Творческий отчет по теме самообразования «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».
статья (подготовительная группа)

Козлова Наталья Павловна

В настоящее время всё более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного процесса. Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet_po_teme_samoobrazovaniya.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет по теме самообразования

«Развитие графомоторных навыков  

через элементы рисования».

                                            « Нет силы более могучей, чем знание;

                                                           человек, вооруженный знанием, - непобедим»

М. Горький

       В настоящее время всё более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного процесса.

       Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка.

       Так как дошкольный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных навыков у старших дошкольников.

       Исходя из этого, я выбрала тему самообразования: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

       В рамках повышения своего профессионального уровня в течение учебного года, я изучала методическую литературу по данной теме и выделила для себя следующие аспекты:

       Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет:

- рисовать;

- раскрашивать;

- копировать простейшие узоры;

- соединять точки;

- правильно удерживать пишущий предмет.

       Уровень развития мелкой моторики ребёнка 6-7 лет — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

       

Работа по формированию графомоторных навыков делится на 4 этапа:

Первый этап.

Развитие  общей  и мелкой моторики.

Для развития общей  моторики необходимо:

- выполнять физминутки.

Для развития мелкой моторики необходимо:

- выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж)

- лепить из пластилина или глины;

- вырезать из бумаги;

- нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;

- застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

- собирать мозаики и конструкторы;

- раскрашивать раскрасками и т.д.

Второй этап.

Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.

Этот этап предусматривает:

- ориентировку в собственном теле;

- ориентировку в окружающем пространстве;

- ориентировку на листе бумаги.    

Третий этап.

Развитие зрительного гнозиса (зрительного восприятия и узнавания)

Для развития зрительного гнозиса используются:

- контурные изображения предметов,

- перечеркнутые контурные изображения,

- контурные изображения, наложенные друг на друга и др.

 

Четвертый этап.

Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

На этом этапе выполняется:

- Ознакомление с клеткой, пространством листа.

- Рисование вертикальных и горизонтальных прямых линии и комбинации из них.

- Рисование наклонных прямых линии и комбинации из них.

- Рисование орнаментов (дуги, волнистые линии, круги, овалы).

- Рисование по клеткам предметов сложной формы (математические

  диктанты).

- Овладение графической символизацией.

Последовательность правильного формирования

графомоторных навыков:

  1 шаг.   Дети учатся правильно сидеть.

  2 шаг.   Учатся правильно держать ручку и бумагу.

  3 шаг.    Учатся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

  4 шаг.   Учатся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.

  5 шаг.   Учатся рисовать полуовалы (верхние, нижние).

  6 шаг.   Учатся рисовать круги и овалы.

  7 шаг.   Учатся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).

  8 шаг.   Учатся рисовать линии, полуовалы, овалы определённой величины  

                (вводится ограничительная линейка - строка).

  9 шаг.   Знакомятся с печатными буквами и учатся писать их правильно.

10 шаг.    Подготовка к письму - освоению написания элементов письменных букв.

                 Переходить к последнему этапу подготовки к письму до школы не  

                 рекомендуется, так как дошкольник обладает низкой способностью к              

                 произвольной регуляции движений, у него не закончено окостенение  

                 фаланг пальцев, не сформированы мелкие мышцы кисти, низкая  

                 выносливость к статическим нагрузкам.

      Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания.

      Полученные теоретические знания я применяю при планировании воспитательно – образовательного процесса и обогащении развивающей среды в группе.

      В своей работе с детьми по развитию графомоторных навыков я использую следующие задания:

 1. Массаж кистей рук.

 2. Пальчиковая гимнастика, физминутки.

 3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

 4. Пальчиковый театр.

  5. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

  6. Шнуровка.

  7. Лепка из пластилина с использованием природного материала.

  8. Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором Лего.

  9. Различные виды аппликаций.

10. Рисование по трафаретам. 

11. Рисование различными материалами: ручкой, простым карандашом, цветными  

      карандашами, мелом, акварелью и т.д.

12. Рисование линий: прямые и фигурные дорожки;

13. Рисование по точкам, контурам, клеточкам;

14. Штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.

15. Дорисовка (по принципу симметрии).

16. Дорисовка геометрических фигур.

17. Дорисовка недостающих деталей.

18. Упражнение «Оживи рисунок».

19. Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

20. Лабиринты.

21. Графические диктанты.

       Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Занятия по подготовке руки к письму я провожу 2 раза в неделю, продолжительность занятия 15-20 минут.

       Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.  

       В 6-7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши), крупными петельками.

       Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.

       Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

      Не забывайте, что человек легче всего обучается чему угодно, если ему предоставлена возможность наблюдать за тем, как это делает другой человек. Рисование и письмо в присутствии ребенка, выполнение заданий у него на глазах значительно упростят развитие его графомоторных навыков и обеспечат успешность и динамичность обучения.  

      Полученные знания и опыт, в ходе изучения данного вопроса, станут хорошем подспорьем в моей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы МБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Калачян С.И. на тему: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования"....

Творческий отчет по теме самообразования "Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности"

Творческий  отчет  по  теме самообразования«Формирование  валеологической  культуры  через  разные  виды  деятельности» Актуальность. (слайд 1)...

Программа по самообразованию "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования у детей старшего дошкольного возраста"

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ре...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

«Развитие графомоторных навыков через элементы рисования»

Особую роль в подготовке ребенка к школе занимает формирование графических навыков. Письмо будущего первоклассника - это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Рисование...

творческий отчет по теме самообразования "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству"

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения н...