ПРОГРАММА "Радуга " по художественно-эстетическому развитию с одаренными детьми 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Черданцева  Наталья Владимировна

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по одаренным детям35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Принято

на педагогическом совете

МАДОУ «Верхнекетский детский сад»                        

Протокол №  1

от « 6 »__09__2016 г.                          

                                                

Утверждено                    

 Приказ № 173

от  04.10.2016 г.

директор МАДОУ

«Верхнекетский  детский сад» _____________М.Л. Березкина

 ПРОГРАММА

по художественно-эстетическому развитию с  одаренными детьми  4-5 лет

Руководитель:  Фролова Н.В.

р. п. Белый Яр, 2016 г.

Пояснительная записка.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В эстетическом воспитании центральной задачей является формирование у детей способности самовыражения чувств через рисунок, лепку, изготовление аппликаций. Когда ребенок самостоятельно, но под руководством старшего, что-то делает сам, то он превращается в маленького художника, который пытается выражать свои чувства – восхищение, уважение, любовь к тому, что видит, с чем соприкасается. А видит ребенок свою семью, свой город, свой детский сад, своих друзей, он учится быть добрым, внимательным, заботливым. Актуальность  программы заключается в формировании развитии творческих и созидательных способностей детей. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания своего образа понимания мира. Дети любят все красивое, они на чувственной основе воспринимают мир. Занятия в кружке способствуют  этому развитию, рождению в каждом ребенке художника. Ребенок - художник от природы, ему нужно только помочь, подтолкнуть к созданию образа.

Познание мира у ребенка начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образа восприятия, являются результатом их переработки. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного движения.

Через рисунок, лепку, аппликацию ребенок не только выражает свои чувства к внешнему миру, но и познает его, таким образом, учится любить мир, в котором живет.

Цель программы: создание  условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии с их индивидуальными  способностями.

Задачи.

  • Научить детей видеть красоту окружающего мира.
  • Научить детей выражать свои чувства через творчество.
  • Научить детей рисовать, изготавливать предметы путем лепки, изготовления  аппликации.
  • Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.
  • Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые предметы могут быть разного цвета.
  • Развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с основным сочетанием предметов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
  • Формирование элементов самостоятельной деятельности
  • Развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности
  • Формирование положительного отношения к себе, человеку

Задачи для родителей:

  • создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка;
  • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли дополнительного образования;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

-принцип гуманизма и демократизма.

Предполагаемые результаты:

● увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

● повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;

● положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня.

Методы и приёмы, используемые на занятиях по художественно-эстетическому развитию:

  • Создание игровой ситуации.
  • Показ воспитателя.
  • Использование движения руки.
  • Рассматривание репродукций картин.
  • Художественное слово.
  • Проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

  • доступность отбираемого материала;
  • постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
  • индивидуальный подход к детям.

        Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня, продолжительность занятий 20 минут. Всего 27  занятий.

Перспективное планирование.

Тема

Содержание

Итоговое мероприятие

1

«Букет цветов»

цвет в рисунке, цветовой спектр, колорит, упражнение по смешиванию красок, классификация цветов и оттенков, теплая и холодная гамма цветов, хроматические и ахроматические цвета.

Составление декоративного панно (коллективная работа)

2

«Золотая осень»

 Знакомство с жанрами живописи: пейзаж, путешествие в мир искусства: осенний пейзаж, рисование гуашью веток с осенними листьями, осеннего парка, леса.

Составление декоративного панно «Золотая осень» (коллективная работа)

3

«Орнамент»

Ритм и композиция рисунка, упражнение по составлению орнамента, упражнения на ритмические сочетания, колорит орнамента, упражнения на применение элементов ритма в орнаменте и росписи.

Украшение рамки для рисунка или коробочки для занятий, тарелочки.

4

«Мама»

Знакомство с жанрами живописи: портрет, передача характера человека, физиологических особенностей, профессии, закрепление навыков при передаче пропорций лица, форме глаз, носа, губ, ушей, прически.

Выставка детских работ «Мама» (ко Дню Матери)

5

«Подарки для друзей»

Свободное творчество

Составление подарочных альбомов ко Дню рождения.

6

«Картина»

Работа с цветными карандашами, восковыми карандашами, правила работы карандашом, передача формы и цвета предметов штриховкой.

Раскрашивание картины.

7

«Коврик из опавших листьев».

Закрепить умение пользоваться техникой штамповки

Работа на выставку

8

«Натюрморт»

Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта, рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта.

Коллективная работа «Скатерть-самобранка».

9

«Зимняя улица», «Первый снег»

2 занятия

Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись, рисование зимних пейзажей, передача холодной цветовой гаммы, передача формы деревьев, кустарников, неба и т. д.

«Зимняя улица», «Первый снег».

коллаж

10

«Волшебный мир ночи»

2занятия

Использование смешанной техники живописи: акварель, гуашь, фломастер, изображение фантастических персонажей, выразительная передача светящихся предметов (окна домов, фонари, фары автомобилей, передача цветового контраста.

Выставка работ

11

 «Новогодние игрушки»

 «Маскарад»

2занятия

Использование живописи, аппликации в техническом творчестве, украшаем новогодние фонарики, готовимся к новогоднему карнавалу.

Изготовление новогодних украшений, новогодних карнавальных масок

12

«Чудесные картинки»

Знакомство с техникой живописи – монотипия, знакомство с понятием симметрия, развитие образного мышления.

Выставка

13

«Весёлый праздник – Новый год»

Знакомство с техникой живописи: мокрое и сухое письмо, выполнение работы «Весёлый праздник – Новый год», закрепление понятий: колорит, ритм, композиция, цветовая гамма.

Выставка коллективной работы

14

 «Рождество в рисунках детей»

Использование смешанной техники живописи: рисунок и лепка, передача настроения картины, передача сюжетной линии.

Выставка работ «Рождество в рисунках детей».

15

«Сказка всегда разноцветная»

Изображение сказочных, фантастических персонажей, передача сюжетной линии сказки, закрепление понятий: центр композиции, цветовая гамма.

Создание панно «Герои сказок живут с нами»

16

«Чудеса»

Знакомство с техникой рисунка: шаблон, напыление, набрызг, закрепление понятия – композиция рисунка, изготовление шаблонов, выбор цветовых сочетаний.

Выполнение работ на свободную тему в технике набрызга через шаблон

17

«На арене цирка»

Закрепление понятий: колорит, цветовые сочетания, передача настроения посредством цвета.

Выполнение декоративного панно «На арене цирка».

18

«23 февраля – День защитников Отечества»

Изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы

Выполнение творческой работы «Галерея защитников Отечества».

19

 «Край родной, край любимый»

Работа в жанре пейзажа или портрета.

Выполнение творческих работ: «Любимый уголок города, страны», «Дорогой сердцу человек», «Мой домашний любимец».

20

 «8 Марта»

2 занятия

Выполнение портрета мамы, бабушки, сестренки; сюжетной бытовой картины. изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы.

Выставка работ детей, посвященных Дню 8 Марта.

21

 «Натюрморт»

Выполнение объемного рисунка: лепка + живопись. закрепление понятий: натюрморт, пейзаж, передача объёма и формы за счет использования лепки, передача настроения посредством цвета.

Выполнение сюжетной картины на доске в технике рисунка и лепки.

22

«Весёлый хоровод»

Выполнение объемных работ – кукол (пластиковая бутылка, пластилин, гуашь),знакомство с народной игрушкой, выполнение из пластилина одежды для кукол, выполнение наряда для куклы.

Выставка кукол с прорисованными деталями костюма «Весёлый хоровод».

23

«Город мастеров»

2 занятия

Знакомство с декоративно-прикладными видами искусства, виды декоративного искусства, композиция, колорит, цвет.

Создание музея в городе «Город мастеров».

24

 Роспись платка, косынки

Орнамент, центр композиции, рисование отдельных элементов

Выставка

25

Волшебный мир искусства «Музеи мира»

Знакомство с профессиями: художник, скульптор, архитектор, оформитель, дизайнер, реставратор.

26

«Праздничная улица»

Закрепление жанра пейзаж, закрепление техник набрызг, коллаж, использование смешанной техники: рисунок + лепка.

Выставка работ ко Дню Победы.

27

«Рисуем, творим, фантазируем»

Совместное творчество родителей и детей

Открытое мероприятие

 Используемая  литературы:

1. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети.

2. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.

3. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000.

4.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»

Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"...

Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи:      развитие продуктивной деятельност...

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития". Образовательная область "Художественное творчество"

Для методической разработки программы мною выбран раздел"Художественно - эстетическое развитие". Художественно - эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами...

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»

Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...