуки природы»: «Спокойная музыка и морской прибой», «Дельфины», «Пение птиц и звуки моря».

Играли в подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк», «Болото», «С кочки на кочку», «Снежиночки-пушиночки».

Читали и заучивали заклички, пословицы, поговорки,  стихотворения «Дождик» (В.Минькова), «Сколько знаю я дождей» (А.Тараскин), «Ручеёк» (Т. Жиброва), «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), « Капля дождевая» (Т.Маршалова), «Капелька» (Г. Люшнин), «Алёшка и снежок» (Е. Андреева), «Трудолюбивая вода» (В. Иванова), «Кто не умывается» (П. Синявский).

В образовательной деятельности по художественному творчеству дети

использовали разные техники рисования, изображая родник, ручей, озеро, болото.

Разучивали физминутки, пальчиковые игры «Вышел дождик погулять», «Весёлое болото», «Рыбка в озере живёт»,  «Дождик», «Снеговик».

По работе с родителями проводились консультации, оформлялись папки-

передвижки на тему проекта. Анкетирование родителей на тему «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Совместная с воспитателями работа по созданию познавательно-развивающей среды в группе. Организация опытов детей с водой дома с фотосессий.  Знакомство с содержанием памятки «Советы родителям по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Чтение детям дома рекомендованной художественной литературы по теме проекта. Обработка фотоматериалов «Опыты с водой». Выполнение творческой работы с детьми дома по теме проекта. Просмотр с детьми рекомендованных фото и видеоматериалов по теме проекта. Заучивание стихотворений наизусть дома с детьми по теме проекта. Интересно и познавательно проходила экскурсия к реке Казым.

3 этап – заключительный

На заключительном этапе прошла защита проекта презентация «Вода, вода кругом вода».  Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в царство воды».

План-график по реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

I этап - подготовительный

1

Подбор методической и художественной литературы

по теме проекта.

Воспитатели

2

Разработка перспективного планирования по теме.

3

Разработка конспектов для мероприятий.

4

Подбор материала для игровой деятельности.

5

Оборудование для эксперементально-исследовательской деятельности.

6

Создание развивающей предметно-пространственной

среды.

Воспитатели,

родители

II этап - основной

1

 Беседа №1 «Вода вокруг нас».

Воспитатели

2

Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение).

Воспитатели

3

 Беседа №3 «путешествие капельки».

Воспитатели

4

Наблюдение №1 – за водой.

Воспитатели

5

Наблюдение №2 – за испарением.

Воспитатели

6

Опыт №1 «Вода прозрачная».

Воспитатели

7

 Опыт №2 «У воды нет цвета, вкуса и запаха».

Воспитатели

8

Опыт №3 «Вода жидкая».

Воспитатели

9

Просмотр слайд-шоу «Природные водоёмы».

Воспитатели

10

Просмотр презентации Power Point «Что такое вода».

Воспитатели

11

Просмотр мультфильма «О воде».

Воспитатели

12

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Вода буль-буль».

Воспитатели

13

Рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро».

Воспитатели

14

Загадки о роднике, ручейке, озере.

Родители

15

Подвижные игры «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк».

Воспитатели

16

Пальчиковая игра «Рыбка в озере живёт».

Воспитатели

17

Физминутка «Дождик».

Воспитатели

18

.Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Звонкий ручей».

Воспитатели

19

стихотворений «Дождик» (В.Минькова), «Сколько знаю я дождей» (А.Тараскин),

«Ручеёк» (Т. Жиброва).

Воспитатели

20

Заклички, пословицы, поговорки

Родители

1

Беседа №4 «Вода нужна всем».

2

Беседа №5 «Волшебница вода».

3

Наблюдение №3 – за растениями.

4

Наблюдение №4 – за снегом.

5

Опыт №4 «Вода не имеет формы».

6

Опыт №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».

78

Просмотр мультфильма «На воде» (Союзмультфильм).

9

Просмотр мультфильма «Берегите воду» (Аквафор – чистая питьевая вода).

10

Рисование «Природные водоёмы: болото, река, водопад».

11

Загадки о болоте, реке, водоёме.

12

Подвижная игра «Болото: с кочки на кочку».

13

Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять».

14

Интерактивная физминутка «Весёлое болото».

15

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Дождь в ладошках».

16

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы: шум водопада».

17

Лепка «Озеро с камышами».

18

Чтение стихотворений «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), « Капля дождевая» (Т.

Маршалова), «Капелька» (Г. Люшнин).

Заклички, пословицы, поговорки.

19

экскурсия к реке Казым.

1

Беседа №6 «Дождь».

2

Беседа №7 «Туман».

3

Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.

4

Опыт №6 «Вода бывает тёплой, холодной и

5

Опыт №7 «Пар – это тоже вода».

Опыт №8 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле».

6

Рисование «Природные водоёмы: море, океан».

7

Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности – за бортом».

8

Загадки о море, океане.

9

Подвижная игра «Снежиночки-пушиночки».

10

Физминутка «Снеговик».

11

Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Шум океана», «Шум моря»,

«Прибой».

12

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка «Синяя вода».

13

Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева), «Трудолюбивая вода» (В. Иванова),

«кто не умывается» (П. Синявский).

14

Пальчиковая игра «Ветер на море».

15

Заклички, пословицы, поговорки о воде.

1

Беседа №8 «Водоёмы».

2

Наблюдение №6 – за облаками.

3

Опыт №9 «Лёд – легче воды».

4

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская

5

Просмотр обучающего мультфильма «Безопасность на воде летом».

6

Рисование «Искусственные водоёмы: фонтан, бассейн, аквариум».

7

Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.

8

Подвижная игра «Дождик».

9

Просмотр мультиальбома «Водоёмы» (с использованием детских творческих работ).

10

.Прослушивание аудиозаписей из цикла «Звуки природы»: «Спокойная музыка и морской

прибой», «Дельфины», «Пение птиц и звуки моря».

11

Просмотр обучающей презентации «Вода, вода, кругом вода».

12

Аппликация «Рыбки в аквариуме».

13

Чтение стихотворений «Речка зимой» (В. Фетисов), «Моряк» (Е. Стеквашова)

14

Заклички, пословицы, поговорки.

III этап - заключительный

1

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в царство воды»

2

фотовыставка «Юные экспериментаторы»

3

защита проекта презентация «Вода, вода кругом вода».  

План работы с родителями

Дата

Содержание

1. Анкетирование родителей на тему «Организация познавательно -исследовательской деятельности дошкольников».

2. Совместная с воспитателями работа по созданию познавательно-развивающей среды в группе.

3. Организация опытов детей с водой дома с фотосессий.

Знакомство с содержанием памятки «Советы родителям по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

2. Чтение детям дома рекомендованной художественной литературы по теме проекта.

3. Обработка фотоматериалов «Опыты с водой».

1.Выполнение творческой работы с детьми дома по теме проекта.

2. Заучивание стихотворений наизусть дома с детьми по теме проекта.

1.Просмотр с детьми рекомендованных фото и видеоматериалов по теме проекта.

2.Посещение выставки детских творческих работ

Защита проекта презентация «Вода, вода кругом вода».  

Итоговые продукты:

1. Презентация «Вода, вода кругом вода».  

2. Фотовыставка «Юные экспериментаторы»

3. Развлечение «Путешествие в царство воды»

Информационно-практические продукты:

 Создан видеофильм: развлечение «Путешествие в царство воды».

Презентация «Вода, вода кругом вода».  

Повышение рейтинга Детского сада в социуме:

Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на Сайте

детского сада в сети Интернет.

Итог проекта

Развитие у детей устойчивого интереса к значению

• трансляция результатов проектирования родителям (фотовыставка «Юные экспериментаторы»);

• заинтересованность детей темой «Вода, вода кругом вода», проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Сформированность доверительных, партнёрских отношений между воспитателями, воспитанниками и их родителями.

• получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе;

Данный проект открыл удивительный водный мир, позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать простые факты, высказывать собственные суждения, делать простейшие выводы и умозаключения.

Можно сделать вывод, что благодаря проделанной работе произошло

закрепление и улучшение знаний детей по данной теме проекта.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

ПРОЕКТ «вода, вода кругом вода»

Тип проекта: исследовательско-творческийВид проекта: краткосрочный, групповойВозраст детей: 5-7 летУчастники проекта: воспитатели, воспитанники, родители...

проект "Вода! Вода! - кругом вода"

Исследовательский проек по экологическому воспитанию для педагогов и воспитанников....

Перспективный план работы по проекту "Вода, вода, кругом вода".

Для воспитателей по озакомлению детей с окружающим миром....

Краткосрочный проект "Вода, вода кругом вода"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Детско-творческий проект "Вода,вода-кругом вода"

В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратиться, то в лед, Растает – и снова в поход! По горным вершинам,Широким долинам, Вдруг в небо взовь...