«Особенности семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями»
консультация
Появление ребенка в каждой семье – это, прежде всего, новый виток в ее развитии, становлении и формировании. Родители с нетерпением ждут прибавления, и долгожданный ребенок появляется в доме, чтобы воплотить в жизнь все мечты и чаяния родителей. Но что же делать, если малыш родился со слабым здоровьем, если многие ожидания были напрасны?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_semeynogo_vospitaniya_detey.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления:
«Особенности семейного воспитания детей
с особыми образовательными потребностями»
Появление ребенка в каждой семье – это, прежде всего, новый виток в ее развитии, становлении и формировании. Родители с нетерпением ждут прибавления, и долгожданный ребенок появляется в доме, чтобы воплотить в жизнь все мечты и чаяния родителей.
Но что же делать, если малыш родился со слабым здоровьем, если многие ожидания были напрасны? Конечно же, подарить ему свою любовь, внимание и нежность.
Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него.
В совместных домашних делах, на прогулке и т.д. следует побуждать у детей желание узнать новое, развивать интерес к познанию.
Дети с ЗПР сами не проявляют умственной активности, не задают вопрос «Почему?». К этому их надо побуждать, создавая такие ситуации, в которых ребенку придется решать несложные задачи, находить выход.
У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.
Совместная работа родителей с ребенком должна носить занимательный характер, вызывать у него радость. Но нельзя сводить все происходящее только к игре, ибо родители одновременно формируют у ребенка и качества, необходимые для учебной деятельности. Ребенок должен подводиться к тому, что учение, занятие – труд и ему необходимо уметь сдерживать свои желания, напрягать усилия, проявлять волю, выполняя иногда то, что не хочется.
Чрезвычайно важно научить ребенка волевым регуляциям. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течении установленного взрослым времени. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, перед ребенком необходимо поставить задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Нельзя допускать, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Чтобы помочь ребенку делать простые обобщения, следует обращать его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учить сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объяснять причины происходящих явлений.
Обязательно учите ребенка самообслуживанию, он должен уметь самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, молнии, зашнуровывать обувь.
- Знакомьте малыша с внешним миром: водите на экскурсии в лес, парк, на речку, рассказывайте об окружающих предмета, вещах и их свойствах. Очень важен опыт, знакомящий детей с природой. Такой досуг с малышом позволит вам набрать природных материалов и устроить развивающее занятие дома: творите поделки из листьев, ракушек, камней, палочек; заведите зверушку или огород на подоконнике, аквариум, учите ребенка организовать уход за ними.
- Особое внимание уделяйте игре — это основная деятельность детей. Играйте вместе «в дочки-матери», «в магазин», «в доктора» и т. д. Очень хорошо, если другие дети (причем необязательно с ЗПР) будут принимать участие в этих играх. Следите, чтобы ребенок понял правила игры и не нарушал их.
- Очень важен телесно-эмоциональный контакт с ребенком — чаще берите его на руки, беседуйте «по душам», ласкайте.
- Обязательно следите за соблюдением режима дня вашего чада. Ребенок с задержкой психического развития должен обязательно спать днем.
Организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они не были (сам в первый раз сложил свою пижаму в подарок маме). Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха («руки у тебя стали ловкие – обязательно сумеешь аккуратно сложить свою пижаму»), акцентирование внимания на положительных чертах ребенка («ты такой внимательный»), усиление мотива деятельности («маме так нравятся твои рисунки»). Ощущение успеха создает атмосферу эмоционального подъема, а это в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться, учиться, играть.
Постарайтесь вносить в свою жизнь, и в жизнь ребенка побольше положительных эмоций, чаще фиксировать его внимание на добрых делах, на занятиях, приносящих радость.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако последняя развивается раньше, и ее развитие «тянет» за собой появление речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие речи.
Поэтому родителям также необходимо обеспечить ребёнку возможность разработки мелкой моторики:
- конструкторы;
- пазлы;
- игры-вкладыши;
- мозаика;
- кубики и мячики разного размера;
- пирамидки и кольцеброс;
- тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков.
Можно предложить ребенку лепку из пластилина, рисование пальчиковыми красками, нанизывание бусинок, вышивание.
Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др.
Ведь почти у всех детей с задержкой речевого развития недостаточно развито внимание, трудности концентрации, повышенная отвлекаемость, они не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.
Самое главное правило для родителей – не отчаиваться и настраиваться на положительные результаты!
Психологи утверждают, что в трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть 3 варианта:
- оставить все как есть, или что-то изменить;
- изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;
- если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их.
Выбор остается только за Вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями
Цель. Формировать у детей интерес к явлениям природы.Коррекционно-образовательные задачи: - учить различать и называть стебель, листья, цветок. Показать, что для роста растения нужны земля, вода...
«Неблагоприятные формы поведения родителей в семье при воспитании детей с особыми образовательными потребностями»
В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать один из неправильных вариантов воспитания, а именно - воспитание в культе болезни. В этих случаях болезнь ребёнка становится смысловым ...
«О роли социальной среды в реализации интегрированного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»
Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы в условиях интегрированной модели обучения детей с отклонениями в развитии на с...
Сборник методических материалов "Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями"
Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов/ под ред. О.Б. Коневой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016г. - 35с.Авторы: Баженова Е.В...
Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями
В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...
Особенности психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями
Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особе...
Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»)
Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надеж...