«Структурные компоненты психологической безопасности»
методическая разработка
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса. Рассматривая актуальность данной темы в глобальном масштабе, хотелось бы подчеркнуть ее приоритетность в рамках санатория.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strukturnye_komponenty_psihologicheskoy_bezopasnosti.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления:
«Структурные компоненты психологической безопасности»
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса. Рассматривая актуальность данной темы в глобальном масштабе, хотелось бы подчеркнуть ее приоритетность в рамках санатория.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи санатория — охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья маленьких пациентов. Деятельность санатория по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасности и психологически комфортных условий для каждого ребенка.
Психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности детей и фактором позитивных изменений педагогов.
Под психологической безопасностью понимается защищенность
- от угроз,
- психологического насилия,
- унижения и оскорбления,
- от того, что заставляют делать против желания,
- от заброшенности,
- пренебрежительного и недоброжелательного обращения.
Исходя из сказанного можно выделить структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безопасность» и непосредственно влияют на нее. Структурные компоненты психологической безопасности делятся на две системы:
- систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;
- систему организации межличностных отношений в санатории.
Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:
- установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);
- создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т.д.
- организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей, проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение детей в значимые и интересные для них виды деятельности).
Система организации межличностных отношений в санатории
- влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство);
- психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
- психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).
Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной деятельности. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в детских коллективах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.
Поступление в санаторий на длительный срок, изменение привычного уклада и ритма жизни, лишение привычного окружения близких и знакомых, потеря возможности пользоваться любимыми вещами и игрушками является критическим моментом для ребенка.
Одно из направлений работы психолога в санатории - помощь в организации образовательной среды и жизненного пространства, адекватного нарушениям развития, сохранения, повышения психического и социального здоровья детей.
Адаптация может привести к позитивным результатам или негативным (стресс). Одни дети бурно реагируют на пребывание в санатории, плачут, протестуют, другие дети внешне ведут себя спокойно, они послушны.
Но внутреннюю напряженность можно отметить по скупым жестам, малой речевой активности, безынициативности.
Оказавшись в незнакомом детском коллективе, ребенок вынужден подчиниться режиму, ряду требований совместного проживания, должен считаться с новым окружением, общаться с другими, может быть, не всегда приятными ему взрослыми людьми и детьми. Перед ним стоят серьезные проблемы: преодоление «синдрома страха», вхождение в новую социальную общность. Все это создает некий психологический дискомфорт, а нередко сопровождается и болезненным состоянием, которое протекает как реакция дезадаптации.
Новые жизненные ситуации заставляют ребенка не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих. Одним из главных свойств детей является психологическая уязвимость. Поэтому зачастую процесс адаптации проходит очень болезненно и сложно, особенно если ребенок психологически не готов к жизни в условиях детского санатория. В этой связи существенное значение играют мероприятия, направленные на информирование о традициях санатория, правилах пребывания и снятие отрицательного отношения детей к лечению в условиях санатория, на создание обстановки домашнего комфорта и уюта.
В своей работе с детьми проводится групповая психотерапия, это интенсивно развивающаяся в настоящее время форма психотерапевтического воздействия, которая показана детям, имеющим значительные нарушения во взаимоотношениях с людьми или конфликты с окружающими. В таких случаях параллельно проводится индивидуальная психотерапия, позволяющая преодолеть сопротивление ребенка.
Светильник с пузырьковым эффектом, проектор «Меркури (Анкор)» с жидким колесом для создания успокающего эффекта, для детей – огромнейшее удовольствие и источник расслабления, кроме того они развивают координацию движения глаз.
Все это активизирует и развивает мышление ребенка путем стимуляции его органов чувств, мелкую моторику, двигательную активность, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирования саморегуляции поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Что такое ОНР?Характеристика структурных компонентов речи детей 6-летнего возраста с ОНР III уровня».
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (л...
Интонология и ее структурные компоненты
Интонация- характеристика звучащей речи, которая создается такими речевыми средствами, как тон (высота голоса), темп речи, ее интенсивность (громкость), а также тембр....
Формирование кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагога дошкольного об-разовательного учреждения
В монографии определены особенности кросскультурной компетентности, которые свидетельствуют о непродуктивности взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) с субъектами профес...
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте
Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между занятиями, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке.Орга...
КОНСПЕКТЫ ПРОГУЛОК 1 младшая группа Структурные компоненты прогулки
КОНСПЕКТЫ ПРОГУЛОК1 младшая группаСтруктурные компоненты прогулки Непременным условием успешного развития и воспитания младших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умстве...
Методическая разработка. Проведения прогулки ( с соблюдением всех ее структурных компонентов). Весна.
Методическая разработка .Проведения прогулки ( с соблюдением всех ее структурных компонентов).Весна.« Солнышко пригревает».Цель: Дать детям первые представления о ранней весне....
Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.
Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников....