Модернизация образовательного процесса в ДОУ посредством ИКТ
методическая разработка

Ларионова Дарья Сергеевна

Модернизация образовательного процесса в ДОУ посредством ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл larionova_d.s.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Ларионова Дарья Сергеевна

старший воспитатель ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» п.г.т. Смышляевка СП «Детский сад «Янтарик»

Модернизация образовательного процесса в ДОУ посредством ИКТ.

Обновление форм и методов работы в образовательном процессе ДОУ, в частности, посредством применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), является одним из важных условий модернизации содержания дошкольного образования. Использование ИКТ в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений актуализирует задачу создания новой модели образовательного процесса и образовательной среды, соответствующей запросам современного общества.

Социально-экономические условия кардинально изменили содержание управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: возросла самостоятельность, а следовательно, и ответственность за образовательные результаты. Именно поэтому современному дошкольному образовательному учреждению, являющемуся сложной динамично развивающейся системой, требуется грамотная слаженная система организации методической работы.

Понятие Методической работы, Виноградова Н.А., раскрывает как систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение педагогического мастерства, развитие творческого потенциала педагогов, а на конечном этапе – роста образованности и воспитанности дошкольников. [Виноградова Н.А. 2008]

Система организации методической работы предполагает и требует совершенствование ее структуры, переход на использование  информационно-коммуникационных технологий.

Ускорить и повысить эффективность работы методической системы возможно за счет получения новых качественных образовательных результатов, используя в работе ИКТ.

Информационно-коммуникационные технологии относятся к инновационным процессам. Главная задача инновационных процессов является способствование повышению эффективности образовательного процесса, обеспечение доступности и эффективности образования, подготовка подрастающего поколения к жизнедеятельности в информационном обществе. Это отражает Калинина Т.В. в своем труде Управление ДОУ. [Калинина Т.В. 2008]

Такую точку зрения разделяют и другие исследователи, подчеркивающие, что современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него ИКТ, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе и образуют глобальное информационное пространство [Гордиенко Т.П. 2016. Комарова Т.С. 2011].

Как показывает опыт работы, современных дошкольных образовательных учреждений, что стимулом к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе выступает ряд факторов, связанных с требованиями к подготовке документов и отчетов, наличие в учреждении компьютерной сети, определенного количества компьютерной и проекционной техники, а также различных периферийных устройств (принтеров, ксероксов, сканера и т.п.), что предоставляет возможность администрации использовать это для повышения эффективности управления ДОУ [Гордиенко 2016].

В тоже время, факторами, тормозящими процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, является психологическая неготовность методической службы к применению данных технологий в профессиональной деятельности; наличие разнопланового программного обеспечения, которое является достаточно сложным для использования и отладки.

Использование средств ИКТ в образовательном процессе ДОУ имеет много преимуществ, среди которых, например, можно выделить следующие:

  • повышение эффективности образовательного процесса;
  • принятие более эффективных управленческих решений;
  • повышение объективности в мониторинге деятельности воспитателей и детей;
  • возможность применения обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности дошкольного образования;
  • доступность и оперативность доступа к организационной и методической информации ДОУ;
  • экономия материальных и человеческих ресурсов;
  • высвобождение времени для отдыха;
  • сокращение объемов рутинной работы.

Для эффективного внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОУ, возможно работу методической службы осуществлять в 2 этапа:

На первом этапе – непосредственное создание системы информационно-коммуникационного обеспечения, т.е. смоделирование и организовать построение необходимой информационной среды:

– наличие в учреждении официального сайта и сети Интернет, предоставляющего возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ;

– создание почтового ящика;

–создание интернет-сообществ с родителями воспитанников для организации сотрудничества в процессе образовательной деятельности и т.д.

На втором этапе – совершенствовать достигнутые результаты первого этапа. Например, создать информационную базу – информационный архив с оперативной и итоговой информацией, что позволит проводить мониторинг образовательного процесса.

Так же может включать в себя: создание электронных портфолио педагогов; формирование электронных картотек; разработка мультимедийных презентаций и пр.

Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов возможно через такие формы методической работы как: постоянно действующие семинары по вопросам совершенствования навыков работы на компьютере с различными программами и использования ИКТ в образовательном процессе; индивидуальные консультации по запросу;  проблемные семинары на основе изучения образовательных потребностей в использовании ИКТ; мастер-классы, стажировки у педагогов компетентных в области использования ИКТ; совещания - семинары; тренинги.

Использование информационно-коммуникационных технологий способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять свои творческие способности; активизирует познавательную деятельность дошкольников, повышает качество усвоения программного материала детьми; способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности дошкольного учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничества родителей и ДОУ.

Список литературы:

Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрисс-пресс, 2015.

Гордиенко Т.П. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы / Т.П. Гордиенко, Н.В. Горбунова, О.Ю. Смирнова, А.А. Хрулева. – Ялта,  2016.

Калинина Т.В. Управление ДОУ / Т.В. Калинина // Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2014. –С. 20-27.

Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. – M.: Просвещение, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление содержания образовательного процесса в ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий физического и психомоторного развития детей.

Данная статья раскрывает опыт работы учреждения в рамках  деятельности городской опорной площадки по проблемам внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс детског...

Статья в сборнике научно-методических трудов, "Модернизация образовательного процесса в современной школе". Выпуск №4

Статья на тему: "Использование технологий М. Монтессори в воспитании". Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета....

Модернизация образовательного процесса в ДОУ посредством ИКТ

Модернизация образовательного процесса в ДОУ посредством ИКТ...

Презентация к педагогическому совету "Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Использование дистанционных форм взаимодействия»

​​В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое. Изменения кос...

Публикация в сборнике "Проблемы модернизации образовательного процесса в ДОУ и школе" - ОД по познавательному развитию в средней группе "Профессии, которые спешат на помощь", стр.746

https://drive.google.com/file/d/18vs_DYIpcK_NtggzYgTf4228yFkWVmpa/view?usp=sharingМатериалы четвертого педагогического форума Самарского региона, Самара февраль 2020 - май 2021г....

Модернизация образовательного процесса на основе внедрения инновационных методик и технологий дошкольного воспитания и обучения

Модернизация образовательного процесса на основе внедрения инновационных методик и технологий дошкольного воспитания и обучения...