Учебно-методический материал
методическая разработка
Использование современных технологий на музыкальных занятиях в детском саду
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ
об использовании педагогических технологий и методик в работе
музыкального руководителя
МБДОУ «Детский сад №4«Малыш» г. Елизово
Осиповой Татьяны Сергеевны
Новые педагогические подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Педагогическая технология - это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.
Основные критерии педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
В своей работе с детьми я использую следующие образовательные технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии - в системе
- Здоровьесберегающие технологии - в системе
- Игровые технологии – в системе
- Технология создания предметной среды - в системе
- Технология взаимодействия с социумом - в системе
- Технология разноуровневого обучения - в системе
- Технология проблемного обучения – элементы
- Технология проектной деятельности - элементы
- Технология «Триз» - элементы
- Технологии личностно - ориентированного обучения - в системе.
Раскроем некоторые из них.
1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.
Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я сделала иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.
Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.
Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне делиться опытом с коллегами, размещая свои методические разработки на страницах своего мини-сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования», принимаю участие во всероссийском конкурсе «АРТ-талант». Владею программой PowerPoint.
При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Считаю, что педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.
2. Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Разнообразие содержания и форм работы с детьми, позволяют детям на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать следующие здоровьесберегающие технологии:
-дыхательная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
-речь с движением или игры со словом.
Дыхательная гимнастика:
Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.
В начале обучения главная задача – научиться правильно дышать. Этому разделу я отводила особое внимание, продвигаясь вперед, периодически возвращаясь к нему, повторяя дыхательные упражнения, в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. На занятиях должен применяться комплекс упражнений для постановки дыхания.
Дыхательная гимнастика, способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний.
Примеры дыхательной гимнастики:
«пушинки» – легкий выдох, будто сдуваем пушинку;
«муха» или «пчела» – резкий выдох.
«маленький хомячок» – надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух.
Речь с движением или игры со словами:
- стимулирует развитие речи;
- развивает пространственное мышление;
- развивает внимание, воображение;
- воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Игра-упражнение «У мишки дом большой»
Цель: развитие подражательных движений
У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут
вверх.
У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки
опускают к полу.
Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.
А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».
3.Технология проектной деятельности
Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
Мною разработаны и реализованы краткосрочные проекты музыкально-театрализованной деятельности «Сказка в музыке», «Театр и мы».
На первом этапе формулирую проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Ввожу детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирую задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются:
- вхождение в проблему,
- вживание в игровую ситуацию,
- принятие задач и целей.
На втором этапе помогаю детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
На третьем этапе оказываю ребятам практическую помощь, а также направляю и контролирую осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Начав использовать в своей деятельности проектный метод, я убедилась в его эффективности, что во многом обусловлено особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатель и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов.
В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания .
Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Поэтому в дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию и реализации проектов.
4. Технология «Триз»
Технология использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.
В разделе песенное, танцевальное, игровое творчество так же используется технология «Триз» (импровизация мелодии на заданный текст, сочинение и исполнение мелодии).
5.Игровая технология
Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности.
На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр: сюжетно-ролевые, подвижные, настольные.
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.
Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:для развития звуковысотного слуха, на развитие чувства ритма, на развитие тембрового слуха, на развитие памяти и слуха, на развитие детского творчества.
Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю: в процессе пения, в процессе слушания музыки, в процессе ритмических движений, в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитиетеатральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Я, как педагог, обучаю ребенка театрализованной игре, моделям выражения различных эмоций, навыкам управления своей эмоциональной сферой и на каждом этапе овладения детьми знаниями, умениями и навыками ставлю определенные воспитательные задачи, направленные на коррекцию отдельных черт характера ребенка.
Прежде всего, я начинаю формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показываю сама, либо совместно с другими педагогами детского сада. На этом этапе формирую у ребенка позицию “зритель” (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо “артистам”), учу выражать основные эмоции (радость, удивление, интерес, страх), знакомлю с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой.Стараюсь научить детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и детьми, даю роли застенчивым детям, детям с речевыми трудностями, что позволяет самоутверждению и самосовершенствованию каждого ребенка.
Постепенно расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей театра. Самым доступным и любимым видом театра в нашем ДОУ является кукольный театр. В театральной зоне представлены несколько видов кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол Би-ба-бо, театр на фланели.
Таким образом, занимаясь с детьми театром, я стараюсь делать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Помимо основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, я использую в своей работедополнительные программы и технологии известных педагогов, что позволяет более успешно развивать музыкально- творческие способности детей.
Я часто пользуюсь в своей работе программой О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Меня заинтересовали в ней разделы: «Настроения, чувства в музыке, «Природа и музыка», «Песня, танец, марш». В программе О. П. Радыновой отработана методика развития у детей творческих навыков в различных видах музыкальной деятельности – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, песенном творчестве, музыкальных играх – сказках. В этой программе так же желательно объединение различных видов искусств: музыки, поэзии, живописи. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыки, становятся активными, словарь детей обогащается, дети начинают понимать, что веселая музыка может быть и торжественной и шутливой; а торжественная музыка может быть и радостной, но бывает и скорбной. Предлагаемые программой конспекты можно варьировать, опираясь на собственный педагогический опыт.
В своей работе еще использую методику К.Орфа. Методика Карла Орфа открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки, которые можно так просто изобразить любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.
Принципы игровой народной педагогики К.Орфа.
- Креативность – предполагает творческий подход к преподаванию музыки детям. Творит педагог, творит ребенок. Малышу предлагают сочинить мелодию, придумать простое движение, подобрать рифму. Для детей это очень важно: «я – сам поэт и композитор».
- Вариативность подразумевает различные варианты, «вариации» при выполнении задания, разучивания песни или танца. Внесение новых, интересных элементов позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения.
- Коммуникативность – важное качество, необходимое каждому в наше непростое время. На занятиях дети учатся общаться между собой, договариваться.
Важным моментом в педагогике К. Орфа является соединение таких видов деятельности, как пение, движение, слушание с игрой, занятиями в оркестре. Как правило, все эти виды деятельности проходят одновременно, не мешая, а взаимодополняя друг друга.
В своей работе я активно применяю приемы методики Т. А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Она основана на сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах. Простейшие стихи, проговариваемые приемом ритмодекламации, воспитывают у детей одновременно чувство метро – ритма, координацию движений, слаженность группового действия, свободную импровизацию, самостоятельность исполнения.
В «Ритмической мозаике» А. Н. Бурениной, Т. И. Суворовой «Танцевальной ритмике» я нашла для себя доступный способ выражения музыкальных способностей детей через ритмо – пластику движений. Все танцы сопровождаются ярким музыкальным сопровождением.
Программа музыкально – ритмического воспитания для детей 2-х, 3-х лет (авторы: И. Н. Сауко, А. И. Буренина) основана на использовании музыкально – ритмических упражнений в течении всего года: осенью, зимой, весной, летом. Малыши осваивают разнообразные музыкально – ритмические движения, пляски, игры как известных авторов, так и на народные мелодии.
Очень эффективна методика музыкально – эстетического воспитания, которая описана в программе «Ладушки». (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева). Работа по этой программе помогает превратить каждую НОД в маленький праздник. Меня привлекает комплексный подход к НОД: патриотическое воспитание, знакомство с фольклором, танцевальная и игровая деятельность.
Использование различных педагогических технологий обогатил мой собственный опыт педагогической деятельности, явился эффективным средством развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ
об использовании педагогических технологий и методик в работе
музыкального руководителя
МБДОУ «Детский сад №4«Малыш» г. Елизово
Осиповой Татьяны Сергеевны
Новые педагогические подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Педагогическая технология - это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.
Основные критерии педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
В своей работе с детьми я использую следующие образовательные технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии - в системе
- Здоровьесберегающие технологии - в системе
- Игровые технологии – в системе
- Технология создания предметной среды - в системе
- Технология взаимодействия с социумом - в системе
- Технология разноуровневого обучения - в системе
- Технология проблемного обучения – элементы
- Технология проектной деятельности - элементы
- Технология «Триз» - элементы
- Технологии личностно - ориентированного обучения - в системе.
Раскроем некоторые из них.
1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.
Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я сделала иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.
Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.
Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне делиться опытом с коллегами, размещая свои методические разработки на страницах своего мини-сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования», принимаю участие во всероссийском конкурсе «АРТ-талант». Владею программой PowerPoint.
При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Считаю, что педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.
2. Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Разнообразие содержания и форм работы с детьми, позволяют детям на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать следующие здоровьесберегающие технологии:
-дыхательная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
-речь с движением или игры со словом.
Дыхательная гимнастика:
Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.
В начале обучения главная задача – научиться правильно дышать. Этому разделу я отводила особое внимание, продвигаясь вперед, периодически возвращаясь к нему, повторяя дыхательные упражнения, в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. На занятиях должен применяться комплекс упражнений для постановки дыхания.
Дыхательная гимнастика, способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний.
Примеры дыхательной гимнастики:
«пушинки» – легкий выдох, будто сдуваем пушинку;
«муха» или «пчела» – резкий выдох.
«маленький хомячок» – надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух.
Речь с движением или игры со словами:
- стимулирует развитие речи;
- развивает пространственное мышление;
- развивает внимание, воображение;
- воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Игра-упражнение «У мишки дом большой»
Цель: развитие подражательных движений
У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут
вверх.
У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки
опускают к полу.
Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.
А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».
3.Технология проектной деятельности
Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
Мною разработаны и реализованы краткосрочные проекты музыкально-театрализованной деятельности «Сказка в музыке», «Театр и мы».
На первом этапе формулирую проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Ввожу детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирую задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются:
- вхождение в проблему,
- вживание в игровую ситуацию,
- принятие задач и целей.
На втором этапе помогаю детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
На третьем этапе оказываю ребятам практическую помощь, а также направляю и контролирую осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Начав использовать в своей деятельности проектный метод, я убедилась в его эффективности, что во многом обусловлено особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатель и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов.
В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания .
Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Поэтому в дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию и реализации проектов.
4. Технология «Триз»
Технология использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.
В разделе песенное, танцевальное, игровое творчество так же используется технология «Триз» (импровизация мелодии на заданный текст, сочинение и исполнение мелодии).
5.Игровая технология
Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности.
На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр: сюжетно-ролевые, подвижные, настольные.
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.
Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:для развития звуковысотного слуха, на развитие чувства ритма, на развитие тембрового слуха, на развитие памяти и слуха, на развитие детского творчества.
Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю: в процессе пения, в процессе слушания музыки, в процессе ритмических движений, в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитиетеатральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Я, как педагог, обучаю ребенка театрализованной игре, моделям выражения различных эмоций, навыкам управления своей эмоциональной сферой и на каждом этапе овладения детьми знаниями, умениями и навыками ставлю определенные воспитательные задачи, направленные на коррекцию отдельных черт характера ребенка.
Прежде всего, я начинаю формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показываю сама, либо совместно с другими педагогами детского сада. На этом этапе формирую у ребенка позицию “зритель” (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо “артистам”), учу выражать основные эмоции (радость, удивление, интерес, страх), знакомлю с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой.Стараюсь научить детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и детьми, даю роли застенчивым детям, детям с речевыми трудностями, что позволяет самоутверждению и самосовершенствованию каждого ребенка.
Постепенно расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей театра. Самым доступным и любимым видом театра в нашем ДОУ является кукольный театр. В театральной зоне представлены несколько видов кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол Би-ба-бо, театр на фланели.
Таким образом, занимаясь с детьми театром, я стараюсь делать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Помимо основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, я использую в своей работедополнительные программы и технологии известных педагогов, что позволяет более успешно развивать музыкально- творческие способности детей.
Я часто пользуюсь в своей работе программой О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Меня заинтересовали в ней разделы: «Настроения, чувства в музыке, «Природа и музыка», «Песня, танец, марш». В программе О. П. Радыновой отработана методика развития у детей творческих навыков в различных видах музыкальной деятельности – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, песенном творчестве, музыкальных играх – сказках. В этой программе так же желательно объединение различных видов искусств: музыки, поэзии, живописи. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыки, становятся активными, словарь детей обогащается, дети начинают понимать, что веселая музыка может быть и торжественной и шутливой; а торжественная музыка может быть и радостной, но бывает и скорбной. Предлагаемые программой конспекты можно варьировать, опираясь на собственный педагогический опыт.
В своей работе еще использую методику К.Орфа. Методика Карла Орфа открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки, которые можно так просто изобразить любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.
Принципы игровой народной педагогики К.Орфа.
- Креативность – предполагает творческий подход к преподаванию музыки детям. Творит педагог, творит ребенок. Малышу предлагают сочинить мелодию, придумать простое движение, подобрать рифму. Для детей это очень важно: «я – сам поэт и композитор».
- Вариативность подразумевает различные варианты, «вариации» при выполнении задания, разучивания песни или танца. Внесение новых, интересных элементов позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения.
- Коммуникативность – важное качество, необходимое каждому в наше непростое время. На занятиях дети учатся общаться между собой, договариваться.
Важным моментом в педагогике К. Орфа является соединение таких видов деятельности, как пение, движение, слушание с игрой, занятиями в оркестре. Как правило, все эти виды деятельности проходят одновременно, не мешая, а взаимодополняя друг друга.
В своей работе я активно применяю приемы методики Т. А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Она основана на сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах. Простейшие стихи, проговариваемые приемом ритмодекламации, воспитывают у детей одновременно чувство метро – ритма, координацию движений, слаженность группового действия, свободную импровизацию, самостоятельность исполнения.
В «Ритмической мозаике» А. Н. Бурениной, Т. И. Суворовой «Танцевальной ритмике» я нашла для себя доступный способ выражения музыкальных способностей детей через ритмо – пластику движений. Все танцы сопровождаются ярким музыкальным сопровождением.
Программа музыкально – ритмического воспитания для детей 2-х, 3-х лет (авторы: И. Н. Сауко, А. И. Буренина) основана на использовании музыкально – ритмических упражнений в течении всего года: осенью, зимой, весной, летом. Малыши осваивают разнообразные музыкально – ритмические движения, пляски, игры как известных авторов, так и на народные мелодии.
Очень эффективна методика музыкально – эстетического воспитания, которая описана в программе «Ладушки». (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева). Работа по этой программе помогает превратить каждую НОД в маленький праздник. Меня привлекает комплексный подход к НОД: патриотическое воспитание, знакомство с фольклором, танцевальная и игровая деятельность.
Использование различных педагогических технологий обогатил мой собственный опыт педагогической деятельности, явился эффективным средством развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал для работы с родителями подготовительной к школе группы на учебный год.
План работы с родителями на учебный год...
Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.
ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...
Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".
Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....
Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – дидактические пособия, раздаточный материал)
В данном материале содержится предметно-развивающая среда и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – д...
II Критерий. Организация предметно - развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно - методический комплекс, технический средства обучения, ИКТ, нагляжно - дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)
Паспорт группы размещен на сайте nsportal.ru https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/15/pasport-gruppy-teremok...
Выступление в районном конкурсе "Лучший учебно-методический материал". Методические пособие "Увлекательная математика"
Методическое пособие для развития детей в познавательной области (математика)...
II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)
II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, разд...