Организация среды для формирования театрального творчества дошкольников
консультация
Предварительный просмотр:
Организация среды для формирования театрального творчества дошкольников.
Театр — это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали
и нравственности.
Б.М. Теплов
Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому так важно создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, поощрять исполнительское творчество.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта. Выступления на сцене способствуют реализации творческих и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, чувствовать и познавать окружающий мир.
Для этого необходимы определенные условия. Одним из важных факторов реализации работы по театрализованной деятельности в группе является правильная организация предметно-развивающей среды. И сегодня мы поговорим о том, как правильно организовать театральный уголок в группе.
При организации театрального уголка важно предусмотреть следующие принципы:
— Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.
— Принцип сменяемости материала. Как и любой элемент развивающей среды, театральный уголок нуждается в обновление репертуара, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, тематики проводимых занятий и пр.
— Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.
— Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.
— Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.
Стандартная театральная зона включает в себя:
— Ширма
— Игрушки для разных видов театра (театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, ложках, тарелках, персонажи для коврографа и т.д.)
— Реквизит (в зависимости от возраста и от сказок)
— Маски-шапочки
— Костюмы или элементы костюмов
— Фонотека с разнообразной музыкой
— Афиши, билеты, програмки.
— Декорации (для старших дошкольников)
Содержание уголков с учетом возраста детей.
Для младшего возраста:
Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков, тренировать координацию, мелкую моторику.
— пальчиковый театр;
— настольный театр (различные виды);
— театр мягкой игрушки;
— театр вязаной игрушки;
— театр игрушки из конуса.
— театр картинок.
Для среднего возраста:
Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой. Осваивать азы кукловождения, знакомство с театральной ширмой.
— пальчиковый театр;
— настольный театр (различные виды);
— куклы на ложках или тарелках;
— куклы-картинки;
— би-ба-бо;
— кукла на гапите
— куклы-перчатки.
— театр картинок.
— плоскостной на коврографе.
Для старшего возраста:
Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
— пальчиковый театр;
— куклы-перчатки;
— куклы-марионетки;
— би-ба-бо
Для подготовительной группы:
Задача — освоение тонкостей актерской деятельности, развитие творчества. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее.
— пальчиковый театр;
— куклы-перевертыши;
— куклы перчатки-варежки;
— куклы-марионетки;
— ростовые куклы;
— тростевые куклы;
— театр теней
— Театр математики.
Интересный момент — наличие в группе хранителя театрального уголка. Это, своего рода, кукла-зазывалка, вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Эта кукла должна быть любимой для детей, знакомой для них. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. Она не только зазывает в сказку, но и может помочь в знакомстве детей с основами театра.
Для развития у старших воспитанников творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут сами моделировать свое творчество. Алгоритм перевоплощения (карточки с последовательностью и избирательностью выбора реквизита, костюмов) помогут детям научиться создавать выбранный образ, делая его более ярким и эмоциональным. Карточки с алгоритмом перевоплощения должны быть оформлены красочно,
в доступной для детей форме
Примеры алгоритмов перевоплощения в роль.
Девочка — красная шапочка — корзинка — пирожки = Красная шапочка.
Девочка — платок — юбка/фартук — палочка = Бабушка.
Для развития у старших воспитанников творческого воображения и связной речи в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут самостоятельно воспроизводить сказку опираясь на модель - сюжетные картинки. Алгоритмы по развитию сказочного сюжета научат детей фантазировать, включаться в творческий процесс — придумывать новую сказку, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности. Они могут быть:
Виды алгоритмов по развитию сказочного сюжета:
— По сюжетной линии знакомой сказки;
— Со свободным сюжетом. Детям предлагается набор персонажей, с которыми они должны составить собственную сказку.
Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:
— Волшебные шкатулка, коробочка/мешочек (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;
— Волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми);
— Волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
— Волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет),
Можно организовать «мастерскую» для участия детей в изготовлении театральных атрибутов, масок, афиш, билетов и т. д. Дети с радостью примут в этом участие.
Создавая театральный уголок в группе, мы пробуждаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к театру, раскрываем их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду. Желаю вам проявлять фантазию, выдумку и изобретательность при оформлении своих групповых театральных уголков.
Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние предметно-развивающей среды на формирование информационной культуры дошкольников
В статье рассматривается влияние предметно-развивающей среды группы: возможности использование медиа ресурсов, интренет ресурсов, разнообразие книжных уголков, уголков наблюдения на ...
"Проектирование предметно-развивающей среды в формировании исследовательских умений дошкольников"
Сообщение для педагогов...
Консультация для воспитателей: Условия формирования художественного творчества дошкольников в ДОУ.
Разнообразие и вариативность работы по изобразительному творчеству с дошкольниками в ДОУ, изобразительное творчество и игра, препятствия на пути к успешному развитию детского творчества...
«Формирование исполнительского творчества дошкольников в музыкальной деятельности посредством творческих заданий».
Консультация музыкального руководителя для педагогов....
Условия формирования художественного творчества дошкольников в ДОУ
Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятияхОдно из наиболее важных условий успешногоразвития детского художественного творчества — разнообразие и вариа-тивность работы с детьми на занятия...
«Формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок»
Одной из эффективных методик работы воспитателя в данном аспекте является формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению сказок....
«ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКУ»
Букллет«ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКУ»...