“Умелые пальчики”
материал (младшая группа)

Исхакова Лилия Фарилевна

Проект направлен на развитие мелкой моторики как средство развития речи и познавательной деятельности каждого ребенка, который способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивает партнерские отношения между ними путем проведения различных видов деятельности. В проекте раскрыта педагогическая система повышения уровня мелкой моторики детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики и массажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект в первой младшей группе “ Умелые пальчики” Воспитатель Исхакова Лилия Фарилевна

Слайд 2

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) ,а также в повседневной работе c детьми. Задачи: развивать общую моторику рук; развивать мелкую моторику рук с помощью массажа, специальных упражнений и пальчиковых игр; стимулировать речевое, умственное и интеллектуальное развитие детей; формировать навыки предметной деятельности детей; формировать навыки самообслуживания

Слайд 3

Реализация проекта предполагается с сентября по май Разработка проекта: Анализ и сбор информации из различных источников Разработка перспективного и тематического планирования по проекту; Картотека для родителей «Тренируем руки - развиваем речь» Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду; Разработать основные направления работы с детьми в образовательной деятельности и в свободное время; Мониторинг результатов. Участники проекта Дети, воспитатели, родители

Слайд 5

Актуальность. Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев. Я выбрала работу по развитию мелкой моторики руки в связи с тем, что так же считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшего дошкольного возраста. Эта работа направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Слайд 6

Предполагаемый результат повышение уровня развития мелкой моторики воспитанников младшей группы ; формирование и становление речевых навыков у воспитанников; интеллектуальное и умственное развитие детей; пополнение предметно-развивающей среды; обогащение родительского опыта в воспитании детей; создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду.

Слайд 7

Работа с родителями с целью развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Сентябрь Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в дошкольном возрасте Октябрь Семинар – практикум «Играем пальчиками» Настраивать родителей на сотрудничество по развитию мелкой моторики рук детей в домашних условиях Ноябрь Консультация «Рисуем на манке» Учить родителей использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка Декабрь Консультация «Развитие мелкой моторики у детей посредством формирования культурно-гигиенических навыков» Январь Наглядная агитация «Самые простые способы развития мелкой моторики ребенка дома» Февраль День открытых дверей. Присутствие родителей на утренней гимнастике с использованием пальчиковых игр Учить родителей использовать пальчиковые игры в различных видах деятельности детей Март «Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр» Познакомить родителей с методикой пальчиковых игр Апрель Папка – передвижка: «Дети любят потешки» Май Посещение родителями НОД, кружка Вовлечение родителей в образовательный процесс, обучать их приемам взаимодействия с детьми

Слайд 8

Анализ внутренней среды В детском саду и группе созданы все условия для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста: 1.Кабинет педагога-психолога 2.Кабинет логопеда 3.Методический кабинет 4.В группе подобран материал :картотека пальчиковых игр,” Пальчиковый театр”,дидактические игры” Шнуровки”,” Пазлы ”,” Собери бусы”,” Выложи узор”( из семян),” Волшебные пуговицы”,” Золушка”,” Игры с прищепками”, мозаики, рамки-вкладыши, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски, конструкторы, материал по различным видам продуктивной деятельности( лепке, рисованию, аппликации, конструированию), счетные палочки, методическая литература.

Слайд 9

Виды игр для развития мелкой моторики. Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.); застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Слайд 10

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИГРАМ С ПЕСКОМ. Сентябрь «Сыпем, лепим» Цель : Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка. Задачи: Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) . Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности. Оборудование: Центр « Вода-песок», формочки для песка. Октябрь «Отпечатки наших рук» Цель : Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета. Задачи: Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони. Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей. Оборудование: Песок, разноцветные камушки. Ноябрь «В гости к мышке» Цель : Закрепить знания детей о свойствах воды и песка Задачи: Формировать умение узнавать и называть основные цвета. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности. Оборудование: Центр «Вода-песок», дорожка, подвижная мышка, маленькие мышки по количеству детей, цветные коробочки, бочата – вкладыши, косточки абрикоса, зёрна белой и красной фасоли, горох, семечки, маленькие тарелочки. Декабрь «Речка и ручеёк» Цель : Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду. Задачи: Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький». Развивать фантазию, творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами. Оборудование: Песок, узкий и широкий совок, мерные стаканчики, ведро с водой, большой и маленький бумажные кораблики.

Слайд 11

Январь «Норки для ежат» Цель : Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка. Задачи: Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький). Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения. Воспитывать заботливое отношение к животным. Оборудование: Игрушка-ёж, пластилиновые ежата по количеству детей, сосновые иголки в тарелочках. Центр «Вода- песок» Февраль «Горки для козлят» Цель : Учить детей выкладывать форму из влажного песка. Задачи: Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий. Развивать общую моторику рук, координацию движений. Воспитывать доброжелательность, желание помочь. Оборудование: Песок, набор деревянного театра « Волк и семеро козлят», ведёрки большие и маленькие. Март «Лисичка в гостях у ребят» Цель : Закрепить умение определять свойства сухого ( сыпется) и мокрого (держит форму) песка. Задачи: Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь. Оборудование: Игрушка-Лисичка, шнур, крупные бусины 15шт., песок в прозрачных стаканах (по количеству детей), сита (по количеству детей), формочки, подносы, лейка с водой. Апрель «День рожденья куклы Маши» Цель : Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. Задачи: Приучать детей договаривать слова знакомой сказки Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им. Оборудование: Песок, кукла – большая, настольный театр «Колобок», формочки, подносы, совки, большой строительный материал. Май «Мы ходили в огород» Цель : Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка. Задачи: Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи. Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку. Воспитывать положительное отношение к персонажу. Оборудование: Песок, кукла - дед, овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа), шапочки персонажей сказки «Репка», корзинка, формочки, разносы, совки (по кол-ву детей), лейка с водой.

Слайд 12

Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Сентябрь 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика». Октябрь 1.Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 5.Настольная игра «Найди фигуре место». Ноябрь 1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином). 2.Учить детей одевать и раздевать кукол. 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик». 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы ). Декабрь 1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение «Пирожки», «Замок». 2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Слайд 13

Январь 1.Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин». 2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии). 3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка». 4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 5.Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика». Февраль 1.Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки». 2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото». 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха). Март 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)). 5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д. Апрель 1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!». 2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби». 3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. 4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию). 5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша». Май 1.Заучивание пальчиковой игры «Пальчики в лесу». 2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок». 3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты). 4.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию. 5.Настольные игры «Мозаика», « Пазл ».

Слайд 14

ПОТЕШКИ Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса Расти, косонька, до пят – Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся, -Маму, дочка, слушайся. Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройди по дороженьке, Топни, Катенька, ноженькой. Как растаял месяц - золотые рожки Как у нашей Тани солнышко в окошке, Яркие у солнышка лучики горят, Русые у Танюшки косыньки весят. Сидит белка на тележке, Продает орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. Как у нашего соседа Весела была беседа: Гуси - в гусли, Утки - в дудки, Овцы - в донцы, Тараканы - в барабаны. Ваня, Ваня - простота Купил лошадь без хвоста Сел задом наперед И поехал в огород. Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Сергей приди, и Матвей приди. А Никитушка - ну, пожалуйста! Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин, И Сергею блин, и Матвею блин, А Никитушке - мягкий пряничек.

Слайд 15

ПРИГОВОРКИ,ЗАКЛИЧКИ. Киска, киска, киска, брысь -На дорожку не садись: Наша деточка пойдет, Через киску упадет. Божья коровка, Черная головка, Лети-лети за море Там тепленько, Здесь холодненько. Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусочек пирога, Пышки, ватрушки, Сдобные лепешки - высунь рожки! Божья коровка, Полети на небо, Полети на небо Принеси мне хлеба. Принеси мне ягод Полное лукошко! Сарафанчик новый И конфет немножко. Птичка, птичка, Вот тебе водичка, Вот и тебе и крошки На моей ладошке. Бабочка - коробочка, Полети на облачко, Там твои детки На березовой ветке. Бабочка - коробочка, Ветер или дождь? Полетишь - так ветер, Упадешь - так дождь! Солнышко, солнышко, Полети на облачко! Там твои детки Кушают конфетки, Хлебом заедают, Медом запивают, Всем раздают, А тебе не дают. Воробей, воробей, Не летай на песок, Не клюй песок, Не тупи носок. Пригодится носок На овсяный колосок. Петя, Петя петушок, Золотой гребешок, Ты зачем так рано встал, «Ку-ка-ре-ку» прокричал? - А затем, - петух ответил, -Чтобы не проспал народ Солнца ясного восход! Кукушечка, кукушечка, Серая рябушечка, Покукуй в лесу: ку, ку -Сколько лет я проживу? Сорока-белобока, Научи меня летать, ни высоко, ни далеко, Чтобы солнышко видать

Слайд 16

Пальчиковые игры с детьми двух-трех лет Разминка Ты, утенок, не пищи! Лучше маму поищи. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки. Погладим котенка — Киса, кисонька, кисуля ! — Позвала котенка Юля. — Не спеши домой, постой! — И погладила рукой. Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев. Моя семья Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья. (Ф. Фребель ) Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок. Наш малыш Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — наш малыш. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. Шалун Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он много шалил. Свою тарелку разбил. На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке.На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать. Качели Задрожали ветви елей. Мы в восторге от качелей. Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева ) Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз. Кисточка Мягкой кисточкой покрашу Стульчик, стол и кошку Машу. Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев. Веер Солнце светит очень ярко, И ребятам стало жарко. Достаем красивый веер — Пусть прохладою повеет. (Т. Сикачева ) Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Слайд 17

Встали пальчики Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — «Ура!» В детский сад идти пора! (М. Кальцова) Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. На работу Большой палец встал один. Указательный — за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все — «Ура!» На работу им пора. Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...»широкорасставить пальцывстороны Комарик Не кусай, комарик злой! Я уже бегу домой. Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это — «лапки»). Коготочки У кошкиной дочки На лапках коготочки. Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши! Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками. Жук Я веселый Майский жук. Знаю все Сады вокруг, Над лужайками Кружу, А зовут меня Жу-жу... (А. Береснев) Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами». Оса Оса села на цветок. Пьет она душистый сок. Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки. Большой братец Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу! Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения Вертолет Быстро лопасти крути! Вертолет, лети, лети! Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) — в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это — «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

Слайд 18

Заключение «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает мозг ребёнка. О том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребёнка, педагоги и психологи говорят уже давно. Все они сходятся во мнениях, что развитию интеллекта и речи малыша, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм ребёнка в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Слайд 19

Использованная литература: Аванесова В. Н. «Обучение самых маленьких в детском саду», М. : Просвещение, 2005. « Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада», Под ред. Т. И. Оверчук . - СПб. : "ДЕТСТВО ПРЕСС", 2003. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада», М. : Мозаика-Синтез, 2007. Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие» 2-е изд., М.:ТЦ Сфера, 2014. Зарипова З.М. « Ү стерелешле уеннар : методик кулланма », Казан:Беренче полиграфия компаниясе , 2013. Закирова К.В., Мортазина Л.Р. « Әй уйныйбыз , уйныйбыз.Балалар бакчасында хәрәкәтле уеннар », Казан: Беренче полиграфия компаниясе , 2013. Закирова К.В. « Балачак аланы ( Балалар бакчасы тәрбиячелэре Һәм әти-әниләр өчен хрестоматия)», Казан: РИЦ, 2011. Павлова Л.Н. «Развивающие игры- занятия с детьми от рождения до трёх лет: Пособие для воспитателей и родителей», М.:Мозайка-Синтез,2010. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трех лет».1996г Материалы из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект" Умелые пальчики".

В проекте отражается система работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста через пальчиковые игры:анализ внешней и внутренней среды, актуальность проблемы, цели и задачи проекта, схема из...

Кружок "Умелые пальчики"

Мой кружок создан для достижения таких целей как : развитие мелкой моторики, развитие памяти, развитие речи, обогощение словаря, обучение детей сочетать движения с текстом, развитие творческих способн...

работа по развитию мелкой моторики "Мои умелые пальчики"

Итоговая работа по теме самообразование: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". В конспекте размещены упражнения способствующие развитию мелкой моторики такие как - пальчиковые гимна...

План работы кружка "Умелые пальчики"

                                         План работы кружка «Умелые пальчики»...

"Умелые пальчики" программа дополнительного образования.

по направлению: «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область «Коммуникация» для детей 4-5лет (средняя группа). Развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию ре...

Информационно-практический проект для детей и родителей I младшей группы «Наши умелые пальчики»

Цель проекта: развивать мелкую моторику пальцев рук воспитанников.Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.Тип проекта:  информационно-практически...