Детско-творческий проект "Вода,вода-кругом вода"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Пылаева Наталья Васильевна

В природе путешествует вода,

 Она не исчезает никогда:

 То в снег превратиться, то в лед,

 Растает – и снова в поход!

 По горным вершинам,

Широким долинам,

 Вдруг в небо взовьется,

 Дождем обернется,

 Вокруг оглянитесь

 В природу вглядитесь

 Вас окружает везде и всегда

 Эта волшебница –

все дети хором ВОДА!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx64.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное АВТОНОМНОЕ дошкольное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение

ДЕТСКИЙ САД №3 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Проект

“Вода, вода – кругом вода”

                                 Составил:  воспитатель

                                                                          Пылаева Н.В.

Тюмень 2017г.

Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, на работе, в детском саду, в школе элементарные правила рационального природопользования. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

Проблема:  О воде надо помнить с большой буквы, так как она не только необходима для жизни, она сама жизнь.    (Экзюпери)

Кругом вода,

    А с питьем беда,

                   Кто знает, где это бывает?

                                                       ( В море)

На Земле много воды, но 94% всей воды сосредоточено в морях и океанах. На долю пресных вод приходится менее 2% всей воды Земли. С древности вода считается первоисточником жизни. На Земле осталось мало районов с чистой водой. Почти каждый второй житель планеты пьет загрязненную воду. Из–за загрязнения нельзя уже не только пить воду из многих  рек, но и купаться. Вода для питья продается уже повсеместно. Сохранность пресной чистой воды – одна из важных экологических проблем большого города. Обострение экологической проблемы в стране и по всему миру диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.      

Народная мудрость гласит, что ребенка нужно воспитывать пока он лежит поперек лавки,  считаю, что закладывать основы экологической культуры и развивать экологическое сознание  нужно в этот же период.

Дошкольное детство является  периодом бурного роста и интенсивного развития, совершенствования физических и психических возможностей, началом становления личности. В этот период необходимо «закладывать» в ребенка основы взаимодействия с природой и бережное отношение к окружающему миру.

Цель проекта: формирование личности, видящей красоту окружающего водного пространства, стремящейся сохранять и оберегать природный мир, умеющей взаимодействовать с природой, соблюдая экологические правила.. В цикл занятий, представленных в проекте включены ряд тем, которые изучаются в определенной последовательности и связаны друг с другом. О.О.Д построена таким образом, что позволяют увидеть необычное, новое в привычном, обыденном.

Задачи проекта:

1. Формировать экологическую культуру и познавательную деятельность детей дошкольного возраста;

2. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, умение обобщать собственный опыт исследовательской работы;

3. Развивать навыки моделирования и экспериментирования;

4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически правильного поведения в природе;

Проект – долгосрочный:  (с 1 мая 2017 года – 1 сентября 2017года)

Участники проекта:  педагоги и дети старшей группы МАДОУ № 3 города Тюмени.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста , их родители, сотрудники ДОУ.

Деятельность педагога в проекте:

  • Подбор методической литературы;
  • Подбор материалов для проведения опытов;
  • Подготовка уголка для экспериментирования с водой в группе и на территории прогулочного участка;
  • Проведение опытов и экспериментов вместе с детьми;
  • Организация и проведение экскурсий;
  • Обеспечение безопасности детей во время опытов и экспериментов;
  • Подбор загадок, стихов, сказок о воде;
  • Разработка игр и игровых обучающих ситуаций;
  • Знакомство родителей с целями и задачами проекта;
  • Мотивация родителей принять участие в проекте;
  • Организация выставок детских работ в защиту рек и воды;
  • Изготовление альбомов для музея воды;
  • Создание «Музея воды»
  • Обучение педагогов ДОУ
  • Изготовление памяток и буклетов для родителей и педагогов.

Деятельность детей:

  • Наблюдение;
  • Экспериментирование и игры с водой;
  • Нахождение ответа на свои вопросы;
  • Рисование плакатов в защиту рек и воды;
  • Изготовление альбомов для музея воды;
  • Придумывание сказок и стихов о реках Тюменской области;
  • Разработка и защита  проектов о воде;
  • Участие в экологической акции «Берегите воду»;
  • Участие в экскурсиях.

Деятельность родителей:

  • Изготовление и размещение плакатов в защиту рек и воды на территории ДОУ и на берегу близлежащего водоема;
  • Помощь в организации выставки работ в защиту бережного отношения к воде;
  • Помощь детям в составлении и оформлении проектов о воде;
  • Помощь в создании «Музея воды»;
  • Помощь в организации уголка для опытов и экспериментов с водой на прогулочном участке группы;
  • Помощь в организации и проведении экскурсий.

Содержание экологического воспитания:

Проведение образовательной работы  с детьми:

  • Экологические беседы «Что такое вода?», «Где живет вода?», «Морская и пресная вода», «Вода в жизни человека», «Как мы бережем воду дома»
  • Рисование портрета воды
  • Рисование плакатов в защиту рек и воды
  • Загадывание загадок о воде и её разных состояниях
  • Рассказывание экологических сказок о воде
  • Экологическая викторина «Ах, водичка…»
  • Опыты и эксперименты с водой (свойства воды)
  • Экскурсии «Реки  Тюмени»
  • Кроссворд «Вода бывает разной»
  • Лэпбук «Берегите воду» в котором содержится материал в необычном виде: кармашки, конверты, окошки, дверки сложенные в простой технике оригами
  • Кармашек:   «Подвижные игры», «Экологический пазлы »
  • «Капельки – загадки».                      
  • «Порисуй с Капитошкой» раскраски.

               «Копилка» (для дидактических игр, карты, макет, схемы)

Экологическая акция «Берегите воду»

  • Проверка как расходуется вода в ДОУ (отметки результатов в экологическом журнале «Водный мир ДОУ»)
  • Собрание сотрудников ДОУ тема «Сохранность и рациональное использование воды»
  • Собрание для родителей тема «Что мы знаем о воде?»
  • Выступление с плакатами возле входа в ДОУ
  • Раздача памяток «Берегите воду»
  • Оформление выставки в фойе ДОУ «Люди, давайте беречь воду»
  • Размещение табличек в группах ДОУ «Внимание!!! Проверьте все краны»

Разработка и защита проектов детьми (помощь родителей).

Темы проектов: «Вода    – это жизнь», «Красавица  Тура», «Вода, которую мы пьем», «Где живет вода»

Создание «Музея воды» в группе.

  • Карта «Водная артерия Тюмени»
  • Карта – схема «Поступление воды в город Тюмень»
  • Альбом «Реки Тюмени»
  • Альбом «Реки Тюменской области»
  • Альбом «Вода и здоровье человека»

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • Видят и чувствуют красоту природы;
  • Знают и соблюдают правила поведения в природе ,мусорить нельзя во время отдыха на водоеме, после отдыха необходимо все убрать за собой и другие;
  • Знают свойства воды и умеют о них рассказать;
  • Знают отличия соленой воды от пресной;
  • Знают, что пить нужно только кипяченую воду;
  • Знают и показывают реки города Тюмени;
  • Берегут природные ресурсы всегда закрывают кран после умывания, мытья рук,  при пользовании водой не включают её сильным напором и т.д.;
  • На слух определяют шум моря и шум реки;

Родители:

  • Понимают важность своего личного примера по отношению к природным богатствам;
  • Берегут природные ресурсы, при пользовании водой не включают её сильным напором, не допускают утечки воды вследствие неисправности кранов и унитазов; своевременно производят ремонт сантехники у себя дома; и т.д.
  • Знают и соблюдают правила поведения в природе, не позволяют себе мусорить на улице и засорять водоем и другие.
  • Имеют разносторонние знания о воде, реках Тюменской области.

Сотрудники ДОУ:

  • Понимают важность своего личного примера по отношению к природным богатствам;
  • Берегут природные ресурсы  при пользовании водой не включают её сильным напором, не допускают утечки воды вследствие неисправности кранов и унитазов; своевременно производят ремонт сантехники у себя дома; и т.д.;
  • Знают и соблюдают правила поведения в природе  не позволяют себе мусорить на улице и засорять водоем и другие.
  • Имеют разносторонние знания о воде, реках Тюменской области.

Тема 1: “Вода, вода – кругом вода”(вводное)

Цель: дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Задачи:

Физическое развитие: познакомить детей с водными способами закаливания, развивать умение заботиться о своем здоровье.

Художественно-эстетическое развитие: учить различать звуки  природы.

Познавательное развитие: расширить и уточнить представление детей о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям, почему её нужно охранять.

Речевое развитие: формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком и между детьми.

Социально-личностное развитие: соспитывать организованность, коллективизм, дружеские отношения.

Оборудование: глобус, аудиозапись «Звуки моря», дождь и гром, детская песня про море.

Словарная работа: глобус, соленая и пресная вода,

Познавательные игры: «Где, какая вода бывает?», «Вода – источник жизни.

Предложить детям в течение всего дня запоминать, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они ее использовали. Много ли им потребовалось воды? В конце дня обсудить результаты наблюдений, записать их.

На следующий день повторить обсуждение результатов наблюдений, предложить детям подумать, где еще можно обнаружить воду.

Для чего мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т.п.).

Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.

Ход:

–Друзья, чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, я предлагаю поиграть в игру .

Игра имитация «Что я делаю?» (наливаю воду, пью воду, умываюсь, обливаюсь)

Что в гору не вкатишь

 В решете не удержишь

 И в руках не унесешь. (Вода)

Действительно мы будем говорить о воде.

В:Полезна ли вода? (ответы детей)

Игровой момент: в группу приходит Ослик огородник, печальный и грустный, у него беда погибают растения на огороде.

В: Надо выручать ослика! Как? (ответы детей)

Эксперимент: принести рассаду помидоров и наглядно показать, как растения нуждаются в воде.

В:Для чего нужна вода?(ответы детей)

 Как она нам помогает? (ответы детей)

При этом можно использовать иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание).

Воспитатель  вносит глобус

В:Подскажите мне друзья мои, что это?(ответы детей)

Как еще можно назвать глобус? (ответы детей)

Какого цвета на глобусе больше всего? (ответы детей)

А, что  обозначено  синим цветом? (ответы детей)

Музыкальная игра «По дорожке мы пойдем, через реку поплывем, в гости мы придем к друзьям, вот такая мы семья!»

В:В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. в морях и океанах вода соленая.

Кажется, что воды на Земле много – сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.

Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.

В:Какие цвета еще есть на глобусе? (ответы детей)

В:Что же обозначают они? (ответы детей)

В:Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня. Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь. О том, как это делать, мы поговорим на следующих занятиях.

Выводы: мы не можем прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.

Продуктивная деятельность: рисование плакатов в защиту рек и воды.

Тема 2: «Зачем нужна вода» (игровая технология)

Цель: показать значения воды в жизни всего живого, закрепить знания о том, как человек использует воду, формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Воспитывать любовь к природе и заботу о ней.

Задачи:

Физическое развитие: познакомить детей с водными способами закаливания. Развивать умение заботиться о своем здоровье.

Художественно-эстетическое развитие: учить различать звуки  природы.

Познавательное развитие: расширить и уточнить представление детей о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям, почему её нужно охранять. Совершенствовать навыки количественного и порядкового  счета в пределах  10.

Речевое развитие: формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Социально-личностное развитие: воспитывать организованность, коллективизм, дружеские отношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

Оборудование: глобус, лейка, шляпа садовника, маска «солнышко», конструкция  «Пароход»,  веревки (ручеёк), обручи, конструкция «Родник»,  рыбки – удочки на магнитах, бассейн, банан, обезьянка. Аудиозапись «Звуки моря», дождь и гром, детская песня про море.

Словарная работа: глобус, очистные сооружения, фильтры, жажда, трап, резервуар.

Игровые технологии: игра – путешествие «По морю», подвижные игра, флешь моб.

Ход занятия: (воспитатель читает стихотворение)

 Полезная, нежная, просто безбрежная,

Жизнь нам дарящая, гордая, властная,

Холодная, жгучая, в гневе могучая.

В мир ты приходишь рекой, океанами,

В доме встречаешь открытыми кранами,

Каплей росы, что укрыла трава,

Слезным дождем, что нам шлют небеса.

Жизнь без тебя на Земле невозможна,

И будем действовать мы осторожно,

Чтоб сохранилась твоя чистота –

Незаменимая наша вода.

Матвиенко И.

В:-  Как вы думаете о чем мы с вами будем сегодня разговаривать?(ответы детей)

-А как вы это поняли?( ответы детей, по стихотворению)

-А, что такое вода?(ответы детей)

- Кому она нужна? (ответы детей)

-Зачем она нужна?( ответы детей)

-Что было бы, если бы  не было воды?

-Скажите ребята, где вы сегодня встречали воду? (ответы детей; умывались, чай пили, руки мыли и т.д)

-Сегодня я хочу поговорить с вами о воде. Посмотрите, что у меня в руках? (показывает глобус)

-А, что такое глобус?(ответы детей; модель земли)

- А какого цвета на глобусе больше всего? (голубого)

- Что отмечено голубым цветом  на глобусе? (ответы детей)

(отмечены все моря, реки и океаны, которые состоят из воды)

Воспитатель с детьми рассматривает глобус.

В: Посмотрите внимательно на глобус, как вы думаете, что обозначают тонкие извилистые голубые полоски? Правильно, это изображены наши реки: большие и маленькие. И только воду из этих рек мы можем пить. В:Почему?(она пресная, а в море соленная).Человек не может пить соленную воду, а ее как раз на земле больше, чем пресной. Есть даже такие страны где воды не хватает даже для того чтоб утолить жажду.

В:А, кто знает, что такое жажда?( ответы детей)

Жажда-это потребность в воде!

В: как вы думаете, а кто еще на земле  может испытывает жажду?(ответы детей; животные, насекомые, растения)

В: Какие вы молодцы!

Сейчас я вам предлагаю поиграть в удивительную игру,  называется она «Садовник» (выбираем садовника, и солнышко все остальные дети семена, в итоге выросли  разные цветы и получилась цветочная клумба).

В:  мы с вами так много говорим о воде, а чем вода полезна для здоровья? (Ответы детей: баня, закаливание, приготовление блюд и т.д.)

В: Правильно, человек без воды не сможет прожить даже двух суток - погибнет от жажды.

- А чем можно утолить жажду? (сок, газ.вода и вода; простой водой, которая очень полезна для нашего организма, в ней много минеральных веществ и железа)

- Скажите, а можно из газированной воды сварить суп? А почему? Вскипятить чай? Сварить компот? А можно в ней купаться или мыться?(ответы детей)

Дети делают выводы, что только из чистой питьевой воды можно сварить суп, вскипятить чай, сварить компот и т. д.

А, вы знаете, ведь в нашем организме тоже есть жидкость.

-Когда очень жарко у нас выделяется что ?(ответы детей)

-Правильно -пот, одежда увлажняется - это выходит вода.

В: Ребята, я сегодня хочу отправиться в путешествие, и приглашаю вас вместе со мной пройти этот не легкий путь!!!  Вы готовы? (ответы детей)

 -И если мы с вами сегодня говорим о воде, то и наше путешествие будет по воде, а  подскажите мне пожалуйста, на чем  мы отправимся путешествовать? (ответы детей, пароход,  корабль, лодка)

-совершенно верно, на пароходе!!!! вы когда-нибудь плавали на пароходе? (ответы детей)

-Тогда я вас приглашаю к трапу.

-Кто ни будь знает, что такое трап? (ответы детей)

Трап –это лестница на судне или корабле.

Игра – путешествие «По морю»

атрибут «Пароход». Звучит музыка.

- Закрываем глаза и представим, что мы плывем по морю. Чайки летают над нами, солнце жаркое светит…

- Кто живёт в воде? (ответы детей)

В: такое палящие солнце, меня уже мучает жажда!!!

В: Давайте причалим к берегу  и найдем пресной воды!

В:Вот мы незаметно подплыли к берегу, осталось только перепрыгнуть через ручеёк и окажемся на зелёном лугу.

Физ. минутка "Перепрыгни через ручеек"

Веревочки, обручи.

В:Посмотрите, какой зелёный луг, сколько красивых цветов. Давайте подышим и насладимся ароматами зелёной свежести и цветов.

Дыхательная гимнастика.

«Волны »

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Волны вверх (вдох),

Волны вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

(на острове их встречает обезьянка)

Танец с обезьянкой

В: после танцев еще больше захотелось пить!

 (звук воды, родника; дети находят родник)

В: ребята это же родник!!! Вот сейчас мы и утолим жажду! (воспитатель пробует воду и уточняет, что она пресная)

В: пить воду конечно, можно из родника, но только в том случае если точно знаем, что вода пригодна для питья! (в других случаях, это опасно)

В: можно даже умыться, обрызгать себя водой и в этом случае вода  тоже принесет пользу.

В: вот мы с вами жажду утолили!!! А теперь, очень хочется есть!!! Ка вы думаете вода может нас накормить? (ответы детей)

В: конечно может, потому ,что в воде живет рыба, и много полезных водорослей которые человек употребляет в пищу!

В: я вижу вдалеке  два озера! Там наверняка можно много наловить рыбы!

(капитан и команда отправляются к озеру ловить рыбу.

Игра «Налови рыбы» (разделиться на команды и половить  рыбу, потом посчитай сколько у кого получилось)

Слышится гром , звук проливного дождя.

В: ребята, нам пора возвращается , а то начнется шторм! (команда возвращается в детский сад)

В: но вот мы и вернулись в  наш любимый детском сад! Не знаю, как вам, но мне очень понравилось наше путешествие! А вам? (ответы детей)

В: оказывается без воды мы, животные, насекомые и даже растения не смогут жить! Какой же вывод можно сделать?(ответы детей)

В: Воду надо беречь!

- А как нужно беречь и охранять воду? (размышления детей; закрывать кран, включать тоненькую струйку, не лить попусту воду, держать краны исправными)

Игра «Как люди, животные и растения добывают воду»

Вода – это счастье Земли,

Вода – это чудо Земли,

Воду ты всегда береги!

Игра «Подскажи словечко»

Посмотрите, какая большая капля. На ней написано стихотворение, но некоторые слова намокли, и я не могу их разобрать.

Помогите мне: я начну, вы продолжайте, слово в рифму подбирайте.

Стихотворение Светланы Джус «Про дождик»

Дождик капает по лужам.

Ну, кому? Зачем он нужен?

Дождь, конечно, нужен нам,

А зачем? Ответ я дам!

Там, где капля упадёт,

Там цветочек … (расцветёт).

Травка будет зеленее,

Если дождик льёт … (сильнее).

А ещё нам нужен дождь,

Чтоб заколосилась … (рожь),

Чтоб деревья напоить,

Тоже дождик должен … (лить).

В городе он словно дворник,

Чистит улицу и … (дворик).

Пыль к земле дождь прибивает,

Грязный воздух … (очищает).

Без дождя нам не прожить,

Так что, дождик должен … (лить).

Познавательные игры:

«Где, какая вода бывает?», «Вода – источник жизни», «Мир воды», «Кругом вода».

Тема 3: “Превращения воды”

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде..

Задачи:

Физическое развитие: познакомить детей с приемами самомассажа.

Художественно-эстетическое развитие: учить детей смешивать краску, чтоб получился нужный цвет, учить рисовать по образцу, используя геометрические фигуры. 

Познавательное развитие: доказать и показать, в ходе экспериментирования, что вода имеет разные свойства; закрепить названия геометрических фигур.

Речевое развитие: учить детей высказывать свое мнение и мысли, учить способности общения и взаимодействия друг с другом.

Социально-личностное развитие: Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, вызвать такие  эмоции, как интерес, радость, удивление.

Оборудование: полоски  цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), лоток с лабораторной посудой, на каждый стол 4 стакана с водой, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.

Словарная работа: пар.

Игровые технологии: массаж и самомассаж, дидактические игры.

Ход:

Мальчики и девочки, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать.

 “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.

– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.

– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Опыт №1: “Вода не имеет формы”

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

Вывод: Вода не имеет формы

Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”.

Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт №3: “Вода прозрачная”

Какого цвета вода?

На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет).

Какого  цвета вода? (Бесцветная, прозрачная).

Как можно проверить прозрачность воды? (посмотрите через стакан с водой).

Вывод: вода прозрачная.

Опыт №4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?

Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?

Вывод: вода не имеет вкуса.

 Самомассаж  «Наши руки, не знают скуки»

Опыт №5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.

Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике.

Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт №7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.

Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?

Вывод: пар, это вода.

Дидактическая игра “Где спряталась вода»

Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

Продуктивная деятельность: «Портрет воды»

Тема 4: “Путешествие Капельки”. (Круговорот воды)

Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Задачи:

Физическое развитие: учить выполнять движения по заданию воспитателя.

Художественно-эстетическое развитие: учить детей слушать аудио сказки, распознавать звуки природы; различать на слух  слова автора и героев.

Познавательное развитие: активизировать познавательные интересы детей, расширить горизонты познаний; познакомить с круговоротам воды в природе.

Речевое развитие: учить выразительно проговаривать текст, развивать монологическую и диалогическую речь, работать над тембром голоса.

Социально-личностное развитие: формировать социальное поведения ребенка через театральную деятельность; закреплять интерес к театральному искусству; добиться свободного общения, между детьми ,используя тантамарески.

Оборудование: тантамарески на всех героев сказки/

Словарная работа: тантамарески

Игровые технологии: импровизация сказки «Зайчик Тошка»

Ход. Воспитатель включает аудио сказку.

“Жил–был Зайчик Тошка в огромном лесу (картинка зайца на фоне леса). И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Тошке путешествовать одному. Сел он на камень и пригорюнился.

–Чего пригорюнился? – раздался веселый голос.

Тошка осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.

–Эй! Тошка, не печалься. – Опять раздался голос, похожий на журчание ручейка. Посмотрел по сторонам Тошка,и опять никого не увидел.

– Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.

Смотрит зайчик , а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто–то смотрит и улыбается.

– Здравствуй, зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.

– Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.

– А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.

– Давай, – согласился с радостью Тошка.

И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.

В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили они остановиться и передохнуть Тошка. лег в тени широкого дуба и задремал.

Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо зайчишке. Оглянулся он по сторонам, а Капельки и след простыл.

– Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отзывался.

Пригорюнился зайчик и сел под дубом.

– Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.

Посмотрел  Тошка на небо и увидел Капельку уже там. А Капелька улыбнулась.

– Ты как туда забралась? – спросил Тошка

– Когда ты спал, солнышко припекало и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что, пойдем путешествовать дальше? – спросила Капелька.

– Конечно, – обрадовался зайчик.

И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать Капельке спокойной ночи, глянул на небо, а ее там нет.

– Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.

– Друга своего, Капельку, – ответил заяц.

– Да, вот же я! Взгляни повнимательней на листочки, на травку.

Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.

– Как же так? – увидимся зайчик.

– А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла пролиться дождиком. Вот так–то.

– Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька!

– Спокойной ночи Тошка!”

В:Куда исчезала Капелька (ответы детей)

В:Что с ней происходило? (ответы детей)

Выводы: капельки воды в природе “ходят, движутся” по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

Импровизация сказки «Зайчик Тошка»

Тема 5: “Уроки Айболита”

Цель: познакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.

Задачи:

Физическое развитие: учить играть в музыкально ритмические игры, делать движения по тексту.

Познавательное развитие: закрепить время суток, части тела, познакомить с безопасными правилами поведения на воде.

Речевое развитие: формировать умения громко и четко проговаривать слова текста, формировать ораторские способности.

Социально-личностное развитие: учить работать в команде, выбирать ответственного, не боятся быть ответственным, переживать  и болеть за свою команду.

Оборудование:

Словарная работа:

Игровые технологии: 

Ход. Просмотр мультфильма «Мойдадыр»

В:Друзья, о чем сегодня пойдет речь?(ответы детей)
В: воспитатель цитирует.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

В: И правда друзья, все умываются!!!

Кошка, она вылизывает себя собственным языком. (имитация движений)

В:Но зачем она это делает?(ответы детей)

В:Знают не все, даже многие взрослые не знают. Чтобы найти ответ, задайте себе вопрос: а может ли кошка незаметно подкрасться к чуткой мышке, если сама она будет сильно пахнуть? Ну что, догадались?

В:А зачем моется человек? (ответы детей)

В:А что может случиться с грязнулей? (ответы детей)      

В:Чтобы такой беды не случилось, какие надо использовать правила? (ответы детей)

В:Человек изобрел различные машины, приборы, научился пользоваться газом, электричеством, приручил огонь и воду. Все эти полезные изобретения не только облегчают и делают удобной жизнь людей, но и требуют от них аккуратности и осторожности, соблюдения определенных правил. Немало опасности таит в себе и вода.

В:Давайте повторим некоторые правила безопасного поведения с водой.

Д.и. «Правильно или не правильно»

Дети рассматривают рисунки и рассказывать, что их герои делают, правильно или не правильно.

Правило гласит: дети сами проговаривают эти правила.

Не ныряй вниз головой в незнакомом месте.

Не заплывай за оградительные буйки.

Не плавай на надувных матрасах далеко от берега.

Не купайся в грозу и не плавай в реке с быстрым течением.

Не купайся при высоких волнах.

Не ходи по тонкому льду.

Не стой под деревом во время грозы.

Не прикасайся мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

П.и. «Капелька, за капелькой…»

Тема 6 “Живая вода ”

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Дать детям представление, что вода живая. Сформировать знания детей об оптических свойствах воды (преломление).

Задачи:

Физическое развитие: удовлетворение потребности в движении, в общении, снятие напряжения, развитие внимания.

Художественно-эстетическое развитие: учить различать звуки  природы, закреплять песенно-двигательные навыки, доставить детям удовольствие от совместной игры с пением.

Познавательное развитие: развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опыта по схеме. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Речевое развитие: закрепить умение детей делать выводы по итогам экспериментирования.

Социально-личностное развитие: воспитывать организованность, коллективизм, дружеские отношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной работы.

Оборудование: мультимедийная установка, стаканы и ложки на каждого ребенка, схема опыта, кружки с питьевой водой.

 Словарная работа: круговорот, кристалл воды, преломление, катастрофа, засуха.

 Игровые технологии: подвижные и хороводные игры.

Предварительная работа: беседа с детьми на темы: «Где живет вода?», «Кому нужна вода?», «Как нужно беречь воду?». Рассматривание иллюстраций по теме «Вода». Чтение рассказов, стихов, сказок по данной теме.

Ход занятия:

В: загадывает загадку.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять». (Ответы детей)

В: Догадались, о чем пойдет у нас сегодня разговор? (Ответы детей)

Мы с вами поговорим о живой волшебнице-воде, да! Да!  именно волшебнице, и именно живой!

Посмотрите, у меня на столе глобус, это макет нашей планеты Земля.

В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А вода? (Ответы детей)

А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус.) (Ответы детей)

А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса. (Воспитатель показывает фотоснимки планеты из космоса.)

В: На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на  земле!

Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (Ответы детей)

Звучит музыка как гремит гром и льется дождь.

Хороводная игра «Дождик»

При помощи считалки выбирают «Дождика». Он надевает накидку и берет в руки венчики. Дети сидят на корточках по кругу – это «тучка». «Дождик» ходит внутри круга рядом с детьми, встряхивая в их сторону венчиками, и поет свою песенку:

– Кап-кап, кап-кап, буду долго капать так.

Если только захочу, всех ребят я намочу.

«Дождик» проходит в центр круга. Дети встают, берутся за руки и поют:

– Дождик нас пугаешь зря, Дети двигаются по кругу хороводным шагом.

Не боимся мы тебя.

Капай, сколько хочешь, Сужают круг, подходя к «Дождику».

Нас ты не намочишьРасходятся, расширяя круг.

Под любую весёлую музыку дети бегают врассыпную, «Дождик» пытается их «намочить», дотрагиваясь венчиками. По окончании музыки все останавливаются, и дети, до которых дотронулся «Дождик», поднимают вверх руку. Вместе считают количество «промокших под дождём».

В. А из чего же состоит дождь? (ответы детей).

В. Вы правильно друзья мои ответили, дождь состоит из капелек. Вся вода состоит из капелек. Их очень-очень много в реке, океане.

В. Давайте представим, что вся вода исчезла на земле,  что произойдет?

(Ответы детей)

 В. Но, друзья мои, природа обо всем позаботилась, она сделала так, что вода, нашей планете ни когда не исчезнет, благодаря круговороту воды в природе. Круговорот воды – это очень важный природный процесс, благодаря которому возможна жизнь на нашей планете. Окружающую среду невозможно представить без воды. Чтобы не чувствовалось недостатка чистых водных ресурсов на Земле, постоянно происходит превращение и круговорот воды в природе. Что же это такое?  Правда, ли это необходимо для жизни?

Опыт 1 «Круговорот воды»

Для этого вскипятим воду в электрическом чайнике (воспитатель включает чайник, дети наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии).

Посмотрите, что выходит из носика чайника, когда закипела вода? (ответы детей)

Откуда же пар появился в чайнике? Мы же наливали воду? (ответы детей).

Вывод: Вода при нагревании превратилась в пар.

Воспитатель подносит к струе пара холодное блюдце. Под блюдце ставит ложечку. Подержав некоторое время над паром, чайник выключают.

В: Что же мы видим сейчас? Перед опытом  блюдце было чистым и сухим. Откуда появились капельки воды на нем? (ответы детей)

Вывод: Когда пар попал на холодное блюдце, он опять превратился в воду, а капельки воды упали в ложку.

Вот так происходит и в природе. (показ слайдов)

(При показе слайдов воспитатель рассказывает сказку.)

Путешествие капельки.

Жила в пруду капелька воды. Было у нее много подружек. Они жили весело, очень любили играть с солнечными зайчиками. Капелька видела в небе белые облака. Она мечтала оказаться на одном из них.
Однажды солнышко спряталось за тучу, и в пруду появились гости – дождевые капельки. Они рассказали капельке о том, как хорошо плыть на тучке. И она стала просить у солнышка протянуть ей лучик, чтобы оказаться на небе.
Солнышко услышало ее, и вот наша капелька на облачке! Она плыла по небу и видела всю землю: поля, леса, города и реки. Все было очень красиво!
Но вскоре ей захотелось домой. Когда дождевые капельки собрались на землю, она полетела с ними. Капелька попала в ручеек, который вливался в ее дом.
Оказавшись в своем пруду, она рассказала о своем путешествии подружкам. Им тоже очень захотелось побывать на небе. И в следующий раз они отправились в путешествие все вместе.

В: Какая же вода у нас волшебница! Ног нет, а путешествует по миру, как живая!

Подвижная игра «Капелька, ручеек и речка»

В: Мы с вами знаем: у воды нет ни рук, ни ног. Как вы думаете, может вода изогнуть, например, ложку? (Ответы детей).

Опыт 2«Кто сломал мою ложку»

Давайте проверим. Для этого подойдем к столам, на столах лежат схемы проведения нашего опыта. Посмотрите на схему внимательно. А теперь расскажем по очереди, как вы будете проводить опыт. (Ответы детей)

(в стакан наполненный водой, дети опускают ложку и смотрят  на нее сбоку через стекло стакана, дети проводят опыт самостоятельно).

В: Что произошло с вашей ложкой? (Ответы детей)

Вывод: свет проходит через воду и искривляет (преломляет) предметы, которые в ней находятся. Вот какая хитрая вода, рук нет, а ложку искривила.

В:Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (Ответы детей).

Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу. Ученые говорили добрые, хорошие слова воде, включали хорошую музыку, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели (показ слайдов ).

Затем воде дали послушать музыку с мобильного телефона, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми. (показ слайдов ).

Потом сказали слово «спасибо». Посмотрите, какой прекрасный получился кристалл. (показ слайдов).

Вот и получается, что наша живая вода способна слышать и слушать. Значит, она живая.

А все живое требует к себе бережного отношения. Давайте вспомним несколько основных правил, как мы должны беречь воду?(ответы детей)

А сейчас посмотрите на экран. Чтобы закрепить наши знания, давайте попробуем отгадать с вами кроссворд.

Кроссворд.

1. Что искривило нашу ложку? (вода)

2. Из чего состоит вода? (капелька).

3. Во что превращается вода, когда ее нагревают (пар).

4. Во что превращается вода, когда замерзает (снег).

5. Какое слово делает кристаллы воды красивыми? (доброе)

В:Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе кружки с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей любви, добра и здоровья. (Дети «разговаривают» с водой). А теперь давайте ее выпьем, а она с нами в ответ поделится своей любовью, здоровьем, добром

Тема 7: “Вода – начало всех начал”. (Итоговое занятие)

Цель: обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.

Задачи:

Физическое развитие: формировать умения выполнять движения под текст музыки, развивать двигательную активность детей.

Художественно-эстетическое развитие: учить слышать ритм музыки, танцевать в такт музыки, развивать музыкальный слух.

Познавательное развитие: закрепить с детьми знания о воде, ее свойствах.

Речевое развитие: учить выразительно читать стихи, отгадывать загадки.

Социально-личностное развитие: воспитывать дружеские, уважительные отношения к товарищам.

Оборудование: музыкальное сопровождение, билеты на поезд.

Игровые технологии: флэшмоб.

Ход: дети читают стихотворение по ролям.

Вы слыхали о воде?

 Говорят она везде!

 В луже, в море, в океане

 И в водопроводном кране.

 Как сосулька замерзает,

 В лес туманом заползает,

 Ледником в горах зовется.

 Мы привыкли, что вода

 Наша спутница всегда!

 Без нее нам не умыться,

 Не наесться, не напиться,

 Смею вам я доложить:

 Без нее нам не прожить.

В:Дети, сегодня у нас заключительное занятие о воде, и я приготовила вам сюрприз, (показывает билеты на поезд), мы едим кататься на поезде!

Под музыку «Паровоз Букашкин» дети отправляются в путь.

Станция 1: «Хлопатушкино»

Станция 2: Игра «Я скажу, а ты продолжи»

«Вода бывает очень, очень разной

« Она может быстро, быстро бежать, где? в ручейке,»

«В море, что делать? плескаться «

«Становиться холодными ледниками или горячим паром.»

« Вот такая она разная

Станция 3: «Попрыгайкино»

Станция 4: Игра «Отгадай загадку»

Кругом вода

 А с питьем беда

 Кто знает, где это бывает? (Море)

Много рек, озер морей

 Он в себя вобрал

 Ты подумай и ответь

 Что за великан. (Океан)

Ни вода, ни суша

 На лодке не переплывешь

 И ногами не пройдешь. (Болото)

Он без рук, он без ног

 Из земли пробиться смог.

 Нас он летом в сильный зной

 Ледяной поит водой. (Родник)

Станция 5: Танцевальная (дети танцуют под музыку)

Станция 6:Игра «Вопрос-ответ»

Зачем нужна вода животным? Растениям? (ответы детей)

Зачем нужна вода человеку? (ответы детей)

Почему внутри человека нарисован вопрос? (ответы детей)

Где же она содержится? (ответы детей)

Везде ли есть вода? (ответы детей)

Где мы можем ее увидеть?  (ответы детей).

А вы знаете, что такое снежинка? (ответы детей)

Скажите, будет ли лед являться водой? (ответы детей)

Вспомните, много ли пресной воды, то есть которую мы пьем, на планете Земля? (ответы детей)

Станция 7: «Обнималкина»

Станция 8: «Экологические знаки»

Что они обозначают? (ответы детей)

Давайте придумаем свои правила, чтобы наша вода и в реках, и в озерах, и в морях была чистой. (ответы детей)

Молодцы! Хорошо поработали.

Станция 9: «По местам сидалкино»

Вывод:

В природе путешествует вода,

 Она не исчезает никогда:

 То в снег превратиться, то в лед,

 Растает – и снова в поход!

 По горным вершинам,

Широким долинам,

 Вдруг в небо взовьется,

 Дождем обернется,

 Вокруг оглянитесь

 В природу вглядитесь

 Вас окружает везде и всегда

 Эта волшебница –

все дети хором ВОДА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский творческий проект "День добра"

Совместная проектная деятельность педагога-психолога и воспитателей...

Детский творческий конкурс

Для организации работы с детьми по формированию творческой активности ребёнка средствами музыкального воспитания....

педагогический опыт "Развитие детских творческих способностей детей дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность."

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...

" Новогодние чудеса" детские творческие работы

В этом разделе размещены фотографии детских творческих работ...

Применение современных образовательных технологий - Л.А. Парамонова "Детское творческое конструирование"

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.Педагогика должна дать направление этим случайностям.В. Ф. Одоевский Обновление содержания образования требует от педагогов развития т...

Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.

Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....

Грамота за активное участие в выставке детских творческих работ «Детские руки творят чудеса», посвященной международному Дню семьи, май 2021

Грамота за активное участие в выставке детских творческих работ «Детские руки творят чудеса», посвященной международному Дню семьи, май 2021...