Экологическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями
статья по теме
Цель. Формировать у детей интерес к явлениям природы.
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить различать и называть стебель, листья, цветок. Показать, что для роста растения нужны земля, вода и воздух;
- расширять представления детей о многообразии природных явлений;
- помогать устанавливать простейшие связи между ними;
- закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
Коррекционно-развивающие задачи:
- расширять и уточнять представления о комнатных растениях;
- познакомить с некоторыми способами вегетативного размножения комнатных растений: черенками, листьями, усами;
- учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений (листья высохли — недостаточно воды; листья бледнеют — не хватает света; растение слабое, растет медленно — не хватает питательных веществ);
- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе, учить обращать внимание на ее красоту;
- воспитывать эмоциональную адекватность при восприятии происходящего;
- чувство сотрудничества и взаимопомощи;
- желание совместно выполнять задания и получать результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vosp_det_s_potr.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями
Шакмакова Н.Н., воспитатель Ι кв. категории
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №19 «Звёздочка»
РТ, г.Альметьевск
Цель. Формировать у детей интерес к явлениям природы.
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить различать и называть стебель, листья, цветок. Показать, что для роста растения нужны земля, вода и воздух;
- расширять представления детей о многообразии природных явлений;
- помогать устанавливать простейшие связи между ними;
- закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
Коррекционно-развивающие задачи:
- расширять и уточнять представления о комнатных растениях;
- познакомить с некоторыми способами вегетативного размножения комнатных растений: черенками, листьями, усами;
- учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений (листья высохли — недостаточно воды; листья бледнеют — не хватает света; растение слабое, растет медленно — не хватает питательных веществ);
- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе, учить обращать внимание на ее красоту;
- воспитывать эмоциональную адекватность при восприятии происходящего;
- чувство сотрудничества и взаимопомощи;
- желание совместно выполнять задания и получать результат.
Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания и развития детей. Я.А. Коменский видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, воли и чувств»; К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и речевого развития.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные этапы экологической культуры. Взрослые должны показать маленькому человеку прекрасный мир природы, помочь наладить взаимоотношения с ним.
Коррекционная работа в системе занятий по ознакомлению с окружающим направлена на формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представления о человеке, видах его деятельности и взаимоотношениях его с природой.
В ходе ознакомления с окружающим у детей формируются представления о предметном мире, созданным руками человека. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, учит его быть внимательным к тому, что его окружает. Важно научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях. При формировании адекватных представлений об окружающем у детей создается чувственная основа для слова. Ребенок подготавливается к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений стихов, рассказов, сказок, песен.
Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Речь - великий дар природы, благодаря которой люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, а порой и агрессивными. Но если речь – это дар природы, значит и помощи в ее коррекции мы можем попросить у природы.
В процессе обучения способствуем формированию у детей интереса к явлениям природы. Обучаем детей определять состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идет дождь, дует ветер), знакомим с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья – значит наступила осень, выпал снег- пришла зима, побежали ручьи, распустились цветы – это весна к нам спешит).
Знакомим детей с названиями комнатных растений, имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов). Учим различать и называть стебель, листья, цветок. Показываем, что для роста растения нужны земля, вода и воздух.
Даем представление о том, что растения — живые существа (для их роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет; эти условия им обеспечивает человек). Способствуем развитию экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей. Однако это происходит лишь в том случае, когда детям даются не отдельные знания о предмете или явлении, а определенная целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.
Практический опыт показывает, что при общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.
На занятиях по ознакомлению с окружающим расширяем представления детей о жизни диких животных в природных условиях: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Показываем взаимосвязь животных со средой обитания. Продолжаем воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту на участке детского сада и т.п.). Продолжаем формировать умение взаимодействовать с окружающим миром и гуманное отношение к людям и природе. Экологические занятия в группе часто переплетены с изучением определенной лексической темы, поэтому они приобретают важное значение не только в формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей, в развитии правильной, грамотной и связной речи. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них: «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д. Занятия проходят в виде рассказов воспитателя, бесед, наблюдений, практической деятельности в уголке природы. Во время занятий проводятся с детьми динамические паузы, физкультминутки экологического содержания, для снятия утомления, напряжения. На протяжении учебного года проводится ежедневный уход за комнатными растениями в уголке природы. Дети учатся видеть, какие условия необходимы растениям уголка, учатся практически выполнять трудовые действия, овладевают орудиями труда.
Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность. В зависимости от содержания, наблюдения проводятся в разные режимные моменты: в утренний отрезок времени, на прогулке, в вечернее время.
Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Самое главное – это задавать детям четкие, конкретные вопросы, выслушать их ответы и доброжелательно реагировать на каждое сообщение, похвалой стимулировать детей на дальнейший поиск информации.
Дети учатся видеть необычное в привычном, эмоционально на это реагировать.
Наблюдение - один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями.
С самого рождения ребенка окружает объективный мир, созданный людьми. Постепенно он познает этот мир. Всякое познание начинается с живого созерцания, т.е. с непосредственных ощущений и восприятий. Наблюдения в природе дают материал сознанию для определения сходства и различия, дают начало понятиям, суждениям и умозаключениям.
В процессе наблюдения рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это для него всегда будет необходимым.
Проводя работу по экологическому воспитанию, расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы, о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения к растениям и животным, педагогу нужно стремиться к тому, чтобы дети входили в природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами родной земли.
Основная цель моей работы – это воспитание экологической грамотности у детей.
В соответствии с этим, мною разработан перспективный план по экологическому образованию.
В него входит:
- системное строение природы;
- понятие «живое» как основа экологического образования;
- единство живой и неживой природы;
- приспособление растений и животных к среде обитания, к сезонным изменениям;
- единство человека и природы как основы экологического сознания.
Особое внимание уделяю использованию игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса:
- занятия;
- труд;
- наблюдения;
- инсценирование литературных произведений с помощью кукол и других игрушек.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому я использую различные ситуации чтобы расширить его:
- уточняю с дошкольниками форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы;
- сравниваю явления, подбираю эпитеты, синонимы.
В систему моей работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями:
- дети слушают произведения, инсценируют;
- разыгрывают сказки;
- создают иллюстрации.
Особое место здесь отводится работе с произведениями
Е.И. Чарушина. Большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов. Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем и собственная изобразительная деятельность детей помогает ввести их в мир «отраженной природы», мир искусства.
В старшей подгруппе детей на протяжении всего учебного года систематически используем литературные произведения
В. Бианки. Сюжеты произведений В.Бианки доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экономическую специфику природных явлений, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.
На занятиях и в свободной деятельности мною используются различные виды игр:
- ролевые;
- познавательные;
- пальчиковые;
- словесные- «Кто летает, бегает, прыгает»; «В воде, в воздухе, на земле»;
- настольно – печатные – «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Парные картинки»;
- предметные – «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветке», «Вершки и корешки»;
- игровые упражнения – «Узнай на вкус», «Найди по листу дерево», «Найди к цветку такой же».
Игра – это ведущая деятельность в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть также широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.
Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны.
В работе с родителями по воспитанию экологической культуры дошкольника использую различные формы:
- родительские собрания;
- консультации, папки – передвижки;
- беседы;
Организация работы с родителями помогает полноценно и эффективно осуществлять поставленные мною задачи.
В результате моей работы знания у детей устойчивые, систематизированные, дошкольники могут применять полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Выбранная нами форма работы по экологическому образованию дошкольников доставила много интересного не только детям, но и нам, воспитателям. Она приемлема.
Для нашего детского сада эта форма работы несет в себе и коррекционную направленность: развитие связной речи, работа над звукопроизношением, грамматическим строем речи – все это можно выполнять, работая над экологическим воспитанием детей через сказку.
Список использованной литературы
Акулинцева Т. Будем экологически грамотными// Дошкольное воспитание – 2006.-№ 7-36-42с.
Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // До- школьное воспитание -2003.-№ 12-52с.
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой - М.: Просвещение, 2000.-270с
Градобоева Г. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание – 2008.-№7-6-8с.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (коррекционно-развивающее обучение и воспитание)- М.: Просвещение, 2003.- 270с.
Запольский А.К., Салюк А.И. Основы экологии - Киев, Высшая школа, 2001.-42с.
Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду – 2005.-№ 4-54-56с.
Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада.-М.: Просвещение, 2003. - 137с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика-М.: Просвещение, 2009. -256с.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 2005.-267с
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.- 263с.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.-257с.
Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание-2008.- № 2-13-17с.
Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников// Дошкольной воспитание- 2002.-№ 4-5-17с, 95-126с.
Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование – 2004.-№ 11-4-14с.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001-374с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Неблагоприятные формы поведения родителей в семье при воспитании детей с особыми образовательными потребностями»
В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать один из неправильных вариантов воспитания, а именно - воспитание в культе болезни. В этих случаях болезнь ребёнка становится смысловым ...
«О роли социальной среды в реализации интегрированного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»
Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы в условиях интегрированной модели обучения детей с отклонениями в развитии на с...
Сборник методических материалов "Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями"
Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов/ под ред. О.Б. Коневой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016г. - 35с.Авторы: Баженова Е.В...
Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями
В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...
«Особенности семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями»
Появление ребенка в каждой семье – это, прежде всего, новый виток в ее развитии, становлении и формировании. Родители с нетерпением ждут прибавления, и долгожданный ребенок появляется в доме, чт...
Основные проблемы воспитания детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ
Данная статья затрагивает основные проблемы воспитания в интегрированном детском саду детей с ООП....
Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»)
Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надеж...