Статья "Значение игры в развитии ребенка"
статья (старшая группа)

Гусакова Елена Александровна

Большое значение в жизни ребенка имеет игра. Практический опыт показывает, что в дошкольном возрасте, что игра является ведущей деятельностью в этот период. В играх решаются следующие задачи: формирование правильного звукопроизношения; развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, мелкой моторики; активизация когнитивных процессов; повышение мотивации к самостоятельной игровой развивающей деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игры в развитии ребенка.

  Большое значение в жизни ребенка имеет игра. Практический опыт показывает, что в дошкольном возрасте, что игра является ведущей деятельностью в этот период. В играх решаются следующие задачи: формирование правильного звукопроизношения; развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, мелкой моторики; активизация когнитивных процессов; повышение мотивации к самостоятельной игровой развивающей деятельности.

На шестом году в основном завершается освоение системы родного языка, однако многие единичные традиционные формы пока еще остаются неусвоенными. По-прежнему активно протекает словотворческий процесс. В совершенствовании навыков построения высказываний важную роль играет целенаправленное обучение, которое может осуществляться в игровой форме. Игровую форму обучения могут придавать специально организованные игровые ситуации. Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки и игры-драматизации по мотивам сказок и литературных произведений. Участвуя в театральных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, поэтому, на ряду со словесным творчеством драматизация или театрализация представляют самый распространенный вид детского творчества. В театрализованной игре ребенок научится держаться уверенно и раскрепощенно. При этом развивается память, речевые навыки, образное мышление. Эти игры включают развитие речи, дыхательную гимнастику, упражнения на развитие координации движения, развивают слух, чувство ритма, внимание, импровизацию. Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями способствует «ситуация письменной речи», при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Этот прием используют при изготовлении детских книжек, альбомов детского творчества.

  Навыки согласования подлежащего и сказуемого ребенок может приобретать в игровых упражнениях. Речевые игры и упражнения направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи:

  • Воспитание звуковой культуры речи;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие связной речи.

  Эти задачи тесно связаны между собой и развивают у детей внимание к слову и его точному и правильному употреблению в устной речи.

  Игры и игровые упражнения помогают детям осознать элементы языка, речи и слова, что становится предпосылкой для усвоения программы по русскому языку при дальнейшем обучении в школе. В играх с детьми необходимо создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Игры подбираются в соответствии с лексической темой.

  В результате проведения дидактической игры дети используют в речи сложные предложения, при пересказе могут пользоваться прямой и косвенной речью, самостоятельно составлять рассказы по образцу, схеме, по сюжетной картинке, по набору картинок, пересказывать небольшие рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки, подбирать к существительным прилагательные, к данным словам антонимы.

  Для развития фонетической стороны речи можно использовать игры «Поймай звук», «На каком месте?», «Замени звук», «Угадай слово по первому и последнему звуку», «Назови слова родственники» и др.

  Для формирования грамматического строя речи можно использовать дидактические игры: «Что в земле, что на земле», «Кого куда», «Кого не стало», «Чей? Чья? Чьи?», «Семейка слов» и др.

  Словесные игры, игры с предметами, настольно-печатные игры построены на словах и действиях играющих. Дети описывают предметы, группируют по свойствам и признакам, находят сходства и различия. Игра должна стать самостоятельной деятельностью, инициатором которой должен быть ребенок и в которой он может проявить активность.

  Подвижные игры, упражнения, служат для развития общей и мелкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателем в качестве физкультминуток на занятиях, подвижные игры на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Именно в играх наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова. В одних играх и игровых упражнениях ребенок расширяет глагольный словарь, в других – образный словарь и вводит прилагательные, в-третьих – вводит в активную речь относительные прилагательные.

  Сюжетно-ролевая игра – это модель взрослого общества. У детей старшего дошкольного возраста игра начинается с договора, совместного планирования, кто кем будет играть.  В сюжетно-ролевой игре происходит формирование и развитие речевых навыков и умений. В игре происходит выявление состояния грамматического строя речи, устной речи, активного словаря.

  И так, в результате проведения игр формируется речь ребенка и его развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра в развитии ребенка-дошкольника. Из опыта работы воспитателя.

Дидактическая игра в первой младшей группе - главный помощник воспитателя....

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

"Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок познает  окружающую его действительность.свой внутренний мир. В младенческом возрасте посреством игры развиваются орган...

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни   Опубликовано 07.09.2012 - 18:09 - Калинина Ольга Анатольевна "Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок п...

Доклад "Значение игры в развитии ребенка 2-4 лет"

Роль игры имеет большое значение в жизни ребенка третьего года жизни. Она формирует воображение, фантазию, учит играть в коллективе. В данном докладе представлены различные игровые модели, помогающие ...

Роль игры в развитии ребенка

Роль игры в развитии ребенка...

Игра - средство развития ребенка. Художественная литература в игре.

Художественная литература - это кладезь образов, знаний и поучительных примеров для детей всех возрастов. На основе её сюжетов дети строят многие свои игры.  В этой работе я рассматриваю, как мож...

«Игры разные нужны…», или какова роль игры в развитии ребенка?

«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому ...