Коммуникативная компетентность педагогического коллектива.
презентация

Агалакова Светлана Валентиновна

Презентация к семинару-практикуму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_kompetentnost_pedagogicheskogo_kollektiva.pptx969.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативная компетентность педагогического коллектива

Слайд 2

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Слайд 3

Функции общения (по Б.Ф. Ломову): – информационно-коммуникативная (охватывает процессы приема – передачи информации в процессе общения); – регуляционно-коммуникативная (связана со взаимной корректировкой действий при совместной деятельности); – аффективно-коммуникативная (отвечает за изменение эмоционального состояния людей в процессе коммуникации).

Слайд 4

Структура общения (по Г.М. Андреевой): Коммуникативная (передача информации, обмен ею между общающимися). Интерактивная (взаимодействие между людьми в процессе общения). Перцептивная (восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания ).

Слайд 5

Средства общения. Вербальные (слова и их значение) – устная (говорение, слушание) и письменная (письмо, чтение) речь. Невербальные (несловесные средства передачи информации) – взгляд (готовность к контакту, внимание); кинесика (жесты, мимика, пантомимика, позы); паралингвистика (качества голоса, интонация); проксемика (пространство и расстояние).

Слайд 6

Зоны общения. 1 . Интимная (до 0,46м). Зона личного пространства, самого близкого общения (друзья, любимые ). 2. Личная (0,47 – 1,2м). Зона дружеского общения, общение на вечерах, праздниках . 3. Социальная (1,25 – 3,5м). Зона деловых встреч, чисто официальное общение. Иногда подчеркивается дистанция «руководитель – подчиненный ». 4. Общественная (3,55 – 7м). Зона публичных выступлений (лектор – аудитория), довольно формальное общение. Собеседники испытывают определенное чувство безопасности. 5 . Общедоступная (свыше 7м). Зона, не контролируемая человеком: ему все равно, кто в ней находится, т.к. личная безопасность уже обеспечена.

Слайд 7

Негативные жесты

Слайд 8

Руки скрещены на груди – закрытость, оборонительная позиция.

Слайд 9

Перекрещивание ног, нога на ногу – закрытость. Руки на коленях или держатся за стул – готовность закончить встречу, начать действовать (как с положительным, так и с отрицательным результатом разговора).

Слайд 10

Поворот головы в сторону от собеседника – вежливый отказ от общения. Использование обеих рук для поддержание какого-либо предмета – замаскированная защита, попытка скрыть неуверенность или нервозность.

Слайд 11

Руки разведены в стороны, плечи приподняты – недоумение, бессилие

Слайд 12

Руки в бедра – агрессивность, готовность действовать немедленно.

Слайд 13

Подпирание рукой щеки или подбородка - скука

Слайд 14

Руки заложены за спину с захватом запястья или локтя – нервозность, попытка взять себя в руки

Слайд 15

Позитивные жесты

Слайд 16

Раскрытые руки ладонью вверх – дружелюбие, открытость, желание сотрудничать.

Слайд 17

Руки разведены в сторону, пальцы разжаты – открытость, готовность пойти на контакт

Слайд 18

Наклон, поворот тела к собеседнику – готовность к взаимодействию. Визуальный контакт глазами – открытость.

Слайд 19

Подпирание щеки кулаком, указательный палец выпрямлен и упирается в висок - интерес.

Слайд 20

Почесывание, поглаживание подбородка – процесс принятия решения.

Слайд 21

Манипуляции с мелкими предметами – пауза для размышления.

Слайд 22

Трудности, с которыми сталкивается воспитатель при общении с родителями: 1. Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения. 2. Неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребёнка в детский сад, думают о том, что в детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если ожидания оказываются напрасными, возникает напряжение между родителями и педагогами. Детский сад никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.

Слайд 23

3. Неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Такое отношение возникает, если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо и др. Излишняя озабоченность родителей о ребенке только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. А также отрицательно влияет на отношения между воспитателем и родителем. 4. Воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребёнка, даёт какие-то рекомендации, родитель часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. 5. Непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

Слайд 24

Рекомендации для педагогов по разрешению и предотвращению конфликтов с родителями детей: 1. Открытое и содержательное общение. Нужно давать родителям максимум информации как текущего, так и общего характера. Стоит стремится к непротиворечивости коммуникации, т.е. согласованности вербальных и невербальных посланий. 2. В общении с родителями используйте коммуникативные техники: - техники установления контакта: контакт глаз, улыбка, приветствие, обращение по имени отчеству, открытая поза, короткая дистанция, открытые жесты, подчеркивание значимости, комплимент. - техники пассивного слушания: поддакивания, стимулирующие реплики (конечно, правильно, я вас понимаю, я с вами согласна и т.п.), расспрашивание. - техники активного слушания: пауза, вопрос, проговаривание, интерпретация (Правильно ли я вас поняла, что вы хотели сказать… Давайте уточним, вы имели в виду…»).

Слайд 25

3. Важным в общении с родителем является формирование системы «Мы» как ориентации на совместные цели в развитии и воспитании детей. Такое общение позволяет находить точки соприкосновения, подчеркивая сходство, а не фиксироваться на различиях, подпитывая конфликт. 4. Информируйте родителей о событиях в детском саду, достижениях и успехах ребенка, возрастных нормах, кризисах развития, системе поощрений и наказаний и др. Постоянно обновляйте свои знания и анализируйте имеющийся опыт. 5. Откажитесь от попыток установить справедливость и определить, кто прав, а кто виноват. У каждого человека своя правда. Важнее попытаться преодолеть свой эгоцентризм и встать на позицию партнера по общению, понять, что стоит за его правдой.

Слайд 26

6. Умейте выгадать паузу, прежде чем давать ответ или высказывать свое мнение. В трудных ситуациях для снижения эмоционального напряжения можно «нечаянно» ронять предметы – пока вы поднимаете какую-то вещь, у вас есть несколько секунд, чтобы выключиться из непосредственного контакта, обдумать свою реакцию, альтернативные решения. 7. Переключайтесь в ситуации конфликта на отдаленные перспективы. Попробуйте в ходе беседы с родителями обсудить не только текущие вопросы, но и будущие положительные события в жизни ребенка, его семьи, детского сада. 8. Используйте технику созидательного альтруизма – политика добрых дел заразительна. Включайте родителей в различные совместные с детьми акции, мероприятия, творческие работы.

Слайд 27

9. Не забывайте о феномене «самоисполняющегося пророчества», когда уверенность в позитивном разрешении событий ведет к ожидаемому результату. И дело здесь не в мистике, а в том, что наша психика откликается на те установки, которые мы ей задаём. Установка «Я найду точки соприкосновения с этим родителем» активизирует заинтересованность, позитивные невербальные сигналы и стремление понять друг друга. Установка «С этим родителем невозможно общаться» даст сигнал обнаруживать всё больше негативных качеств, выделять только отрицательные характеристики и посылать невербальные сигналы отвержения, которые сразу распознает партнер по общению. 10. Проанализируйте типичные жалобы. Если они систематически поступают от разных родителей, возможно, вам стоит изменить какие-то моменты в своем отношении к родителям или общении с детьми и родителями. Важно сохранять открытость к конструктивной критике и готовность меняться. Также важно анализировать свое состояние: «Почему вы стремитесь доказать свою правоту?», «Почему эмоционально реагируете на конкретного человека?».

Слайд 28

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность руководителя ДОУ как эффективное условие создания профессионального педагогического коллектива

В статье рассматривается профессиональная компетентность руководителя ДОУ. Описывается подход к понятию " компетентность" в зарубежной и отечественной литературе. Профессиональная компетентность руков...

Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

Программа работы с педагогическим коллективом "Конфликтологическая компетентность педагога ДОУ"

На современном этапе в связи с принятием Закона об образовании в 2012 году, с введением Федерального Государственного образовательного стандарта, с вступлением в силу Профессионального стандарта педаг...

Повышение компетентности педагогического коллектива в сфере взаимодействия с семьями воспитанников

   При организации продуктивного общения всех участников образовательных отношений, сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников используются все формы, как традиционные, т...

Коммуникативный тренинг как метод сплочения педагогического коллектива

Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной ...

Тренинг для педагогического коллектива ДОУ «ИКТ-компетентность педагога»

особенности общения с родителями в мессенджерах...