Учебно-методический материал
методическая разработка

Использование современных технологий на музыкальных занятиях в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ

об использовании педагогических технологий и методик в работе

музыкального руководителя

МБДОУ «Детский сад №4«Малыш» г. Елизово

Осиповой Татьяны Сергеевны

Новые педагогические подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.

Педагогическая технология - это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.

Основные критерии педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

 - логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

 - целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

В своей работе с детьми я использую следующие образовательные технологии:

- Информационно-коммуникационные технологии - в системе

- Здоровьесберегающие технологии - в системе

- Игровые технологии – в системе

- Технология создания предметной среды - в системе

- Технология взаимодействия с социумом - в системе

- Технология разноуровневого обучения - в системе

- Технология проблемного обучения – элементы

- Технология проектной деятельности - элементы

- Технология «Триз» - элементы

- Технологии личностно - ориентированного обучения  - в системе.

        Раскроем некоторые из них.

1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я сделала иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.

Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.

Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне делиться опытом с коллегами, размещая свои методические разработки на страницах своего мини-сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования», принимаю участие во всероссийском конкурсе «АРТ-талант». Владею программой PowerPoint.

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Считаю, что педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

2. Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.  Разнообразие содержания и форм работы с детьми, позволяют детям на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать следующие здоровьесберегающие технологии:

-дыхательная гимнастика;

-артикуляционная гимнастика;

-речь с движением или игры со словом.

                                           Дыхательная гимнастика:

Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.

В начале обучения главная задача – научиться правильно дышать. Этому разделу я отводила особое внимание, продвигаясь вперед, периодически возвращаясь к нему, повторяя дыхательные упражнения, в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. На занятиях должен применяться комплекс упражнений для постановки дыхания.

Дыхательная гимнастика, способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний.

Примеры дыхательной гимнастики:

«пушинки» – легкий выдох, будто сдуваем пушинку;

«муха» или «пчела» – резкий выдох.

«маленький хомячок» – надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух.

Речь с движением или игры со словами:

- стимулирует развитие речи;

- развивает пространственное мышление;

- развивает внимание, воображение;

- воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Игра-упражнение «У мишки дом большой»

Цель: развитие подражательных движений

У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут

вверх.

У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки

опускают к полу.

Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.

А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».

3.Технология проектной деятельности

Основная задача  педагога – приобщить ребенка к удивительному  и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие  музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение  к нему, стремление активно, творчески  сопереживать воспринимаемое.

Мною разработаны и реализованы краткосрочные проекты музыкально-театрализованной деятельности  «Сказка в музыке», «Театр и мы».

На первом этапе формулирую проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Ввожу детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирую задачи.

 Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются:

- вхождение в проблему,

- вживание в игровую ситуацию,

- принятие задач и целей.

На втором этапе помогаю детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

На третьем этапе оказываю ребятам практическую помощь, а также направляю и контролирую осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Начав использовать в своей деятельности проектный метод, я убедилась в его эффективности, что во многом обусловлено особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатель и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов.

В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания .

Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели,  музыкальный руководитель.  Поэтому в дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию и реализации проектов.

4. Технология «Триз»

Технология использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

В разделе песенное, танцевальное, игровое творчество так же используется технология «Триз» (импровизация мелодии на заданный текст, сочинение и исполнение мелодии).

5.Игровая технология

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности.

На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр: сюжетно-ролевые, подвижные, настольные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

Я  использую следующие виды музыкально-дидактических игр:для развития звуковысотного слуха, на развитие чувства ритма, на развитие тембрового слуха, на развитие памяти и слуха, на развитие детского творчества.

Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю: в процессе пения, в процессе слушания музыки, в процессе ритмических движений, в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитиетеатральных  способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Я, как педагог, обучаю ребенка театрализованной игре, моделям выражения различных эмоций, навыкам управления своей эмоциональной сферой и на каждом этапе овладения детьми знаниями, умениями и навыками ставлю определенные воспитательные задачи, направленные на коррекцию отдельных черт характера ребенка.

Прежде всего, я начинаю формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показываю сама, либо совместно с другими педагогами детского сада. На этом этапе формирую у ребенка позицию “зритель” (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо “артистам”), учу выражать основные эмоции (радость, удивление, интерес, страх), знакомлю с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой.Стараюсь научить детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и детьми, даю роли застенчивым детям, детям с речевыми трудностями, что позволяет самоутверждению и самосовершенствованию каждого ребенка.

Постепенно расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей театра. Самым доступным и любимым видом театра в нашем  ДОУ является кукольный театр. В театральной зоне   представлены несколько видов кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол Би-ба-бо, театр на фланели.

Таким образом, занимаясь с детьми театром, я стараюсь делать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Помимо  основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, я использую в своей работедополнительные программы и технологии известных педагогов, что позволяет более успешно развивать музыкально- творческие способности детей.

Я часто пользуюсь в своей работе программой О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Меня заинтересовали в ней разделы: «Настроения, чувства в музыке, «Природа и музыка», «Песня, танец, марш». В программе О. П. Радыновой отработана методика развития у детей творческих навыков в различных видах музыкальной деятельности – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, песенном творчестве, музыкальных играх – сказках. В этой программе так же желательно объединение различных видов искусств: музыки, поэзии, живописи. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыки, становятся активными, словарь детей обогащается, дети начинают понимать, что веселая музыка может быть и торжественной и шутливой; а торжественная музыка может быть и радостной, но бывает и  скорбной. Предлагаемые программой конспекты можно варьировать, опираясь на собственный педагогический опыт.

В своей работе еще использую методику К.Орфа. Методика Карла Орфа открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки, которые можно так просто изобразить любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.

Принципы игровой народной педагогики К.Орфа.

- Креативность – предполагает творческий подход к преподаванию музыки детям. Творит педагог, творит ребенок. Малышу предлагают сочинить мелодию, придумать простое движение, подобрать рифму. Для детей это очень важно: «я – сам поэт и композитор».

- Вариативность подразумевает различные варианты, «вариации» при выполнении задания, разучивания песни или танца. Внесение новых, интересных элементов позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения.

- Коммуникативность – важное качество, необходимое каждому в наше непростое время. На занятиях дети учатся общаться между собой, договариваться.

Важным моментом в педагогике К. Орфа является соединение таких видов деятельности, как пение, движение, слушание с игрой, занятиями в оркестре. Как правило, все эти виды деятельности проходят одновременно, не мешая, а взаимодополняя друг друга.

В своей работе я активно применяю приемы методики Т. А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Она основана на сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах. Простейшие стихи, проговариваемые приемом ритмодекламации, воспитывают у детей одновременно чувство метро – ритма, координацию движений, слаженность группового действия, свободную импровизацию, самостоятельность исполнения.

В «Ритмической мозаике» А. Н. Бурениной, Т. И. Суворовой «Танцевальной ритмике» я нашла для себя доступный способ выражения музыкальных способностей детей через ритмо – пластику движений. Все танцы сопровождаются ярким музыкальным сопровождением.

Программа музыкально – ритмического воспитания для детей 2-х, 3-х лет (авторы: И. Н. Сауко, А. И. Буренина) основана на использовании музыкально – ритмических упражнений в течении всего года: осенью, зимой, весной, летом. Малыши осваивают разнообразные музыкально – ритмические движения, пляски, игры как известных авторов, так и на народные мелодии.

Очень эффективна методика музыкально – эстетического воспитания, которая описана в программе «Ладушки». (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева). Работа по этой программе помогает превратить каждую НОД в маленький праздник. Меня привлекает комплексный подход к НОД:  патриотическое воспитание, знакомство с фольклором, танцевальная и игровая деятельность.

Использование различных педагогических технологий обогатил мой  собственный опыт педагогической деятельности, явился эффективным средством развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.



Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ

об использовании педагогических технологий и методик в работе

музыкального руководителя

МБДОУ «Детский сад №4«Малыш» г. Елизово

Осиповой Татьяны Сергеевны

Новые педагогические подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.

Педагогическая технология - это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.

Основные критерии педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

 - логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

 - целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

В своей работе с детьми я использую следующие образовательные технологии:

- Информационно-коммуникационные технологии - в системе

- Здоровьесберегающие технологии - в системе

- Игровые технологии – в системе

- Технология создания предметной среды - в системе

- Технология взаимодействия с социумом - в системе

- Технология разноуровневого обучения - в системе

- Технология проблемного обучения – элементы

- Технология проектной деятельности - элементы

- Технология «Триз» - элементы

- Технологии личностно - ориентированного обучения  - в системе.

        Раскроем некоторые из них.

1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я сделала иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.

Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.

Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне делиться опытом с коллегами, размещая свои методические разработки на страницах своего мини-сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования», принимаю участие во всероссийском конкурсе «АРТ-талант». Владею программой PowerPoint.

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Считаю, что педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

2. Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.  Разнообразие содержания и форм работы с детьми, позволяют детям на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать следующие здоровьесберегающие технологии:

-дыхательная гимнастика;

-артикуляционная гимнастика;

-речь с движением или игры со словом.

                                           Дыхательная гимнастика:

Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.

В начале обучения главная задача – научиться правильно дышать. Этому разделу я отводила особое внимание, продвигаясь вперед, периодически возвращаясь к нему, повторяя дыхательные упражнения, в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. На занятиях должен применяться комплекс упражнений для постановки дыхания.

Дыхательная гимнастика, способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний.

Примеры дыхательной гимнастики:

«пушинки» – легкий выдох, будто сдуваем пушинку;

«муха» или «пчела» – резкий выдох.

«маленький хомячок» – надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух.

Речь с движением или игры со словами:

- стимулирует развитие речи;

- развивает пространственное мышление;

- развивает внимание, воображение;

- воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Игра-упражнение «У мишки дом большой»

Цель: развитие подражательных движений

У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут

вверх.

У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки

опускают к полу.

Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.

А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».

3.Технология проектной деятельности

Основная задача  педагога – приобщить ребенка к удивительному  и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие  музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение  к нему, стремление активно, творчески  сопереживать воспринимаемое.

Мною разработаны и реализованы краткосрочные проекты музыкально-театрализованной деятельности  «Сказка в музыке», «Театр и мы».

На первом этапе формулирую проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Ввожу детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирую задачи.

 Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются:

- вхождение в проблему,

- вживание в игровую ситуацию,

- принятие задач и целей.

На втором этапе помогаю детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

На третьем этапе оказываю ребятам практическую помощь, а также направляю и контролирую осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Начав использовать в своей деятельности проектный метод, я убедилась в его эффективности, что во многом обусловлено особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатель и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов.

В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания .

Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели,  музыкальный руководитель.  Поэтому в дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию и реализации проектов.

4. Технология «Триз»

Технология использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

В разделе песенное, танцевальное, игровое творчество так же используется технология «Триз» (импровизация мелодии на заданный текст, сочинение и исполнение мелодии).

5.Игровая технология

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности.

На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр: сюжетно-ролевые, подвижные, настольные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

Я  использую следующие виды музыкально-дидактических игр:для развития звуковысотного слуха, на развитие чувства ритма, на развитие тембрового слуха, на развитие памяти и слуха, на развитие детского творчества.

Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю: в процессе пения, в процессе слушания музыки, в процессе ритмических движений, в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитиетеатральных  способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Я, как педагог, обучаю ребенка театрализованной игре, моделям выражения различных эмоций, навыкам управления своей эмоциональной сферой и на каждом этапе овладения детьми знаниями, умениями и навыками ставлю определенные воспитательные задачи, направленные на коррекцию отдельных черт характера ребенка.

Прежде всего, я начинаю формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показываю сама, либо совместно с другими педагогами детского сада. На этом этапе формирую у ребенка позицию “зритель” (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо “артистам”), учу выражать основные эмоции (радость, удивление, интерес, страх), знакомлю с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой.Стараюсь научить детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и детьми, даю роли застенчивым детям, детям с речевыми трудностями, что позволяет самоутверждению и самосовершенствованию каждого ребенка.

Постепенно расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей театра. Самым доступным и любимым видом театра в нашем  ДОУ является кукольный театр. В театральной зоне   представлены несколько видов кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол Би-ба-бо, театр на фланели.

Таким образом, занимаясь с детьми театром, я стараюсь делать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Помимо  основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, я использую в своей работедополнительные программы и технологии известных педагогов, что позволяет более успешно развивать музыкально- творческие способности детей.

Я часто пользуюсь в своей работе программой О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Меня заинтересовали в ней разделы: «Настроения, чувства в музыке, «Природа и музыка», «Песня, танец, марш». В программе О. П. Радыновой отработана методика развития у детей творческих навыков в различных видах музыкальной деятельности – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, песенном творчестве, музыкальных играх – сказках. В этой программе так же желательно объединение различных видов искусств: музыки, поэзии, живописи. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыки, становятся активными, словарь детей обогащается, дети начинают понимать, что веселая музыка может быть и торжественной и шутливой; а торжественная музыка может быть и радостной, но бывает и  скорбной. Предлагаемые программой конспекты можно варьировать, опираясь на собственный педагогический опыт.

В своей работе еще использую методику К.Орфа. Методика Карла Орфа открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки, которые можно так просто изобразить любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.

Принципы игровой народной педагогики К.Орфа.

- Креативность – предполагает творческий подход к преподаванию музыки детям. Творит педагог, творит ребенок. Малышу предлагают сочинить мелодию, придумать простое движение, подобрать рифму. Для детей это очень важно: «я – сам поэт и композитор».

- Вариативность подразумевает различные варианты, «вариации» при выполнении задания, разучивания песни или танца. Внесение новых, интересных элементов позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения.

- Коммуникативность – важное качество, необходимое каждому в наше непростое время. На занятиях дети учатся общаться между собой, договариваться.

Важным моментом в педагогике К. Орфа является соединение таких видов деятельности, как пение, движение, слушание с игрой, занятиями в оркестре. Как правило, все эти виды деятельности проходят одновременно, не мешая, а взаимодополняя друг друга.

В своей работе я активно применяю приемы методики Т. А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Она основана на сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах. Простейшие стихи, проговариваемые приемом ритмодекламации, воспитывают у детей одновременно чувство метро – ритма, координацию движений, слаженность группового действия, свободную импровизацию, самостоятельность исполнения.

В «Ритмической мозаике» А. Н. Бурениной, Т. И. Суворовой «Танцевальной ритмике» я нашла для себя доступный способ выражения музыкальных способностей детей через ритмо – пластику движений. Все танцы сопровождаются ярким музыкальным сопровождением.

Программа музыкально – ритмического воспитания для детей 2-х, 3-х лет (авторы: И. Н. Сауко, А. И. Буренина) основана на использовании музыкально – ритмических упражнений в течении всего года: осенью, зимой, весной, летом. Малыши осваивают разнообразные музыкально – ритмические движения, пляски, игры как известных авторов, так и на народные мелодии.

Очень эффективна методика музыкально – эстетического воспитания, которая описана в программе «Ладушки». (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева). Работа по этой программе помогает превратить каждую НОД в маленький праздник. Меня привлекает комплексный подход к НОД:  патриотическое воспитание, знакомство с фольклором, танцевальная и игровая деятельность.

Использование различных педагогических технологий обогатил мой  собственный опыт педагогической деятельности, явился эффективным средством развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".

Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....

Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – дидактические пособия, раздаточный материал)

В данном материале содержится предметно-развивающая среда и методическое оснащение группы (Литература, учебно – методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно – д...

Выступление в районном конкурсе "Лучший учебно-методический материал". Методические пособие "Увлекательная математика"

Методическое пособие для развития детей в познавательной области (математика)...

II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)

II Критерий. Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, разд...