ПРОГРАММА "Радуга " по художественно-эстетическому развитию с одаренными детьми 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по одаренным детям | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
Принято на педагогическом совете МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Протокол № 1 от « 6 »__09__2016 г.
| Утверждено Приказ № 173 от 04.10.2016 г. директор МАДОУ «Верхнекетский детский сад» _____________М.Л. Березкина |
ПРОГРАММА
по художественно-эстетическому развитию с одаренными детьми 4-5 лет
Руководитель: Фролова Н.В.
р. п. Белый Яр, 2016 г.
Пояснительная записка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В эстетическом воспитании центральной задачей является формирование у детей способности самовыражения чувств через рисунок, лепку, изготовление аппликаций. Когда ребенок самостоятельно, но под руководством старшего, что-то делает сам, то он превращается в маленького художника, который пытается выражать свои чувства – восхищение, уважение, любовь к тому, что видит, с чем соприкасается. А видит ребенок свою семью, свой город, свой детский сад, своих друзей, он учится быть добрым, внимательным, заботливым. Актуальность программы заключается в формировании развитии творческих и созидательных способностей детей. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания своего образа понимания мира. Дети любят все красивое, они на чувственной основе воспринимают мир. Занятия в кружке способствуют этому развитию, рождению в каждом ребенке художника. Ребенок - художник от природы, ему нужно только помочь, подтолкнуть к созданию образа.
Познание мира у ребенка начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образа восприятия, являются результатом их переработки. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного движения.
Через рисунок, лепку, аппликацию ребенок не только выражает свои чувства к внешнему миру, но и познает его, таким образом, учится любить мир, в котором живет.
Цель программы: создание условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии с их индивидуальными способностями.
Задачи.
- Научить детей видеть красоту окружающего мира.
- Научить детей выражать свои чувства через творчество.
- Научить детей рисовать, изготавливать предметы путем лепки, изготовления аппликации.
- Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.
- Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые предметы могут быть разного цвета.
- Развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с основным сочетанием предметов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
- Формирование элементов самостоятельной деятельности
- Развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности
- Формирование положительного отношения к себе, человеку
Задачи для родителей:
- создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли дополнительного образования;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
-принцип гуманизма и демократизма.
Предполагаемые результаты:
● увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
● повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
● положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня.
Методы и приёмы, используемые на занятиях по художественно-эстетическому развитию:
- Создание игровой ситуации.
- Показ воспитателя.
- Использование движения руки.
- Рассматривание репродукций картин.
- Художественное слово.
- Проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
- доступность отбираемого материала;
- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- индивидуальный подход к детям.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня, продолжительность занятий 20 минут. Всего 27 занятий.
Перспективное планирование.
№ | Тема | Содержание | Итоговое мероприятие |
1 | «Букет цветов» | цвет в рисунке, цветовой спектр, колорит, упражнение по смешиванию красок, классификация цветов и оттенков, теплая и холодная гамма цветов, хроматические и ахроматические цвета. | Составление декоративного панно (коллективная работа) |
2 | «Золотая осень» | Знакомство с жанрами живописи: пейзаж, путешествие в мир искусства: осенний пейзаж, рисование гуашью веток с осенними листьями, осеннего парка, леса. | Составление декоративного панно «Золотая осень» (коллективная работа) |
3 | «Орнамент» | Ритм и композиция рисунка, упражнение по составлению орнамента, упражнения на ритмические сочетания, колорит орнамента, упражнения на применение элементов ритма в орнаменте и росписи. | Украшение рамки для рисунка или коробочки для занятий, тарелочки. |
4 | «Мама» | Знакомство с жанрами живописи: портрет, передача характера человека, физиологических особенностей, профессии, закрепление навыков при передаче пропорций лица, форме глаз, носа, губ, ушей, прически. | Выставка детских работ «Мама» (ко Дню Матери) |
5 | «Подарки для друзей» | Свободное творчество | Составление подарочных альбомов ко Дню рождения. |
6 | «Картина» | Работа с цветными карандашами, восковыми карандашами, правила работы карандашом, передача формы и цвета предметов штриховкой. | Раскрашивание картины. |
7 | «Коврик из опавших листьев». | Закрепить умение пользоваться техникой штамповки | Работа на выставку |
8 | «Натюрморт» | Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта, рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта. | Коллективная работа «Скатерть-самобранка». |
9 | «Зимняя улица», «Первый снег» 2 занятия | Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись, рисование зимних пейзажей, передача холодной цветовой гаммы, передача формы деревьев, кустарников, неба и т. д. | «Зимняя улица», «Первый снег». коллаж |
10 | «Волшебный мир ночи» 2занятия | Использование смешанной техники живописи: акварель, гуашь, фломастер, изображение фантастических персонажей, выразительная передача светящихся предметов (окна домов, фонари, фары автомобилей, передача цветового контраста. | Выставка работ |
11 | «Новогодние игрушки» «Маскарад» 2занятия | Использование живописи, аппликации в техническом творчестве, украшаем новогодние фонарики, готовимся к новогоднему карнавалу. | Изготовление новогодних украшений, новогодних карнавальных масок |
12 | «Чудесные картинки» | Знакомство с техникой живописи – монотипия, знакомство с понятием симметрия, развитие образного мышления. | Выставка |
13 | «Весёлый праздник – Новый год» | Знакомство с техникой живописи: мокрое и сухое письмо, выполнение работы «Весёлый праздник – Новый год», закрепление понятий: колорит, ритм, композиция, цветовая гамма. | Выставка коллективной работы |
14 | «Рождество в рисунках детей» | Использование смешанной техники живописи: рисунок и лепка, передача настроения картины, передача сюжетной линии. | Выставка работ «Рождество в рисунках детей». |
15 | «Сказка всегда разноцветная» | Изображение сказочных, фантастических персонажей, передача сюжетной линии сказки, закрепление понятий: центр композиции, цветовая гамма. | Создание панно «Герои сказок живут с нами» |
16 | «Чудеса» | Знакомство с техникой рисунка: шаблон, напыление, набрызг, закрепление понятия – композиция рисунка, изготовление шаблонов, выбор цветовых сочетаний. | Выполнение работ на свободную тему в технике набрызга через шаблон |
17 | «На арене цирка» | Закрепление понятий: колорит, цветовые сочетания, передача настроения посредством цвета. | Выполнение декоративного панно «На арене цирка». |
18 | «23 февраля – День защитников Отечества» | Изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы | Выполнение творческой работы «Галерея защитников Отечества». |
19 | «Край родной, край любимый» | Работа в жанре пейзажа или портрета. | Выполнение творческих работ: «Любимый уголок города, страны», «Дорогой сердцу человек», «Мой домашний любимец». |
20 | «8 Марта» 2 занятия | Выполнение портрета мамы, бабушки, сестренки; сюжетной бытовой картины. изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы. | Выставка работ детей, посвященных Дню 8 Марта. |
21 | «Натюрморт» | Выполнение объемного рисунка: лепка + живопись. закрепление понятий: натюрморт, пейзаж, передача объёма и формы за счет использования лепки, передача настроения посредством цвета. | Выполнение сюжетной картины на доске в технике рисунка и лепки. |
22 | «Весёлый хоровод» | Выполнение объемных работ – кукол (пластиковая бутылка, пластилин, гуашь),знакомство с народной игрушкой, выполнение из пластилина одежды для кукол, выполнение наряда для куклы. | Выставка кукол с прорисованными деталями костюма «Весёлый хоровод». |
23 | «Город мастеров» 2 занятия | Знакомство с декоративно-прикладными видами искусства, виды декоративного искусства, композиция, колорит, цвет. | Создание музея в городе «Город мастеров». |
24 | Роспись платка, косынки | Орнамент, центр композиции, рисование отдельных элементов | Выставка |
25 | Волшебный мир искусства «Музеи мира» | Знакомство с профессиями: художник, скульптор, архитектор, оформитель, дизайнер, реставратор. | |
26 | «Праздничная улица» | Закрепление жанра пейзаж, закрепление техник набрызг, коллаж, использование смешанной техники: рисунок + лепка. | Выставка работ ко Дню Победы. |
27 | «Рисуем, творим, фантазируем» | Совместное творчество родителей и детей | Открытое мероприятие |
Используемая литературы:
1. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети.
2. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.
3. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000.
4.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»
Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...
Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"
Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"...
Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи: развитие продуктивной деятельност...
Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития". Образовательная область "Художественное творчество"
Для методической разработки программы мною выбран раздел"Художественно - эстетическое развитие". Художественно - эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами...
Рабочая программа Направление «Художественно – эстетическое развитие» Образовательная область «Художественное творчество»
Содержание. 1. Целевой раздел 2. Организационный раздел...
Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»
Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка» с детьми дошкольного возраста (4 -6 лет)
тематический план, краткое описание деятельности в мастерской...