ДИАГНОСТИКА ТРАЕКТОРИИ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация

Кочурова Юлия Геннадьевна

На сегодняшний день на первое место вышла проблема создания индивидуальной траектории развития старшего дошкольника. Наше общество формирует социальный заказ на воспитание и образование гражданина РФ.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traektoriya_uspeshnosti.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ТРАЕКТОРИИ УСПЕШНОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На сегодняшний день на первое место вышла проблема создания индивидуальной траектории развития старшего дошкольника. Наше общество формирует социальный заказ на воспитание и образование гражданина РФ.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника.

В связи с происходящими новыми реформами в системе дошкольного образования произошёл переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.

После анализа нормативно-правовых документов Министерства образования РФ следует акцентировать внимание на важность и необходимость индивидуального подхода к ребёнку, при этом поддержка индивидуальности признаётся одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания.

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия его способностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.

Мониторинг (диагностическое обследование) - представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии развития каждого ребенка группы, позволяющих эффективно продумать траектории дальнейшего развития детей.

Наиболее проблемной в теории и практике дошкольного образования была и остается попытка унифицировать подходы к  диагностике результатов образования детей, обучающихся по разным образовательным программам. В ситуации индивидуализации образования эта проблема обостряется.

Ключевые компетентности представляют собой совокупность универсальных умений, позволяющих реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых и разнонаправленных социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы.

Методика оценивания в контексте компетентностного подхода включает наблюдение за проявлением инициативы - качества, свидетельствующего о наличии внутреннего мотива. Действуя по собственной инициативе, человек проявляет настойчивость, посвящает этой деятельности массу времени, размышлений и усилий. Чтобы добиться успеха, нужно предвидеть препятствия, которые могут возникнуть, возможности их обойти и преодолеть.

Проявление инициативы тем скорее окажется успешным, чем более разнообразные и независимые действия способен совершать человек, стремясь к достижению своей цели. Отсюда следует, что в определении способов оценки важнейших человеческих качеств  придётся перестать стремиться создавать не зависящие от ценностей однородные измерительные шкалы.

Говорить о том, что у людей нет способности к какой-то деятельности, если у них никогда не было возможности попрактиковаться или хотя бы попробовать себя в ней, либо бессмысленно, либо несправедливо. Необходимо учитывать оценку контекста при оценивании индивида. Люди проявляют тот уровень компетентности, на который способны, если воспринимают ситуацию, в которой они находятся, как позволяющую им заняться интересной для них деятельностью.

Следует оценивать именно полный набор компетентностей, проявляемых индивидами в различных ситуациях в течение времени, затрачиваемого на достижение личностно значимых целей.

Введение психолого-педагогической диагностики объяснялось насущной необходимостью обратить внимание педагогов на индивидуальность ребёнка, присущие лично ему интересы и склонности. Е. Г. Юдина отмечает. «Увлечение диагностикой привело к тому, что во многих случаях она утратила свой первоначальный смысл — быть всего лишь первым шагом, основой для определённых практических рекомендаций, для построения определённой образовательной стратегии, которая поможет создать наиболее благоприятные условия развития ребёнка. В школах и детских садах диагностика часто заканчивается собственно диагностикой. Горы бумаг (протоколов, таблиц и т. п.) в лучшем случае годятся для демонстрации проверяющему инспектору, для которого они могут быть свидетельством того, что «ведётся большая работа».

Методика проведения мониторинга

Процесс мониторинга развития ребёнка (детей группы детского сада) основан на целенаправленном систематическом ведении наблюдения взрослыми (включая родителей), на ситуативных и целенаправленных беседах с детьми, на экспертной оценке специалистов, на анализе продуктов детской деятельности и др.

В качестве варианта оформления и долгосрочного хранения результатов мониторинга, основания для анализа фактов и оценивания актуальной ситуации и перспектив развития ребёнка и всей группы в целом может быть использован журнал динамики достижений детей группы. Он содержит карты для фиксации частоты устойчивых проявлений детьми начал ключевых компетентностей (соответствующих им умений). Перечисленные умения являются критериями (показателями) проявления компетентности и сформулированы с учётом возрастных этапов. Журнал рассчитан на весь период пребывания ребёнка в дошкольной образовательной организации (от группы раннего возраста до выпуска из детского сада); это позволит проследить динамику и тенденции развития каждого воспитанника и каждой группы на протяжении длительного времени.

Карта заполняется педагогами на основе анализа фактов, полученных в ходе целенаправленного систематического наблюдения за поведением ребёнка, его интересами, проявлением инициативы, предпочтениями и пр. Наблюдение осуществляется всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами, старшим воспитателем, родителями), непосредственно вовлечёнными в работу с детьми или взаимодействующими с дошкольниками в иных обстоятельствах. Наблюдение может быть дополнено фактами, полученными в ходе бесед с ребёнком и его родителями, иными (не текстовыми) формами, такими, как анализ продуктов детской деятельности, фотографии, модель трёх вопросов, планы тематических проектов и т. п.

Персональная информация (записи наблюдений, выборка детских работ и пр.) систематизируется в портфолио ребёнка. Полезность портфолио с точки зрения оценки развития ребёнка повышается, если он привлекается к отбору образцов работ.

Динамика достижений отслеживается не реже двух раз в год, однако устойчивость проявлений ребёнком ключевых компетентностей следует наблюдать в течение всего года и фиксировать изменения в уровнях по мере их обнаружения.

На основе уровней, выявленных относительно отдельных умений, проводится согласованная оценка устойчивых проявлений компетентности. Согласованность оценки достигается в ходе коллегиального обсуждения фактов, полученных в результате наблюдений, бесед и их интерпретации.

В конце каждого учебного года воспитателям группы предлагается заполнить раздел «Общие комментарии». Здесь по выбору педагогов могут быть приведены отдельные факты, свидетельствующие о формирующейся культуре группы, — краткие описания традиций, примеры образовательных ситуаций, проектов, которые способствовали наиболее эффективному, успешному формированию инициативности, самостоятельности, рефлексивности, яркому проявлению интересов и способностей.

 Журнал динамики достижений детей группы хранится в детском саду как документ и служит основой для оценки эффективности и результативности профессиональной деятельности на педагогических советах, при подготовке итогового педагогического совета, а также при подготовке и прохождении педагогом аттестации.

Последовательность проведения мониторинга:

  • наблюдение;
  • анализ фактов, полученных из наблюдений и других источников;
  • заполнение журнала динамики достижений командой взрослых участников образовательного процесса;
  • анализ достижений каждого ребёнка и всей группы;
  • анализ эффективности педагогических действий;
  • оформление раздела «Общие комментарии»;
  • анализ достижений детей всех возрастных групп, составление сводной таблицы.

Анализ достижений всех воспитанников детского сада в целом осуществляется на основе суммарных данных журнала динамики достижений детей всех возрастных групп.

Однако эта динамика может быть связана не только и не столько с профессиональными действиями педагогов, сколько с естественным взрослением детей.

На основе проведенных диагностических обследований мы и создаем траекторию успешности детей.

Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ должна основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке всех его индивидуальных потребностей и интересов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика одарённости детей дошкольного возраста

Предлагаемый комплект методик для углубленного изучения сфер деятельности одаренных детей по критериям психологического мониторинга. Можно выбрать одну или несколько методик, в зависимости от индивид...

диагностика детей раннего дошкольного возраста

Диагностика - это обоснование всех аспектов дидактического процесса, направленное на определение его результатов. Диагностирование является своевременным выявлением, оценка и анализ течения как учебно...

Диагностика детей раннего дошкольного возраста

В материале представлены диагностические карты детей 2-3 лет по всем напрвлениям развития...

Тесты для диагностики детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения

Тесты помогут воспитателям и родителям выявить знания детей по правилам дорожного движения...

Методика проведения диагностики для детей дошкольного возраста

Важным условием физического развития является проведение диагностики вместе с медицинскими работниками и психологами....

Первичная диагностика детей старшего дошкольного возраста

Диагностика детей старшего возраста на начало года...